Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Количество часов на дисциплину: 60
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36 , из них лекций 18.
Цель дисциплины: ознакомление будущих специалистов с основными понятиями и психологическими характеристиками управленческой деятельности, а также с основами управленческой культуры для продуктивного и эффективного осуществления профессио нально-педагогической и предпринимательской деятельности.
Задачи дисциплины:
- обеспечить усвоение студентами основных понятий психологии управленческой деятельности;
- раскрыть психологические закономерности управленческой деятельности;
- вооружить студентов знаниями о формах, методах, технологиях работы с персоналом, как предпосылкой достижения продуктивности и эффективности управленческой деятельности;
- способствовать развитию самопрезентационных умений будущих специалистов;
- ориентировать их на использование полученных знаний в процессе профессионализации.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- научность — рассмотрение материала в соответствии с закономерностями, выявленными социальной психологией, психологией труда, психологией управления;
- преемственность — опора на знания, сформированные у бакалавров образования при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла «Психология», «Педагогика», «Профессиональное самоопределение и карьера»);
- личностная ориентированность и активность — ориентация содержания и организации материала дисциплины на потребности слушателей, на развитие их субъектной позиции в личностном и профессиональном самопознании и саморазвитии.
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в процессе выполнения студентами лабораторных работ, при выполнении ими заданий для самостоятельной работы, в ходе обсуждения результатов диагностики и самодиагностики.
Итоговая аттестация - зачет.
Основное содержание
Психология управления как наука. Сущность понятия управление. Специфика процесса управления в системе «человек — человек». Управление как самостоятельная деятельность. Психологические закономерности и особенности управленческой деятельности. Развитие науки об управлении. Основные теории управления. Этапы становления отечественного управления.
Групповая деятельность в системах управления. Понятие о групповой деятельности. Виды групп. Особенности управления группами. Организационная структура группы. Корпоративная культура группы. Групповое взаимодействие как фактор стабильности.
Отбор персонала в управленческой деятельности. Персонал-технологии. Требования к кандидатам. Аттестация. Тестирование. Резюме. Установочное собеседование. Профессиональные испытания. Самопрезентация. Рефлексивно-оценочная деятельность. Контроллинг персонала.
Психологические особенности управленческих процессов. Менеджмент. Маркетинг. Реклама. Переговоры. Этапы управленческих процессов. Руководство и организация в управленческих процессах.
Лидерство и руководство в организациях. Организация как социальная система. Понятие о лидерстве и руководстве. Задачи и функции руководства. Формы руководства. Методы руководства. Лидеры формальные и неформальные. Современный лидер. Качества лидера. Лидерство как стиль деятельности.
Стиль управления. Понятие о стиле. Личностные качества и стиль. Управленческая решетка. Стиль и совместимость. Стиль в управленческой культуре.
Общение в управленческой деятельности. Деловое общение как система управления. Принципы делового общения. Кодекс делового общения. Заповеди управленца. Барьеры в деловом общении. Эффективное слушание. Модели поведения. Самовоспитание в общении. Общение как самопрезентация.
Деловые коммуникации в управлении. Деловая встреча. Деловая беседа. Деловое совещание. Деловое письмо. Интервью. Резюме. Телефонный разговор.
Деловой этикет. Этикет в управлении. Деловые контакты. Нравственные и профессиональные нормы делового этикета. Особенности проведения деловых приемов. Организационный этикет. Бизнес-культура управленца.
Самопрезентация и имидж управленца. Самопрезентация в управлении. Вербальные и невербальные средства самопрезентации. Первое впечатление. Технология самопрезентации. Имидж и самопрезентация в бизнес-технологии. Взаимодействие коммуникативных и информационных ресурсов.
Основные понятия
Управление, руководство, организация, группа, управленческие процессы, управленческая культура, стиль управления, персонал-технологии, лидерство, бизнес-культура, деловые коммуникации, деловой этикет, имидж, самопрезентация.
Организация самостоятельной работы предполагает изучение основной и дополнительной литературы, самодиагностику профессионально значимых личностных свойств и качеств, анализ результатов диагностики и самодиагностики, выработку рекомендаций по самосовершенствованию для продуктивного и эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности, подготовку к зачету.
Рекомендуемая литература
- а) основная литература
- Магура М.И.Поиск и отбор персонала. — М., 1999.
- Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. — СПб., 2000.
- Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. — СПб., 2000.
- Ньюстром Дж.В., Девис К. Организационное поведение. — СПб., 2000.
- Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. — М., 2001.
- Практическая психология: Учебник / Авт. М.К. Тутушкина и др. — СПб., 1998.
- Психологические и социальные технологии в управлении персоналом. — СПб., 1999.
- Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. — СПб., 2000.
- б) дополнительная литература
- Актуальные проблемы управления персоналом / Под ред. Ю.П. Платонова.—СПб., 1997.
- Бандурка A.M., Бочарова С.П. Психология управления. — Харьков,1998.
- Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. Таллинн, 1994.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М.,1999.
в) словарь терминов
Организация - общественное объединение, государственное или негосударственное учреждение, созданное для решения общих целей.
Организационная культура - набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации.
Психология управления - отрасль психологической науки, изучающая закономерности повышения эффективности управленческой деятельности.
Руководство - деятельность, направленная на достижение поставленных целей, одна из функций управленческой деятельности.
Самопрезентация - процесс представления или подачи себя другим.
Управление - деятельность по организации процесса достижения целей.
Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А. Балакирева
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.)