Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Продолжительность практики: 7 недель
Цель практики:
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры и совете факультета тематике в
соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к
организации и содержанию опытно-экспериментальной работы.
Задачи практики:
- Овладение магистрантом современной методологией научного исследования, в том числе в области технологического образования;
- Овладение современными методами сбора, анализа и обработки научной информации в области технологического образования;
- Овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов.
Научность - организация научного исследования магистрантов в соответствии с современной методологией науки; соблюдение этапности и логики в проведении научного исследования;
Преемственность с содержанием курсов "Педагогические теории и системы" и "Методологические основы психолого-педагогических исследований";
Креативность - актуализация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению научного исследования;
Учет научных интересов магистрантов - проведение научного исследования в соответствии с научно-исследовательскими интересами магистрантов.
Содержание и характер деятельности студента
Научно-исследовательская практика предполагает:
- Работу с информационными, справочными, реферативными изданиями по проблеме исследования;
- Составление библиографии по теме магистерской диссертации;
- Написание обзорного реферата по теоретической части магистерского исследования;
- Участие в научно-исследовательской работе кафедры (помощь в подготовке к изданию сборников научных трудов (тезисов), в подготовке и проведению научных конференций и др.);
- Выступление с докладами на заседании кафедры (на конференциях СНО, научно-практических конференциях молодых ученых, Герценовских чтениях);
- Консультации с научным руководителем по программе научного исследования.
Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; составление библиографии и тезауруса исследования; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, анализируют результаты психолого-педагогических исследований, консультируются с научным руководителем и преподавателями
Ожидаемые результаты
- Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
- Умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- Умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций, докладов.
Формы отчетности
По итогам практики магистранты предоставляют на кафедру:
- Список библиографии по теме магистерской диссертации;
- Реферат по теоретической части исследования;
- Текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации.
Итоговая аттестация по научно-исследовательской практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных магистрантом материалов и отзыв научного руководителя о работе магистранта в период практики.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Абрамова И.Г., Ходоровская А.С. Оформление и защита педагогического проекта//Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография /Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб., 1995.
- Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу по педагогике. - СПб., 1999.
- Введение в научное исследование по педагогике /Под ред.В.И. Журавлева. - М., 1988.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. - Л.,1987.
- Даргевичене Л.И. Введение в методику педагогического исследования. - СПб., 1997.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996.
- Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса /Под ред. З.И. Васильевой. - Л., 1986.
- Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. - Волгоград,1994.
- Общая теория статистики / Под ред. А.Я. Боярского, Г.Л. Громыко.- М.1985.
- Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. - СПб., 1993.
- Педагогический эксперимент /Под ред. А.А. Макарени. - Л., 1985.
- Рузавин Г.И. Математизация научного знания. - М.1984.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
- Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. - Л., 1989.
- Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 3 от 2 ноября 1999 г.). Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).