Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Количество часов на курс: 32
Количество аудиторных часов: 19.
Цель курса: способствовать осознанию будущими бакалаврами технологического образования социальной значимости педагогической профессии, уникальности педагогического знания для решения личностно значимых проблем, личностной и профессиональной самореализации в педагогической сфере профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- развитие у студентов мотивации, адекватной ценностям педагогического образования и педагогической деятельности;
- освоение будущими бакалаврами технологического образования знаний об особенностях профессиональной деятельности в различных сферах образования (общее, начальное профессиональное, дополнительное);
- осознание значимости педагогических знаний для воспитания собственных детей, для достижения вершин профессионализма в профессиях типа «человек — человек»;
- ориентация студентов на самопознание, саморазвитие и самовоспитание, самореализацию в образовательном процессе.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
-
Содержание программы основано на интеграции знаний по философии, культурологии, психологии и педагогике. Технологии реализации программы предусматривают активное включение студентов в процесс обучения, осознание ими своей успешности на основе применения рефлексивно-оценочных методик.
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на практических занятиях в форме обсуждения педагогических проблем, анализа видеоматериалов, решения педагогических задач, обсуждения рефератов, творческих работ (сочинений, эссе, аннотаций и пр.), тестирования и педагогической диагностики студентов.
Итоговая аттестация - зачет.
Основное содержание
Педагогика как наука, практика и учебная дисциплина. Педагогические знания и их специфика. Опыт человеческой культуры и педагогические знания. Философия, религия и педагогические знания. История возникновения педагогической профессии. Универсальность педагогического знания и его практическое значение. Педагогическая практика и педагогическая наука: возникновение и этапы развития. Великие ученые и практики в педагогике. Педагогика как учебная дисциплина: назначение, задачи, структура и содержание. Задачи курса «Введение в педагогическую деятельность». Организация и формы работы по освоению учебной программы курса.
Профессия педагог в мире профессий. Классификация профессий по Е.А. Климову. Особенности профессий типа «человек — человек». Миссия и «предназначение» педагогической профессии, ее роль в жизни общества. Спектр педагогических специальностей и их особенности. Универсальность деятельности учителя-предметника Взаимосвязь профессиональных знаний в педагогическом труде. Объективные и субъективные сложности в профессионально-педагогической деятельности. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности.
Учитель в эпоху перемен. Гуманизация общества и образования. Социальные и профессиональные ценности педагогического труда. Профессиональные требования к личности учителя (способности, личностные качества, профессиональная позиция — кредо педагога). Нравственная и этическая культура учителя. Педагогический такт. «Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требований к нему». Понятие о педагогическом идеале.
Система педагогического образования. Представление о системе педагогического образования. Педагогические кадры России: статистика и проблемы. Непрерывное педагогическое образование. Педагогические классы. Педагогические колледжи. Педагогические институты. Педагогические университеты. Профессионально-педагогические образовательные маршруты. Горизонты профессионального роста в педагогическом труде.
Педагогика сотрудничества и успешности. Радость учить и учиться. Успешность учащегося — успешность учителя. Сотрудничество как средство самореализации учащихся и педагогов. Основные идеи педагогики сотрудничества. Технологии успешности в учении и педагогическом труде.
В начале пути к вершинам педагогического мастерства. Первичное представление об акмеологии как науке. Факторы достижения «акме» в педагогической профессии. Первичные представления о творчестве и мастерстве в педагогической деятельности. Слагаемые педагогического мастерства. Профессиональный педагогический этикет. Педагогическая речь как грань педагогической культуры и мастерства.
Ценности профессионального обучения в педагогическом университете. Мотивация обучения. Педагогическое образование и жизненные планы. Самопознание, саморазвитие, самореализация в учебной деятельности. Пути и формы приобретения опыта педагогической деятельности.
Организация самостоятельной работы
При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск педагогической информации по различным источникам, готовят сообщения и доклады, творческие работы по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
Основные понятия
педагогические знания, педагогическая наука, педагогическая практика, педагогическая профессия, педагогические специальности, система педагогического образования, профессиональные педагогические ценности, педагогический идеал, педагогика сотрудничества, успешность, акмеология, слагаемые педагогического мастерства, самопознание, саморазвитие и самовоспитание, самореализация в учебной деятельности и в педагогической профессии.
Рекомендуемая литература
- а) основная литература
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
- Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику: Материалы к учебной программе. — СПб., 1994.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2000.
- Буторина Г.И., Кузина Г.Ф. Введение в педагогическую профессию. —М.,1998.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. — М., 1999.
- б) дополнительная литература
- Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. — Рига,1996.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1996.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989.
- Казакова Е.И.. Тряпщына А.П. Диалог на лестнице успеха. —СПб.,1997.
- Коршунова Н.Н., Коршунова Т.Ю. Профессиональный портрет выпускника факультета технологии и предпринимательства. — СПб., 2001.
- Педагогический поиск. — М., 1989.
- Соколовская Е.А. Я — учитель. Опыт профессиональной рефлексии. —СПб., 1999.
в) словарь терминов
Акмеология - наука, изучающая факторы достижения человеком наивысших результатов, «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности.
Гуманизация образования - ведущий принцип модернизации современного отечественного образования, базирующийся на приоритете развития личности субъектов образовательного процесса, на внедрении в содержание и технологии образовательного процесса общечеловеческих ценностей, направленный на развитие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.
Педагогика - наука об обучении, воспитании и развитии человека; сфера профессиональной деятельности, связанная с обучением, воспитанием и развитием человека; учебная дисциплина, аккумулирующая в себе научные педагогические знания и педагогическую практику, направленные на подготовку специалистов в сфере образования.
Педагогика сотрудничества - особое видение педагогической теории и практики, основанное на субъект-субъектных взаимоотношениях участников образовательного процесса, построенных на гуманистических принципах — на признании равноценности друг друга, на удовлетворении потребностей в саморазвитии и самореализации, на гармонии уважения к личности воспитанника и требований к нему.
Педагогическая деятельность - сфера профессиональной деятельности, основной миссией которой является создание условий для выявления и становления индивидуальности обучающегося (воспитанника).
Педагогический идеал - система требований к педагогу-профессионалу, принятых на данном этапе развития общества и образования.
Педагогический такт - требования к соблюдению меры в профессионально-педагогической деятельности при общении и взаимодействии с участниками образовательного процесса (учащимися, педагогами, родителями, администрацией), основанные на гуманистических принципах.
Педагогический этикет - нравственные нормы поведения, принятые в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическое знание - элемент общечеловеческой культуры, в котором отражена передача опыта предшествующих поколений последующим с целью их развития и обретения способности создавать свой собственный опыт.
Педагогическое кредо -система внутренних личностных установок педагога, профессиональная позиция по отношению к главным ценностям и предназначению педагогической профессии.
Педагогическое мастерство - высший уровень профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическое образование - государственная система подготовки и повышения квалификации кадров для системы образования.
Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А.Балакирева
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 30 августа 2001 г.).