Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на курс:76
Количество аудиторных часов на курс: 38, из них лекций 19.

Цель курса: формирование системы социально- психологических знаний будущего бакалавра технологического образования; умений анализировать социальные ситуации и себя в них, умений адекватно воспринимать себя и окружающих людей.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов знания о личности в социальной психологии, о закономерностях общения и взаимодействия людей, о психологических особенностях больших и малых групп;
  • ознакомить студентов с практическим применением социальной психологии: эффективная коммуникация, предупреждение и преодоление конфликтов, создание благоприятного климата в группах;
  • определить зоны дефицита социального поведения студентов и возможности коррекции их личностного взаимодействия и общения с целью саморазвития и повышения уровня социальной адаптации.

    Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • преемственность с курсами "Психология человека", "Возрастная психология", "Самопознание и саморазвитие личности";
  • практикоориентированность социально-психологического знания, использование его для решения студентами конкретных педагогических задач и жизненно-значимых ситуаций;
  • использование социально-психологического знания для построения программы личностного и профессионального роста, самореализации обучающихся, достижения ими "акме" в профессиональной деятельности.

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на лабораторных занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций студентов с преподавателями.

Итоговая аттестация - зачет, на котором студенты должны дать аргументированный ответ на предложенные вопросы, продемонстрировать умения социально- психологического анализа педагогических ситуаций и собственных личностных характеристик.

Основное содержание

Социальная психология как наука. Понятие социальной психологии. Предмет и область социальной психологии. Методы социальной психологии. Связь социальной психологии с другими науками.

Личность в социальной психологии. Понятие личности. "Я" в социальном мире. Социальные убеждения и суждения. Социальные и гендерные роли. Процесс социализации личности. Социальное познание и здоровье человека.

Проблема общения в социальной психологии. Понятие общения. Общение и личность. Общение и взаимопонимание людьми друг друга. Социально -психологические механизмы общения.

Структура общения. Понятие и способы структурирования общения. Средства общения. Общение как коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация. Модели коммуникации.

Конфликт и примирение. Структура конфликта. Динамика конфликта. Функции конфликта. Типология конфликта. Общение в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликтов.

Влияние группы. Понятие психологической общности. Классификация социально-психологических общностей. Природа группы. Влияние группы (социальная фасилитация, социальная пассивность, групповая поляризация, огруппление мышления). Коллектив как социально- психологический феномен.

Лидерство. Понятие и природа лидерства. Теории лидерства. Соотношение понятий "руководство" и "лидерство". Статус лидера. Типология лидерства. Стили и стратегии лидерства.

Социально-психологический климат коллектива. Понятие социально- психологического климата коллектива. Прогнозирование социально- психологического климата коллектива. Понятие регуляции социально-психологического климата.

Основные понятия

Гендерная роль, влияние группы, группа, коллектив, коммуникация, контрсуггестия, конфликт, лидерство, личность, личностное пространство, общение, психология толпы, приобретенная беспомощность, просоциальное поведение, самомониторинг, самоосознание, самопрезентация, самоэффективность, социальная адаптация, социально-психологический климат, социальная леность, социальная перцепция, социальная фасилитация, сплоченность, Я - концепция.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов связана с изучением предложенной литературы и первоисточников, подготовкой к лабораторным занятиям, составлением социально-психологического глоссария, осуществлением социально-психологической самодиагностики и интерпретацией ее результатов, составлением самохарактеристики и программы личностного роста.

Рекомендуемая литература

    а) основная литературав) словарь терминов

    Взаимодействие - процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

    Взаимоотношения - субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.

    Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

    Группа - реальная социальная общность людей (нация, класс, партия, бригада, экипаж).

    Жесты - выразительные движения рук, пальцев. Они помогают передать эмоции, психические состояния, желания.

    Идентификация - опознание, отождествление чего-либо с чем- либо, сличение одного объекта с другим.

    Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

    Коммуникабельность - социально-психологическая черта личности, способность ее к товарищескому общению с другими людьми.

    Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

    Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

    Лидер - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

    Личностное пространство - буферное пространство, которое мы предпочитаем сохранять вокруг себя.

    Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

    Социализация личности - процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

    Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

    Авторы-составители программы курса "Социальная психология" доцент кафедры акмеологии, кандидат психологических наук Н.А. Даниличева, ассистент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена Куренкова А.А..

    Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 30 августа 2001 г.).

    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.
  3. Парыгин Б.Д.. Социальная психология. - СПб., 1999.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. - Ростов-на-Дону, 1999.
  5. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1999.
    б) дополнительная литература
  1. Аграшенков А.А. Психология на каждый день. - М., 1997.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1997.
  4. Берн Э. Лидер и группа. - Екатеринбург. 2000.
  5. Берн Э. Познай себя. - Екатеринбург.1999.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.1985.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 1999.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т.2.- М., 1992.
  9. Гримак Л.П. Общение с собой. - М., 1991.
  10. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. - СПб., 1998.
  11. Квинн В. Прикладная психология. - СПб. 2000.
  12. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.
  13. Пиз А. Язык жестов. - Воронеж, 1992.
  14. Практическая психодиагностика. - Самара, 1999.
  15. Современная зарубежная социальная психология (тексты). - М., 1984.
Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39