Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Количество часов на дисциплину: 68
Количество аудиторных часов на дисциплину: _17_, из них лекций _17_
Цель дисциплины:
Ценностно-личностное принятие слушателями основных принципов и
характерологических черт системы высшего (университетского)
педагогического образования как парадигмального основания
профессионально-педагогического самоопределения. Ценностно-личностное
самоопределение магистрантов в профессионально-педагогической
деятельности на основе ознакомления с историей и современным
состоянием системы высшего педагогического образования.
Задачи дисциплины:
- Ознакомление с историей возникновения и развитием педагогических систем высшего образования за рубежом и в России, с современным состоянием и тенденциями модернизации высшей школы;
- Формирование у магистрантов - будущих преподавателей высшей педагогической школы ценностного отношения к демократическим традициям и отличительным особенностям университетского образования;
- Развитие умений сравнительного анализа принципов организации деятельности, содержания обучения, технологий педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в современных западных и отечественных университетах.
Историзм - принцип, определяющий рассмотрение развития образовательных систем высшей школы в зависимости от конкретных исторических, социально-экономических условий и потребностей общества.
Преемственность - принцип, опоры в изложении материала на знания, полученные магистрантами в курсе "История образования и педагогической мысли" и в процессе изучения других психолого- педагогических дисциплин.
Ценностно-профессиональная направленность - принцип, ориентирующий изучение материала с позиции его значимости для будущей педагогической деятельности, личностного принятия традиций и ценностей высшей школы.
Акмеологическая ориентированность - принцип, предполагающий анализ факторов достижения "акме" личностного и профессионального развития педагогов высшей школы прошлого и настоящего через изучение их профессионально-педагогической деятельности.
Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль усвоения курса осуществляется в процессе
индивидуальных и групповых консультаций, собеседования со
слушателями, анализа выполнения заданий для самостоятельной работы.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме зачета, на
котором магистранты должны продемонстрировать:
- Знание истории возникновения и развития педагогических систем высшего образования за рубежом и в России, современного состояния и тенденций модернизации высшей школы;
- Ценностное отношение к демократическим традициям и отличительным особенностям университетского образования;
- Умение осуществлять сравнительный анализ принципов организации деятельности, содержания обучения, технологий педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в современных западных и отечественных университетах.
Зарождение и основные тенденции развития высшего образования на
Западе (ХУ -ХУП вв.) и в России (ХУП - начало ХХ вв.)
Прообразы высшей школы в философских школах античности (Платон,
Сократ, Аристотель).
Первые западные университеты.
Первые высшие учебные заведения России: Славяно-Греко-Латинская
Академия (1687 г.), Школа математических и навигационных наук (1701
г.) в Москве, Морская Академия (1715 г.), Академический университет
при Академии наук (1725 г.) в Петербурге, Московский университет по
проекту М.В. Ломоносова (1755 г.). Характеристика деятельности и
содержания обучения. Первый университетский Устав 1755 года.
Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в
России в ХУШ-Х1Х вв. Новые варианты Устава университетов 1804, 1835,
1884 гг. Становление женского образования в России. Бестужевские
высшие женские курсы. Санкт-Петербургский педагогический институт
(1804-1816 гг.). Главный педагогический институт в Петербурге (1819-
1819 гг.). Педагогический институт в Петербурге (1828-1859 гг.).
Гимназическое и университетское образование. Конфронтация между
сторонниками классического и реального образования.
Профессорский институт Дерптского университета (г. Тарту) в 20-30-е
годы Х1Х в. Концепция научного образования Н.И. Пирогова.
Педагогические воззрения на систему высшего образования К.Д.
Ушинского, К.И. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышнеградского и др.
Система высшего образования в дореволюционной России (1914-1917
гг.) и в советский период (1917-1941 гг.)
Особенности развития высшего образования в России и СССР между первой
и второй мировыми войнами. Теория университетского образования С. И.
Гессена, созданная в эмиграции (1923 г.).
Деятельность ЛГПИ им. А.И. Герцена по подготовке педагогических и
научных кадров (1918-1941 гг.).
Высшая школа индустриально развитых стран после второй мировой
войны.
Тенденции развития высшей школы в индустриально развитых странах:
демократизация, создание научно-учебно-производственных комплексов,
фундаментализация образования, индивидуализация обучения и
индивидуализация труда студента, гуманитаризация и гуманизация
образования, компьютеризация высшего образования, переход к массовому
высшему образованию, повышение требований к профессионализму
преподавателей и значимости педагогики и психологии в подготовке и
повышении квалификации преподавательских кадров вузов, система
регулярной оценки эффективности вузов со стороны общества.
Восстановление системы высшего образования в СССР, его качественная и
количественная динамика после Великой отечественной войны.
Деятельность ЛГПИ им. А.И. Герцена по подготовке педагогических и
научных кадров (1945-1991 гг.).
Реформы высшего профессионального образования в России.
Закон РФ "Об образовании" (1992 г.). Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.).
Функции университета в обществе. Черты современного университета.
Роль педагогических университетов в системе высшего профессионального
образования. Деятельность РГПУ им. А.И. Герцена по подготовке
педагогических и научных кадров (1991-2000 гг.).Устав РГПУ им. А.И.
Герцена.
Модернизация и перспективы развития высшей школы Российской
Федерации.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Программа
Правительства РФ "Стратегия развития Российской Федерации до 2010
года" (Раздел 2. Реформирование образования (2000 г.). Программа
развития педагогического образования в России на 2001-2005 гг.
Программа развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2001-2005 гг.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа магистрантов предусматривает знакомство с
первоисточниками, изучение исторических материалов и современных
нормативных документов о развитии системы высшего образования на
Западе и в России, изучение истории ЛГПИ - РГПУ им. А. И. Герцена,
выполнение реферативных работ, консультации, индивидуальные и
групповые собеседования с преподавателем.
Основные понятия
Университет, гимназическое образование (классическое и реальное), университетское образование, Устав университета, отличительные признаки университета, функции университетов в обществе, традиции университетского образования, реформирование и модернизация высшего образования.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. и сост. П.А. Алексеев. - М.: "Школа- Пресс". 1995.
- Закон РФ "Об образовании". - М.1992.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М.2000.
- Педагогический Университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета. - СПб.: "Лики России". 1997.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс. 1995.
- Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв. Учебное пособие. - СПб. 1995.
- Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". -М.1996.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии образования в России. - М., 1993.
- . Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. Учебное пособие для высшей школы. - М.: Изд-во "Совершенство", 1999.
- Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.
- . Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире /Пер. с англ. М., 1980.
- Моздалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен /Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель М.В. Захарченко. В 2 Т. - СПб.: Алетейя. 2000.
- Образование в современном мире. - М.1996.
- Саймон Б. Общество и образование /Пер. с англ. - М., 1989.
- Философия: Учебник для вузов . /В.Н. Скворцов, В.Л., Обухов, Н.И. Мочалова и др. Под ред. Г.В. Стельмашука. - СПб.: ЛГОУ, Химиздат.1999.
профессор кафедры акмеологии, доктор педагогических наук Т.К. Ахаян ; доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук С.Ф. Эхов.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №2 от 5 октября 1999 г.).
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению
магистерской подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического
совета по направлению 540500
Технологическое образование Учебно-
методического объединения по направлениям педагогического образования
на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).