Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Количество часов на дисциплину: 75
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36, из них лекций 18

Цель курса:

  • формирование системы научно-педагогических знаний, обобщенных обще профессиональных умений, освоение которых способствует ценностному осмыслению педагогической реальности и становлению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области образования;
  • формирование системы научно-педагогических знаний в области совместного с учащимися социального и учебного проектирования;
  • формирование системы научно-педагогических знаний в области проектирования воспитательных систем ОУ.
  • освоение основ стратегии личностного и профессионального роста в сфере педагогической деятельности.

Задачи курса:

  • содействовать осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, и ее гуманистической направленности;
  • сформировать умения описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, использовать общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач;
  • содействовать развитию исследовательской позиции педагога в профессиональной деятельности;
  • сформировать знания об особенностях педагогической деятельности в области совместного с учащимися социального и учебного проектирования;
  • развить основные информационно-педагогические умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации, и др.);
  • развить умения проектировать индивидуальный маршрут ученика в процессе социального и учебного проектирования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Концепция содержания основана на закономерностях профессионально- личностного становления специалиста, которые обуславливают следующую логику построения содержания: ориентация и самоопределение в сфере педагогической деятельности, непрерывного педагогического самообразования. Освоение теоретико-методологических основ проектной деятельности, практических способов их реализации в образовательной практике, связанной с совместным с учащимися социальным и учебным проектированием. Расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала специалиста в области образования.

Научной основой для построения программы являются:

  • философско-педагогические идеи об образовании как факторе развития человека и общества;
  • методология педагогической науки;
  • ведущие тенденции развития высшего профессионального педагогического образования, определяющие формирование общепрофессиональной педагогической компетентности, как становление субъектного опыта целостной профессионально-педагогической деятельности посредством решения педагогических задач, развития умений диагностики собственного продвижения в непрерывном педагогическом образовании, рефлексии путей достижения целей и построения стратегии профессионального и личностного роста специалиста.

Отбор содержания связан с реализацией:

  • принципа гуманизации образования, предполагающего выявление возможностей самообразования, пути развития проектной культуры в педагогической деятельности;
  • принципа гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, акмеология, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).
  • принципа дополнительности, характеризующего взаимодействие различных форм педагогического знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство).

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний по курсу проводится в устной форме в виде:

  • сравнительного анализа идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, в педагогической деятельности, разными авторами;
  • анализа фактического материала на основе научных подходов и идей;
  • дискуссий,
  • творческих заданий, на которых определяется степень сформированности: знаний о ценностно-смысловой природе и особенностях педагогической деятельности; информационно-педагогических умений, связанных с получением, переработкой и освоением полученной информации; умений организовывать проектную деятельность.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Итоговая аттестация предполагает зачет в форме защиты разработанного проекта.

Основное содержание

Актуальные проблемы современного образования.
Современная образовательная парадигма. Инновационные процессы в образовании. Стратегия развития современного высшего и общего образования.
Понятие о педагогической технологии. Место и роль проектирования в образовательном процессе современной школы.

Введение в проектирование.
Понятие о проектной культуре. Условия формирования проектной культуры личности. Понятие о личности, овладевшей проектной культурой. Сущность проектирования как особой области педагогической деятельности. Подход как аксиоматическая основа проектирования. Синергетический подход. Системный подход. Состав и структура систем. Цели, целесообразность, целеосуществимость. Полезный педагогический результат. Системообразующие факторы и системообразующая деятельность. Связи: случайность, необходимость, причинность. Технологический подход: логика действий. Практика - критерий истинности знания. Педагоги и учащиеся как субъекты проектирования. Особенности совместного с учащимися проектирования. Личностные качества проектировщика. Проектирование качеств личности как компонента личностных достижений. Проектирование воспитательных отношений в педагогическом процессе. Проектирование индивидуальных воспитательных воздействий.

Общие основы проектирования.
Моделирование, проектирование и конструирование: сущность понятий и деятельности. Концепция как совокупность идей, ценностей, принципов. Ценностно-смысловое самоопределение проектировщиков. Плюрализм и толерантность в проектировании. Диагностика как изучение действительности. Диагностика в логике проектирования. Проблема как противоречие. Генерирование идей, проблем, целей, задач. Логики и этапы в проектировании. Логика проектирования систем, процессов и ситуаций различной степени общности, сложности и целостности. Социальные роли проектировщиков как "решателей" конкретных задач проектирования. Многообразие форм проектирования. Цикличность в проектировании. Состав и структура проекта. Типология проектов. Социальные и учебные проекты. Проектирование воспитательной системы ОУ.

Формотворчество в проектировании.
Рефлексия в проектировании. Экспертиза и само экспертиза в проектировании. Планирование и документация в проектировании Оформление материалов проекта. Язык изложения результатов проектирования. Подготовка к защите и защита проекта. Критерии и показатели эффективности проекта. Анализ и оценка проектов и результатов их апробации.

Управление проектной деятельностью и ее результаты.
Организация проектной деятельности в ОУ: переход на договорные отношения, конкурс "Проект года", организация "Центра социального и учебного проектирования", круглые столы проектировщиков, консультации, промежуточная и итоговая экспертиза проектов, введение в учебный план ОУ спецкурса для учащихся "Основы социального проектирования", изменение структуры учебного года в связи с организацией "Недели учебного проектирования".
Овладение учащимися учебной исследовательской деятельностью: планирование деятельности, самоорганизация и самоконтроль деятельности, поиск и формулировка проблем, подпроблем, целей, задач, методов сбора и обработки информации, поиск, обработка и использование нетрадиционных источников информации, представление результатов деятельности. Расширение образовательного пространства субъектов проектирования: прирост в знаниях и умениях, выходящих за рамки традиционной школьной программы. Интернет-технологии в проектировании. Изменение типа отношений между субъектами проектирования.

Основные понятия

  • образовательная технология;
  • профессиональная компетентность;
  • личность и коллектив, ценности коллектива;
  • гуманистическая природа педагогической деятельности;
  • ценностные характеристики педагогической деятельности;
  • педагогическое проектирование;
  • системный подход;
  • цели, целесообразность, целеосуществимость;
  • технологический подход;
  • личностные качества проектировщика;
  • моделирование, проектирование и конструирование;
  • логика проектирования;
  • состав и структура проекта;
  • рефлексия в проектировании;
  • планирование и документация в проектировании;
  • критерии и показатели эффективности проекта.
  • организация проектной деятельности;
  • учебная исследовательская деятельность;
  • образовательное пространство.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает: подготовку к лекциям и лабораторным занятиям; самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания курса (по выбору, соответствующему интересам слушателей); выполнение творческих заданий; подготовка к индивидуальным консультациям.

Типовые задания для самостоятельной работы:

  • Работа с первоисточниками, психолого-педагогической и методической литературой (на основе технологий критического мышления; реферирования, аннотирования, экспертизы и др.).
  • Сравнение концепций, теорий.
  • Теоретические дискуссии, дебаты.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Белкин А.С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 1999.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000 (главы 4, 5).
  3. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. -Киев,1986.
  4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.,1998.
  5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. Основы философии образования. - М., 1999.
  6. Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии формирования у будущих учителей. - Екатеринбург, 1998.
  7. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М. Академия. 2001.
  8. Закирова А.Ф. Введение в педагогическую герменевтику. - Екатеринбург, 2000.
  9. Крючков Ю.А. Проектная культура. М.,1989.
  10. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М., 1999.
  13. Синергетика и социальное управление. - М., 1998.
  14. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М, 1993.
  15. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М., 1998 (главы по указанию преподавателя).
  16. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., 1998.
  17. Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. - Тюмень, 1997.
  18. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. М., 1993.
    б) дополнительная литература
  1. Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу. - СПб., 1999.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. - Казань, 1998.
  3. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. /Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д, 1995.
  4. Гаврилова О.В. Проблема сущности и существования педагогической деятельности /Образование. Профессия. Производство. - Самара, 1998.
  5. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
  6. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа.- М., 1996.
  7. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, Рыбинск.1993
  8. Педагогический практикум. - СПб, 1998.
  9. Реан А.А., Коломинский А.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
  10. Управление школой: теоретические основы и методы. /Под ред. В.С. Лазарева - М. 1998.

в) словарь терминов

Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности

Система - совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.

Модель - образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)

Педагогическое моделирование - метод исследования педагогических объектов на их моделях. Это процесс определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов. На этапе моделирования определяется состав и структура проектируемых педагогических объектов. Результатом моделирования является модель (см. Модель).

Проект - (от лат. "брошенный вперед") система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач.

Педагогическое проектирование - прикладное направление педагогической науки и практической педагогической деятельности. Нацелено на решение таких общих задач, как развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных педагогическая системах (педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образовательная программа) . Процесс создания педагогического проекта, дальнейшая детализация созданной педагогической модели в логике проектирования и доведения ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, то есть до практического использования.

Педагогический проект - комплект документов, отражающих цели и ценности проектирования, состав и структуру объекта проектирования, логику проектирования, ресурсное обеспечение реализации проекта (мотивационное, правовое, методическое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое и т.д.).

Педагогическое конструирование - процесс создания конструкта, дальнейшая детализация созданного педагогического проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Объект педагогического проектирования - часть педагогической реальности разного уровня сложности, подлежащая совершенствованию (воспитательная система, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, технология и пр.)

Состав процесса педагогического проектирования - логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла педагогического проекта до получения полезного педагогического результата.

Структура педагогического проектирования - связи между отдельными шагами (этапами) педагогического проектирования. Основное свойство этих связей - преемственность, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.

Состав педагогического проекта - состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.

Структура педагогического проекта - описание связей между элементами (компонентами) проектируемой педагогической системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.

Логика педагогического проектирования - выбираемая разработчиками проекта последовательность действий по анализу, преобразованию и оценке эффективности разработанного педагогического проекта. Выбор логики определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степени теоретической и практической разработанности проблемы.

Формы педагогического проектирования - см. Педагогический проект.

Принципы педагогического проектирования - основные ценности, которыми руководствуются разработчики при создании проекта: принцип человеческих приоритетов, принцип системности, принцип саморазвития проектируемых систем, принцип непрерывности организации проектирования, принцип реальности и диагностичности, принцип общности и уникальности в проектировании и т.д.

Теоретическое обеспечение педагогического проектирования - определение методологических основ проектирования, тех научных закономерностей, которые лежат в основе проектируемых педагогических явлений, процессов, систем. Формулирование целей и ценностей педагогического проекта.

Методическое обеспечение педагогического проектирования - описание конкретных задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия субъектов для реализации проекта (планы, перечень мероприятий, необходимые методические разработки и пр.).

Ресурсное обеспечение педагогического проектирования - систематизированное описание необходимых ресурсов: условий реализации проекта (кадровых, научно-методических, организационных, материально- технических, юридических, финансовых и пр.).

Диагностика в логике педагогического проектирования - комплекс методов научного исследования (социологического, педагогического, психологического, валеологического, акмеологического и др.), конкретные исследовательские методики, применяемые разработчиками на разных этапах проектирования для: выявления потребности в проекте; противоречий; наличия тех или иных условий для проектирования; ценностей, исповедуемых субъектами проектируемой педагогической системы; изменений в качестве функционирования системы в целом и отдельных ее элементах; изменения в личности субъектов; эффективности проектирования и пр.

Экспертиза педагогического проекта - необходимый этап в логике педагогического проектирования, организуемый для анализа и оценивания актуальности, значимости и результативности проекта, прогноза его реализации и развития. Различают внутреннюю экспертизу (самоэкспертизу) и внешнюю, организуемую независимыми экспертами- специалистами. Функции экспертизы: дать многоаспектный анализ проекту, поставить диагноз, осуществить прогноз, определить приоритеты, смягчить последствия, принять решение о судьбе проекта.

Презентация педагогического проекта - представление разработанного проекта заинтересованным лицам (потребителям, общественности), субъектам педагогического проектирования в разнообразных формах (доклад, сообщение).

 

Автор-составитель примерной программы дисциплины "Основы проектной культуры" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Ченобытов В.А.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540500 "Технологическое образование".

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39