Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Количество часов на курс: 32
Количество аудиторных часов: 19.

Цель курса: способствовать осознанию будущими бакалаврами технологического образования социальной значимости педагогической профессии, уникальности педагогического знания для решения личностно значимых проблем, личностной и профессиональной самореализации в педагогической сфере профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • развитие у студентов мотивации, адекватной ценностям педагогического образования и педагогической деятельности;
  • освоение будущими бакалаврами технологического образования знаний об особенностях профессиональной деятельности в различных сферах образования (общее, начальное профессиональное, дополнительное);
  • осознание значимости педагогических знаний для воспитания собственных детей, для достижения вершин профессионализма в профессиях типа «человек — человек»;
  • ориентация студентов на самопознание, саморазвитие и самовоспитание, самореализацию в образовательном процессе.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

    Содержание программы основано на интеграции знаний по философии, культурологии, психологии и педагогике. Технологии реализации программы предусматривают активное включение студентов в процесс обучения, осознание ими своей успешности на основе применения рефлексивно-оценочных методик.

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на практических занятиях в форме обсуждения педагогических проблем, анализа видеоматериалов, решения педагогических задач, обсуждения рефератов, творческих работ (сочинений, эссе, аннотаций и пр.), тестирования и педагогической диагностики студентов.

Итоговая аттестация - зачет.

Основное содержание

Педагогика как наука, практика и учебная дисциплина. Педагогические знания и их специфика. Опыт человеческой культуры и педагогические знания. Философия, религия и педагогические знания. История возникновения педагогической профессии. Универсальность педагогического знания и его практическое значение. Педагогическая практика и педагогическая наука: возникновение и этапы развития. Великие ученые и практики в педагогике. Педагогика как учебная дисциплина: назначение, задачи, структура и содержание. Задачи курса «Введение в педагогическую деятельность». Организация и формы работы по освоению учебной программы курса.

Профессия педагог в мире профессий. Классификация профессий по Е.А. Климову. Особенности профессий типа «человек — человек». Миссия и «предназначение» педагогической профессии, ее роль в жизни общества. Спектр педагогических специальностей и их особенности. Универсальность деятельности учителя-предметника Взаимосвязь профессиональных знаний в педагогическом труде. Объективные и субъективные сложности в профессионально-педагогической деятельности. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности.

Учитель в эпоху перемен. Гуманизация общества и образования. Социальные и профессиональные ценности педагогического труда. Профессиональные требования к личности учителя (способности, личностные качества, профессиональная позиция — кредо педагога). Нравственная и этическая культура учителя. Педагогический такт. «Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требований к нему». Понятие о педагогическом идеале.

Система педагогического образования. Представление о системе педагогического образования. Педагогические кадры России: статистика и проблемы. Непрерывное педагогическое образование. Педагогические классы. Педагогические колледжи. Педагогические институты. Педагогические университеты. Профессионально-педагогические образовательные маршруты. Горизонты профессионального роста в педагогическом труде.

Педагогика сотрудничества и успешности. Радость учить и учиться. Успешность учащегося — успешность учителя. Сотрудничество как средство самореализации учащихся и педагогов. Основные идеи педагогики сотрудничества. Технологии успешности в учении и педагогическом труде.

В начале пути к вершинам педагогического мастерства. Первичное представление об акмеологии как науке. Факторы достижения «акме» в педагогической профессии. Первичные представления о творчестве и мастерстве в педагогической деятельности. Слагаемые педагогического мастерства. Профессиональный педагогический этикет. Педагогическая речь как грань педагогической культуры и мастерства.
Ценности профессионального обучения в педагогическом университете. Мотивация обучения. Педагогическое образование и жизненные планы. Самопознание, саморазвитие, самореализация в учебной деятельности. Пути и формы приобретения опыта педагогической деятельности.

Организация самостоятельной работы

При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск педагогической информации по различным источникам, готовят сообщения и доклады, творческие работы по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.

Основные понятия

педагогические знания, педагогическая наука, педагогическая практика, педагогическая профессия, педагогические специальности, система педагогического образования, профессиональные педагогические ценности, педагогический идеал, педагогика сотрудничества, успешность, акмеология, слагаемые педагогического мастерства, самопознание, саморазвитие и самовоспитание, самореализация в учебной деятельности и в педагогической профессии.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
  2. Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику: Материалы к учебной программе. — СПб., 1994.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2000.
  4. Буторина Г.И., Кузина Г.Ф. Введение в педагогическую профессию. —М.,1998.
  5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. — М., 1999.
    б) дополнительная литература
  1. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. — Рига,1996.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1996.
  3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989.
  4. Казакова Е.И.. Тряпщына А.П. Диалог на лестнице успеха. —СПб.,1997.
  5. Коршунова Н.Н., Коршунова Т.Ю. Профессиональный портрет выпускника факультета технологии и предпринимательства. — СПб., 2001.
  6. Педагогический поиск. — М., 1989.
  7. Соколовская Е.А. Я — учитель. Опыт профессиональной рефлексии. —СПб., 1999.

в) словарь терминов

Акмеология - наука, изучающая факторы достижения человеком наивысших результатов, «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности.

Гуманизация образования - ведущий принцип модернизации современного отечественного образования, базирующийся на приоритете развития личности субъектов образовательного процесса, на внедрении в содержание и технологии образовательного процесса общечеловеческих ценностей, направленный на развитие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.

Педагогика - наука об обучении, воспитании и развитии человека; сфера профессиональной деятельности, связанная с обучением, воспитанием и развитием человека; учебная дисциплина, аккумулирующая в себе научные педагогические знания и педагогическую практику, направленные на подготовку специалистов в сфере образования.

Педагогика сотрудничества - особое видение педагогической теории и практики, основанное на субъект-субъектных взаимоотношениях участников образовательного процесса, построенных на гуманистических принципах — на признании равноценности друг друга, на удовлетворении потребностей в саморазвитии и самореализации, на гармонии уважения к личности воспитанника и требований к нему.

Педагогическая деятельность - сфера профессиональной деятельности, основной миссией которой является создание условий для выявления и становления индивидуальности обучающегося (воспитанника).

Педагогический идеал - система требований к педагогу-профессионалу, принятых на данном этапе развития общества и образования.

Педагогический такт - требования к соблюдению меры в профессионально-педагогической деятельности при общении и взаимодействии с участниками образовательного процесса (учащимися, педагогами, родителями, администрацией), основанные на гуманистических принципах.

Педагогический этикет - нравственные нормы поведения, принятые в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое знание - элемент общечеловеческой культуры, в котором отражена передача опыта предшествующих поколений последующим с целью их развития и обретения способности создавать свой собственный опыт.

Педагогическое кредо -система внутренних личностных установок педагога, профессиональная позиция по отношению к главным ценностям и предназначению педагогической профессии.

Педагогическое мастерство - высший уровень профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое образование - государственная система подготовки и повышения квалификации кадров для системы образования.

 

Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А.Балакирева

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 30 августа 2001 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
Система управления сайтом Host CMS
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39