Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на дисциплину: 88
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 22, из них лекций - 10

Цель дисциплины:

Формирование готовности выпускника магистратуры к психологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса со студентами в ВУЗе, к обучению, воспитанию студентов, к осознанному и целенаправленному продолжению обучения в аспирантуре, эффективному осуществлению научно-исследовательской деятельности проблем высшего педагогического образования.

Задачи дисциплины:

  • Усвоение магистрантами основных понятий и закономерностей психологии взрослых и их проявления в познании, общении и профессиональной деятельности;
  • Осознание и принятие психологических закономерностей развития взрослого человека как основы для эффективного личностного и профессионального саморазвития и самореализации;
  • Овладение умениями анализа продуктивности и эффективности профессионально-педагогической деятельности на основе учета закономерностей, сформулированных экспериментальной акмеологией.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Научность - принцип, предполагающий рассмотрение материала в соответствии с закономерностями, выявленными возрастной психологией, социальной психологией, экспериментальной акмеологией.
Преемственность - принцип, предполагающий опору на знания, сформированные у магистрантов при изучении дисциплин психолого- педагогического цикла (Введение в психологию, Психология развития, Социальная психология, Педагогическая психология, Теоретическая педагогика, Практическая педагогика).
Личностная ориентированность - принцип ориентации содержания и организации курса на потребности слушателей, на развитие их субъектной позиции в образовательном процессе высшей педагогической школы, в научно-исследовательской деятельности, в личностном и профессиональном самопознании и саморазвитии.

Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль освоения курса осуществляется на семинарских занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций магистрантов с преподавателем, при выполнении ими заданий для самостоятельной работы.

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация магистрантов по курсу осуществляется в форме экзамена, на котором они должны продемонстрировать:

  • Знание и понимание основных понятий и закономерностей психологии взрослых и их проявления в познании, общении и профессиональной деятельности;
  • Осознание и принятие психологических закономерностей развития взрослого человека как основы для эффективного личностного и профессионального саморазвития и самореализации;
  • Владение умениями анализа продуктивности и эффективности профессионально-педагогической деятельности на основе учета закономерностей, сформулированных экспериментальной акмеологией.
Основное содержание

Предмет возрастной психологии взрослых.
Предмет возрастной психологии взрослых - изменения психики: процессов, интеллекта и свойств личности на различных этапах жизненного пути. Понятия возраста и развития. Биологическое и социальное в развитии человека. Понятие умственной, гражданской, трудовой зрелости. Основные факторы, влияющие на развитие человека во взрослом состоянии. Место взрослости (зрелости) в системе отраслей психологической науки. Пути становления психологии взрослых.

Непрерывное образование как требование социального и научно- технического прогресса общества. Взаимосвязь образовательных, воспитывающих и развивающих функций обучения взрослых. Взрослый человек как субъект учебной и трудовой деятельности. Общее и специальное образование, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Методология и методы возрастной и педагогической психологии взрослых.
Методологические основы разработки проблем психологии взрослых и их обучения. Основные принципы психологических исследований. О необходимости генетического подхода к рассмотрению проблем возрастной изменчивости взрослых как методологическом требовании. Классификация методов исследования. Б.Г. Ананьев о четырех группах методов (организационных, эмпирических, обрабатывающих и интерпретационных). О возрастном и индивидуально-психологическом (личностном) подходах в выборе методов. Методы возрастных срезов и лонгитюдный (длительно ведущийся) метод. Сочетание методов возрастных срезов и лонгитюдного при изучении потенциальных возможностей интеллектуального развития взрослого человека. Эмпирические методы или методы добывания научных фактов (наблюдение, лабораторный и естественный эксперимент и др.). Метод тестов и его применение при изучении взрослых. Самонаблюдение. Методы опроса и особенности их применения при изучении взрослых. Биографический метод изучения жизненного пути и деятельности взрослого человека. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ). Интерпретация полученного в результате математико-статистической обработки материала.

Системно-структурный подход и комплексное изучение человека.
О системном подходе в науке. Человек как сложная многомерная система, требующая целостного его изучения. Структура, представляющая собой способ связи компонентов системы. О субординации между структурными уровнями организации сложной системы, проявляющейся в подчинении менее сложного более сложному. Человек как сложная система, отличающаяся множеством признаков, требующая при его изучении системного подхода. О дифференциации и интеграции научных знаний о человеке. Комплексное изучение человека как реализация системного подхода. В.М. Бехтерев о комплексном изучении человека. Воплощение идей В.М. Бехтерева о комплексном изучении человека ленинградской школой психологов, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. О научно- организационном обеспечении целостного изучения человека как сложной системы, включающей в себя ряд структурных уровней, начиная от базальных компонентов метаболизма и нейродинамических свойств вплоть до структуры интеллекта и личности.

Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания.
Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания человеком мира. Идея Б.Г. Ананьева о двухфазном развитии психических функций. Развитие ощущений в зависимости от деятельности человека (учебной, трудовой). Сенсорная организация личности как система чувствительности к ведущим видам деятельности, развивающейся в конкретной деятельности (профессиональной). Роль избирательности и апперцепции в учебной деятельности обучающегося. Проявление свойств восприятия и внимания в процессе отбора учебной информации. Наблюдение как целенаправленное восприятие. Восприятие человека человеком. Наблюдение за человеком и его особенности. Систематические наблюдения педагогического процесса как основа формирования наблюдательности - важного качества личности педагога.

Мнемические процессы и их развитие.
Память и ее значение. Представления и их особенности. Процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Роль установки в запоминании. Кратковременная и долговременная память. Механическая и смысловая память. Роль повторения в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения. Заучивание и его организация. Индивидуально- психологические особенности памяти. Виды и типы памяти. Общая и специальная память. Специальная память и профессиональная деятельность. Развитие общей и профессиональной памяти.

Мышление и воображение взрослых.
Мышление как обобщенное и опосредованное познание. Связь чувственного и логического в познании мира. Формы мышления и мыслительные операции. Виды мышления и их особенности. Проявление образного, логического, практического мышления в процессе решения различного типа задач. Взаимосвязь видов мышления. Роль и особенности практического мышления взрослого человека. Профессиональное и техническое мышление. Воображение как создание новых образов и идей. Единство психологических истоков мышления и воображения. Проявление воссоздающего и творческого воображения в научно-исследовательской деятельности. Развитие мышления и воображения в процессе усвоения знаний и приобретения умений. Качества ума.

Эмоционально-волевые качества личности взрослых.
Виды чувств и их проявление в учебной деятельности обучающегося. Связь чувств с мышлением и воображением. Эмоциональные состояния и волевые черты характера. Этапы волевого действия. Успешность в учебной деятельности и мотивационная сфера личности обучающегося. Целеустремленность, инициативность, самостоятельность - качества личности, проявляющиеся и формирующиеся в учении. Внушаемость и ее преодоление в процессе самовоспитания. Выдержка и самообладание - важные качества педагога. Роль учебной группы и педагога в формировании профессионально важных качеств личности студента как будущего специалиста.

Психология общения.
Педагогическая деятельность и ее особенности. Педагог в системе отношений "субъект - объект, "субъект - субъект". Идейная направленность личности педагога, высокий уровень культуры, профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое общение как средство формирования личности обучающегося. Речь как средство общения педагога с обучающимися. Выразительность речевых свойств. Невербальные средства общения. Контроль и оценка педагогом учебной деятельности обучающегося в процессе общения.

Проблема возрастной периодизации жизни человека.
Возраст как функция биологического и исторического времени. Гетерохрония, проявляемая в неравномерности соотношения биологического и социального в развивающейся личности. Об изменчивости соотношения биологического и социального в личности в различные периоды жизни человека. Несовпадение нижних и верхних границ возрастных периодов. Подходы в определении места зрелости (взрослости) в системе возрастов жизненного цикла человека генетической ( детской ) психологией и геронтологией. Геронтогенез - динамика развития, понимаемая как состояние борьбы между эволюционными и инволюционными тенденциями развития. Подходы к построению возрастной периодизации жизни человека ( П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
О месте юности в возрастных классификациях ( В.В. Гинзбург, Г. Гримм, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев). Юность и понятие "студенческий возраст". Понятие "зрелость" (взрослость). Акселерация и ее проявление. Студенческий возраст как специфическая онтогенетическая стадия развития, в которой происходит усиление социализации личности.

Возрастные периоды интеллектуального развития взрослых.
Сущность функционального подхода к рассмотрению психических процессов как "собственно онтогенетического феномена" (Б.Г. Ананьев). Микровозрастной подход в изучении психического развития взрослого человека. Межфункциональные связи как способ целостной организации интеллекта. Преобразования межфункциональных структур как основа умственного развития человека. Межфункциональные и внутрифункциональные изменения, их взаимодействие и взаимозависимость. Ритмичность как закономерность живой системы, наблюдаемая и в психической сфере. Макропериоды и микропериоды развития психических функций и интеллекта. Ранняя зрелость (взрослость), ее макро- и микропериоды развития - 18 - 25 лет ( 18 - 21 год и 22 - 25 лет ). Средняя зрелость - 1 период - 26 - 36 лет (26 - 29 лет, 30 - 33 года, 34 - 36 лет), 2 период - 37 - 40 лет. О гетерохронности или неравномерности развития психических функций и интеллекта. Гетерохронность как общая закономерность онтогенетического развития человека, наблюдаемая на всем протяжении его жизненного цикла. Подъемы и спады в уровневых показателях развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом.

Обучение как фактор умственного развития взрослых.
Взрослый человек как творец и созидатель. Место взрослого человека в системе непрерывного образования. Послешкольное образование, распространяющееся на периоды жизни взрослого человека. Общее и специальное образование. Особенности усвоения знаний и овладения умениями в разные возрастные периоды. Взрослый человек как субъект деятельности (познания, труда и общения). Самообразование взрослого человека. Роль обучения и умственной деятельности (учения) в интеллектуальном развитии взрослого человека. Обучаемость как восприимчивость человека к дальнейшему обучению и самообразованию. Сензитивные периоды обучаемости взрослых. Развитие памяти, мышления, внимания в учебной деятельности взрослых. Память и мышление как психические функции преобразования. Внимание как функция произвольной регуляции личности. Роль педагогических средств в упрочении межфункциональных связей и целостности интеллектуальной системы. Общее и специальное развитие (профессиональная память, практическое мышление).
"Студенческий возраст" и его место в возрастной классификации взрослости. Адаптация студента к учебной деятельности. Студенческий возраст как сензитивный период развития человека. Повышение квалификации в системе непрерывного образования и учет особенностей возрастного психического развития взрослых в условиях повышения квалификации.

Психологические проблемы подготовки к научно-исследовательской деятельности преподавателя высшей квалификации.
Психолого-педагогические проблемы и особенности их исследования. Овладение концептуальным и понятийным аппаратом науки. Профессионально-педагогическая компетентность, творческое мышление и воображение в умственной деятельности аспиранта, как будущего специалиста высшей квалификации. Роль интеллектуальных умений в научной работе. Организация самостоятельной работы и проявление самостоятельности в выборе темы, в формулировке гипотезы, в определении целей и задач исследования, в подборе методов исследования. Умение ставить вопросы, подбирать обоснованные аргументы, пользоваться доказательной формой в рассуждениях, в оформлении научного отчета и доклада. Роль научного руководителя и коллектива кафедры в исследовательской деятельности аспиранта. Овладение культурой научно-исследовательского труда. Сочетание исследовательской и преподавательской деятельности.

Организация самостоятельной работы

В ходе самостоятельной работы магистранты изучают, конспектируют и аннотируют основную и дополнительную литературу, готовятся к семинарским занятиям, выполняют рефераты на следующие темы (по выбору):

  1. Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых.
  2. Системно-структурный подход и комплексное изучение человека в современной психологии.
  3. Особенности юношеского возраста.
  4. Обучение и умственная деятельность как факторы интеллектуального развития человека.
  5. Проблема общего и специального развития человека и пути ее решения в современной психологии.
  6. Половой деморфизм и его проявления в разные периоды жизни.
  7. Особенности студенческого возраста.
  8. Основные возрастные классификации и принципы их построения.
  9. Гетерохронность развития и факторы сохранности трудоспособности человека.
  10. Способности и их развитие.
Основные понятия
Возраст, взрослость, зрелость, акмеология, экспериментальная акмеология, комплексное изучение человека, двухфазность развития психических функций, студенческий возраст, возрастные периоды интеллектуального развития взрослых, гетерохронность развития психических функций, обучение как фактор развития взрослых, научно- исследовательская деятельность преподавателя высшей школы.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.Просвещение.1968. С. 40 - 56.
  2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.:Знание.1972.
  3. Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. - М.:Педагогика.1972 и 1977.
  4. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учебное пособие. - Л.1981.
  5. Степанова Е.И. В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека // История становления и развития экспериментальных исследований в России. - М.:Наука.1990. С.102 - 116.
  6. Степанова Е.И. Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта. - Л.1990.
  7. Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Микровозрастной подход в исследовании интеллекта взрослых // Психологический журнал. 1980. № 5.
  8. Степанова Е.И. Человек:возраст, труд, образование// Вопросы психологии.1986.№ 1.
  9. Степанова Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов.// Психологический журнал.1994. № 5. С. 13 - 21.
  10. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии.- СПб.1995.
  11. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб. 2000.
б) дополнительная литература
  1. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии.1973. № 6.
  2. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии.1976.№ 4.
  3. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.ЛГУ.1974.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.1971.
  5. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л. ЛГУ.1974.
  6. Щербаков А.И., Богословский В.В. Исследование отношений - актуальная задача психологии воспитания// Сб. научн. трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л.1973.
  7. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М. :Высшая школа. 1982.
в) словарь терминов

Адаптация - приспособление человека к изменившимся условиям жизни, в результате чего возможно приобретение новых для него свойств.
Активность человека - способность производить действия в соответствии с поставленной целью.
Акмеология - наука о закономерностях психического развития и самореализации взрослого человека в процессе достижения им высоких результатов профессионализма, мастерства и творчества.
Аутотренинг (аутогенная тренировка) - система упражнений , направленных на саморегуляцию поведения и управления собственным психическим состоянием.
Возраст - ограниченная во времени ступень психического и физиологического развития индивида отличающаяся определенными закономерностями.
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности развития человека на всем протяжении жизни.
Внушаемость - подверженность человека чужим влияниям.
Детерминация - причинная обусловленность.
Деятельность - проявления активности человека, направленные на удовлетворение потребностей и достижения целей, в результате чего становится возможным преобразование условий жизни и самого себя.
Индивид - человек с его природными физиологическими, психологическими и социальными свойствами.
Индивидуальность - человек с такими индивидуальными свойствами, сочетание которых отличает одного от другого.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивый прием деятельности, позволяющий достигать высоких результатов в познании, труде, общении.
Инициатива - проявление человеком активности на основе внутренних побуждений.
Инсайт - внезапное решение задачи, проблемы, которому предшествовала напряженная умственная работа.
Интеллект - относительно устойчивая система взаимосвязей познавательных психических функций обнаруживаемая как умственная способность, проявляемая в учебной и трудовой деятельности.
Интериоризация - превращение внешних действий во внутренний план (умственный).
Интроверсия - направленность человека на самого себя, свое внутреннее состояние.
Интроспекция - самонаблюдение, как метод познания человеком самого себя, своих возможностей, переживаний. Интуиция - способность быстро находить решения и предвидеть события.
Личность - человек, принадлежащий к определенной общественной среде и выполняющий в ней соответствующие роли.
Мотив - внутреннее побуждение к действиям и поступкам.
Направленность личности - совокупность потребностей, интересов, желаний определяющих поведение человека.
Научение - приобретение жизненного опыта, в результате которого усваиваются знания и умения.
Общение - взаимодействие людей, обмен знаниями, опытом.
Обучаемость - способность человека к научению, восприимчивость к средствам воздействия в процессе обучения и самообразования.
Онтогенез - процесс индивидуального развития человека в течение его жизни.
Профессия - вид трудовой деятельности человека.
Профессиограмма - описание профессии на основе проявления психических процессов и свойств личности в связи с требованиями к человеку данного вида профессии.
Психодиагностика - выявление психологических свойств, состояний процессов человека с помощью различных методов, и определение уровня развития.
Психокоррекция - изменение поведения человека с помощью специальных методов воздействия позволяющих снять негативные проявления.
Психологическая совместимость - взаимопонимание людей, положительно влияющее на деловые связи и отношения в совместной деятельности.
Рефлексия - сосредоточение человека на самом себе, сознательно перенос на себя полученных в опыте знаний о других.
Самоактуализация - стремление человека к выявлению и развитию своих возможностей.
Самоактуализация (самореализация) - личностное самосовершенствование, развитие способности на основе осознания наличия определенных возможностей (задатков).
Самовоспитание - направленность человека на самосовершенствование, приобретение положительных качеств личности и преодоления негативных.
Самоконтроль - оценка человеком собственных действий на основе мотивов и установок.
Самонаблюдение - наблюдение человека за собственными переживаниями и мыслями.
Самообладание - волевое качество личности, регулирующее деятельность и поведение.
Самоопределение личности - выявление и утверждение собственной позиции в жизненных ситуациях и в профессии.
Самоопределение личности - проявление самостоятельности в выборе жизненного пути, профессиональной направленности, ценностных ориентаций.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих возможностей, поведения, успешности и неуспешности в деятельности.
Самооценка - оценивание человеком самого себя, своих возможностей в деятельности, своих поступков.
Саморегуляция - управление человеком собственными психологическими состояниями, процессами поведения.
Самосознание - осознание человеком самого себя, своего "Я", отличия себя от других.
Социализация личности - овладение социальным опытом, процесс становления личности в течение всей жизни.
Сотрудничество - согласованность в работе с другими людьми.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности представляющие собой условие успешного выполнения деятельности.
Творчество - создание в процессе деятельности новых ценностей . В творчестве проявляются способности, знания, умения, мотивы, качества личности.
Трудолюбие - положительное отношение человека к трудовой деятельности, основывающееся на активности, инициативе, удовлетворенности процессом труда и его результатом.
Умение - способ выполнения действия, основанный на знаниях.
Умение - система приобретенных действий, успешно проявляемых в деятельности человека.
Уровень притязаний - показатель успешности на которую рассчитывает человек в своей деятельности.
Утомление - снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки
Экстериоризация - переход внутреннего плана (действий, решений) во внешнее (практические действия, результат решения).
Эмпатия - сопереживание, сочувствие другим людям.

Автор-составитель примерной программы дисциплины "Психология взрослых: экспериментальная акмеология (Педагогика и психология высшей школы)" профессор кафедры акмеологии, доктор психологических наук Е.И. Степанова.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500
Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39