Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Количество часов на дисциплину: 136
Количество аудиторных часов на дисциплину: _34_, из них лекций _16_

Цель дисциплины:

Подготовка магистрантов к написанию и защите диссертации на степень магистра образования; специалистов для высшей школы, способных вести научно-педагогические исследования, учебные занятия со студентами, а так же при желании продолжить обучение в аспирантуре на основе знания методологии психолого-педагогических исследований.

Задачи дисциплины:

  • знакомство магистрантов с основными методологическими и теоретическими положениями, на основе которых строится любое психолого-педагогическое исследование;
  • знакомство с логикой построения и проведения исследования;
  • знакомство с особенности выбора исследовательских методов, способов сбора, обработки, интерпретации и презентации результатов исследования;
  • ознакомление с диссертационными исследованиями, выполненными в научных школах кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Научность - принцип, предполагающий рассмотрение материала в соответствии с методологией психолого-педагогических наук, опора на системный и личностно-деятельностный подходы в организации психолого- педагогических исследований.
Личностная ориентированность - принцип ориентации содержания и организации курса на потребности и научные интересы слушателей, на их личностное и профессиональное саморазвитие.
Сознательность и активность - принцип ориентации курса на активизацию и развитие субъектной позиции слушателей в научно- исследовательской деятельности при изучении проблем высшей педагогической школы, на развитие творческого мышления.

Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль осуществляется в процессе семинарских занятий, индивидуальных собеседований и консультаций магистрантов.

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по курсу проводится в форме экзамена.

На экзамене магистранты должны продемонстрировать:

  • знание и понимание основных методологических и теоретических положений, на основе которых строится любое психолого- педагогическое исследование;
  • понимание логики построения и проведения своего исследования;
  • знание и понимание специфики исследовательских методов, способов сбора, обработки, интерпретации и презентации результатов своего исследования.
Основное содержание

Характеристика научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики РГПУ им. А. И Герцена как основной базы получения научной информации.
Научные школы Г.И. Щукиной, К.Д. Радиной, З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян.
Научные интересы кафедры - школьное, вузовское, послевузовское образование. Характеристика научных лабораторий кафедры. Направленность личности как центральный феномен исследования в области воспитания (Л.И. Божович, В.И. Чудновский, Т.Е. Конникова).

Требования ГОС к магистру образования.
Индивидуальная культура, эрудиция, творческие способности, самостоятельность в поиске и интерпретации научных знаний, владение инструментовкой передачи научных знаний, способность выполнить магистерское диссертационное исследование.

Источники научно-педагогических знаний.
Первоисточники, диссертации, монографии, статьи, тезисы. Способы анализа научно-педагогической литературы: библиографическое описание, конспектирование, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование. Варианты ссылок. Составление тезауруса.

Определение проблемы исследования.
Выбор и формулировка темы исследования. Методология как система принципов, методов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология педагогического исследования. Способы методологического обеспечения педагогических исследований.
Диссертация как вид научной работы. Внутреннее единство и логика диссертации. Литературный и практический опыт начинающего писать диссертацию. Предсказательная и объяснительная функции диссертации. Самодисциплина диссертанта. Виды исследований: фундаментальные, прикладные, разработки.
Значение современной категории "проблема". Педагогическая проблема и ее природа. Источники педагогических проблем. Актуальность педагогической проблемы. Понятие проблемной ситуации. Глобальные и конкретизированные противоречия. Основные направления педагогических исследований. Соотношение проблемы и темы исследования. Актуальность проблемы исследования.

Основная идея, исходная позиция в исследовании.
Направление, подход к исследованию (личностно-деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический, аксиологический, системный, антропологический и другие).
Подход как направление изучения объекта исследования: логический - исторический, качественный - количественный и другие. Взаимосвязь идеи и подхода исследования. Теория как система взглядов, направлений, подходов. Теории самовоспитания, индивидуальности, формирования убеждений, ценностной ориентации, коллектива, дифференциации и др. Связи теорий, принципов, концепций. Исследовательские принципы: преемственности, соответствия, отторжения, возвышения, терминологического единообразия.

Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Условия состоятельности гипотезы: эмпирическая проверяемость, предсказательность, информативность, теоретическая обоснованность. Виды гипотез: нулевая, описательная, объяснительная, основная, прогностическая. Не нужно доказывать очевидное.

Общая логика исследования.
Исследовательский процесс, его содержание и отличие от других видов деятельности. Мысленный эксперимент: сущностные характеристики явления в форме принципов, закономерностей, законов; отсутствие алгоритмических предписаний; неопределенность направления поиска; отсутствие правил разработки логики научного исследования. Прием разработки логики научного исследования - движение от ожидаемого конечного результата к его предпосылкам, каждый новый исследовательский шаг опирается на предыдущий. Подходы к построению логики педагогического исследования: инвариантный и его этапы; вариативный - совокупность педагогического эксперимента. Формулирование цели исследования. Определение задач исследования. Рабочий вариант гипотезы.

Методы и методики исследования.
Метод - путь, способ познания. Группы методов: теоретические, эмпирические. Уровни познания. Теоретический уровень познания и его методы. Гуманистическая направленность педагогических исследований. Значение личного опыта исследователя. Субъективный подход в исследовании. Субъекты общения в исследовании. Применение количественных методов в педагогическом исследовании. Методы описания: метод интроспекции, метод самоотчета, метод идентификации, биографический метод; педагогическая герменевтика; метод изучения архивных материалов. Выбор методов для каждого этапа исследования. Педагогический эксперимент и его особенности. Функции педагогического эксперимента. Методы обработки данных педагогического эксперимента: регистрация, ранжирование, рейтинг, экспертная оценка, социометрия. Ретроспективный анализ собственного опыта. Фиксация данных. Формы фиксации. Обобщение количественного материала. Непараметрические методы: факторный, кластерный, многомерный анализ. Критерии эффективности исследования: непротиворечивость, объективность, валидность, надежность, эвристичность.

Оформление магистерской диссертации.
Структура диссертации. Титульный лист. Оглавление. Введение. Список литературы. Таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Глава. Параграфы. Выводы по главам. Заключение. Приложения. Предзащита диссертации. Защита диссертации. Выступление на защите диссертации. Правила устного выступления: логика построения, грамотность, ритм, темп речи, приемы активизации интереса аудитории.

Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа магистрантов по курсу организуется в соответствием с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования, теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, составление библиографии и тезауруса исследования, формулирование рабочей гипотезы, выбор базы проведения исследования, определение комплекса методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ экспериментальных данных, оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, авторефератами и диссертационными исследованиями, анализируют результаты психолого-педагогических исследований, консультируются с научным руководителем и преподавателем.

Основные понятия

Методология науки, концепция, научная школа, источники научно- педагогических знаний, проблема исследования, подход к исследованию, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, логика научного исследования, методы и методики исследования, презентация материалов исследования.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Абрамова И.Г., Ходоровская А.С. Оформление и защита педагогического проекта//Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография/Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб., 1995.
  2. Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу по педагогике. - СПб., 1999.
  3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред.В.И. Журавлева. - М., 1988.
  4. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. - Л.,1987.
  5. Даргевичене Л.И. Введение в методику педагогического исследования. - СПб., 1997.
  6. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996.
  7. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса/Под ред. З.И. Васильевой. - Л., 1986.
б) дополнительная литература
  1. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. - Волгоград,1994.
  2. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. - СПб., 1993.
  3. Педагогический эксперимент /Под ред.А.А. Макарени. - Л., 1985.
  4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
  5. Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. - Л., 1989.
  6. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996.
в) словарь терминов
Концепция - система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений; понимание чего-либо, общий замысел.
Гипотеза исследования - некоторое допущение, предположение, догадка; недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой.
Объект педагогического исследования - это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.
Предмет педагогического исследования - это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется.
Метод исследования - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Автор-составитель примерной программы дисциплины "Методологические основы психолого-педагогических исследований" профессор кафедры акмеологии, доктор педагогических наук Т.К. Ахаян.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 5 октября 1999 г.).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39