Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Количество часов на дисциплину: 65
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36 , из них лекций 18

Цель дисциплины: cоздание организационно-педагогических условий для личностного роста студентов на основе развитой способности к самопознанию, рефлексии, самоанализу и самосовершенствованию.

Задачи дисциплины:

  • формирование у студентов способности к рефлексии;
  • обучение анализу различных сторон своего «Я»;
  • изучение студентами своих индивидуальных особенностей, характера, темперамента, интересов, потребностей и способностей, ценностных ориентаций, уровня притязаний и самооценки личности;
  • формирование у студентов способности оценить свои возможности на основе анализа материалов самопознания  и требований учебной, а также будущей профессиональной деятельности;
  • формирование  у студентов умения корректировать саморазвитие, правильно выбирать  стратегию личностного и профессионального роста;
  • обучение студентов умению составлять программы личностного самосовершенствования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Для всестороннего самопознания личности студента в содержание курса включены теоретические вопросы, связанные с различными теориями личности и личностного роста. Большое внимание уделяется анализу индивидуальных психологических свойств и аффективной сферы личности.

Содержание курса включает в себя  методы познания и самопознания личности, методы анализа и интерпретации данных самопознания, приемы самоконтроля и методы составления психологических программ с целью самосовершенствования личности.Оно непосредственно связано с содержанием дисциплин психолого-педагогического цикла и дополняются сведениями, полученными в курсах «Психология человека», «Введение в педагогическую деятельность», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Акмеологический тренинг». Изучение курса поможет студентам получить целостное представление о собственной индивидуальности и возможностях личностного роста.

Текущий контроль качества усвоения знаний проводится с помощью тестов учебных достижений, которые дают возможность объективно оценить степень овладения студентами знаниями и умениями по программе изучаемой дисциплины. Тесты составляются на основе пройденного материала.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета , на котором студенты представляют:

  • психологическую самохарактеристику
  • «Программу личностного роста»

Основное содержание

Значение психологической науки для развития человека. Отличие житейской психологии от научной. Задачи курса «Основы самопознания и саморазвития личности». Характеристика форм организации учебной деятельности по курсу. Установка на значимость  самопознания и саморазвития.

Общее понятие о личности. Соотношение понятий человек, индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Современные теории личности. «Я – концепция». Самопознание и саморазвитие личности.

Личность и ее формирование. Критерии сформированной личности. Этапы формирования личности («первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву). Стихийные механизмы формирования личности. Самосознание и его функции.

Методы изучения личности. Метод наблюдения. Метод эксперимента: лабораторный и естественный. Метод беседы. Анкетирование. Метод тестов. Метод изучения продуктов деятельности. Психодиагностика. Этапы психологического исследования. Виды психологической помощи. Психологическая культура. Определение уровня развития основных свойств личности, определяющих ее структуру с позиции общественной сущности и индивидуальных особенностей с помощью методики «ОТКЛЭ». Изучение психологических особенностей личности с помощью методики «16 – ФЛО - 105 С». Построение личностного профиля по 16 психологическим факторам. Описание психологических особенностей личности с рекомендациями по психокоррекции.

Мотивы и мотивационная сфера личности. Изучение мотивов личности с целью понимания морально-психологической сущности личности. Понятие о потребностях и ценностных ориентациях. Изучение собственных потребностей и ценностных ориентаций с целью самопознания и самосовершенствования личности. Направленность личности. Изучение мотивационной сферы личности с помощью методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса. Определение доминирующей мотивации с помощью теста Юмористических фраз (ТЮФ). Советы и рекомендации студентам.

Самооценка и уровень притязаний личности. Понятие о самооценке и уровне притязаний личности. Изучение самооценки и уровня притязаний личности. Определение возможностей психокоррекционной работы по установлению их адекватности Несколько шагов к уверенности в себе.

Изучение эмоционально-аффективной сферы личности. Функции и виды эмоций. Стресс и его особенности. Ознакомление с состояниями, вызванными чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма (фрустрация, агрессивность, тревожность). Определение уровня тревожности. Возможности психокоррекционной работы. Способы управления эмоциями. Определение коэффициента личностной и реактивной тревожности студентов с помощью методики Спилбергера-Ханина. Изучение личностной тревожности по методике Тейлора. Советы и рекомендации по психокоррекции. Изучение тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности личности. Диагностика агрессивного поведения с помощью «Теста руки».

Познание особенностей характера и темперамента. Эволюция представлений о темпераменте (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Юнг, И.П. Павлов). Понятие о темпераменте и его типах. Характер и темперамент. Черты характера и отношения личности. Акцентуация черт характера. Диагностика темперамента с помощью методики EPQ Г.Ю. Айзенка. Определение взаимосвязи темперамента и характера.

Понятие о способностях. Способности и задатки. Природа человеческих способностей. Понятие об интеллекте. Качественные стороны интеллекта (внимание, память, мышление, воображение, творчество). Методы изучения способностей и интеллекта. Работа над собой в плане развития способностей и интеллектуального роста.

Комплексная программа по саморазвитию и психокоррекции личности. Понятие о личностном росте. Понятие о самосовершенствовании. Методы и приемы самовоспитания. Структура «Программы личностного роста».

Основные понятия

Личность, индивидуальность, Я–концепция, самосознание, самопознание, саморазвитие, самооценка, уровень притязаний, мотивы, потребности, ценностные ориентации, задатки, способности, интеллект, темперамент, характер, эмоциональные состояния, психодиагностика, психокоррекция, личностный рост.

Организация самостоятельной работы

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты с помощью учебно-методической литературы ведут в тетради словарь терминов, изучаемых в курсе. Используя материалы самодиагностики, пишут на себя психологическую характеристику и разрабатывают программу личностного роста.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Бернс Р. Развитие «Я»- концепции и воспитание. М.1986.
  2. Годфруа Ж.. Что такое психология. М.,1996.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
  4. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. СПб.1998.
  5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб. 2000.
  6. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.1987.
  7. Психические состояния. Хрестоматия. СПб., 2000.
  8. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.2000.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.1997.
  10. 10.Энциклопедия психологических тестов. М.1997.
    б) дополнительная литература
  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988.
  2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков.1994.
  3. Елканов С.Б. Профессиональное самосознание учителя. М.1986.
  4. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.1973.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивов учения. М.1990.
  6. Психодиагностика: теория и практика. М.1986.
  7. Психология личности. Тексты. М.1982.
  8. Рухманов А.А. Познать себя. М.1983.
  9. Херсонский Б.Г. Методы пиктограмм в психодиагностике. СПб. 2000.
  10. Швебель М. Развитие познавательных способностей. М.1986.

Автор-составитель программы курса «Основы самопознания и саморазвития личности» ассистент кафедры акмеологии А.А. Куренкова.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №2 от 20 октября 2000 г.)

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540500 Технологическое образование.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39