Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на дисциплину: 88
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 22, из них лекций - 10
Цель дисциплины:
Формирование готовности выпускника магистратуры к психологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса со студентами в ВУЗе, к обучению, воспитанию студентов, к осознанному и целенаправленному продолжению обучения в аспирантуре, эффективному осуществлению научно-исследовательской деятельности проблем высшего педагогического образования.
Задачи дисциплины:
- Усвоение магистрантами основных понятий и закономерностей психологии взрослых и их проявления в познании, общении и профессиональной деятельности;
- Осознание и принятие психологических закономерностей развития взрослого человека как основы для эффективного личностного и профессионального саморазвития и самореализации;
- Овладение умениями анализа продуктивности и эффективности профессионально-педагогической деятельности на основе учета закономерностей, сформулированных экспериментальной акмеологией.
Научность - принцип, предполагающий рассмотрение материала в
соответствии с закономерностями, выявленными возрастной психологией,
социальной психологией, экспериментальной акмеологией.
Преемственность - принцип, предполагающий опору на знания,
сформированные у магистрантов при изучении дисциплин психолого-
педагогического цикла (Введение в психологию, Психология развития,
Социальная психология, Педагогическая психология, Теоретическая
педагогика, Практическая педагогика).
Личностная ориентированность - принцип ориентации содержания и
организации курса на потребности слушателей, на развитие их
субъектной позиции в образовательном процессе высшей педагогической
школы, в научно-исследовательской деятельности, в личностном и
профессиональном самопознании и саморазвитии.
Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль освоения курса осуществляется на семинарских
занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций
магистрантов с преподавателем, при выполнении ими заданий для
самостоятельной работы.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация магистрантов по курсу осуществляется в форме
экзамена, на котором они должны продемонстрировать:
- Знание и понимание основных понятий и закономерностей психологии взрослых и их проявления в познании, общении и профессиональной деятельности;
- Осознание и принятие психологических закономерностей развития взрослого человека как основы для эффективного личностного и профессионального саморазвития и самореализации;
- Владение умениями анализа продуктивности и эффективности профессионально-педагогической деятельности на основе учета закономерностей, сформулированных экспериментальной акмеологией.
Предмет возрастной психологии взрослых.
Предмет возрастной психологии взрослых - изменения психики:
процессов, интеллекта и свойств личности на различных этапах
жизненного пути. Понятия возраста и развития. Биологическое и
социальное в развитии человека. Понятие умственной, гражданской,
трудовой зрелости. Основные факторы, влияющие на развитие человека во
взрослом состоянии. Место взрослости (зрелости) в системе отраслей
психологической науки. Пути становления психологии взрослых.
Непрерывное образование как требование социального и научно- технического прогресса общества. Взаимосвязь образовательных, воспитывающих и развивающих функций обучения взрослых. Взрослый человек как субъект учебной и трудовой деятельности. Общее и специальное образование, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Методология и методы возрастной и педагогической психологии
взрослых.
Методологические основы разработки проблем психологии взрослых и их
обучения. Основные принципы психологических исследований. О
необходимости генетического подхода к рассмотрению проблем возрастной
изменчивости взрослых как методологическом требовании. Классификация
методов исследования. Б.Г. Ананьев о четырех группах методов
(организационных, эмпирических, обрабатывающих и интерпретационных).
О возрастном и индивидуально-психологическом (личностном) подходах в
выборе методов. Методы возрастных срезов и лонгитюдный (длительно
ведущийся) метод. Сочетание методов возрастных срезов и лонгитюдного
при изучении потенциальных возможностей интеллектуального развития
взрослого человека. Эмпирические методы или методы добывания научных
фактов (наблюдение, лабораторный и естественный эксперимент и др.).
Метод тестов и его применение при изучении взрослых. Самонаблюдение.
Методы опроса и особенности их применения при изучении взрослых.
Биографический метод изучения жизненного пути и деятельности
взрослого человека. Методы обработки данных (качественный и
количественный анализ). Интерпретация полученного в результате
математико-статистической обработки материала.
Системно-структурный подход и комплексное изучение
человека.
О системном подходе в науке. Человек как сложная многомерная система,
требующая целостного его изучения. Структура, представляющая собой
способ связи компонентов системы. О субординации между структурными
уровнями организации сложной системы, проявляющейся в подчинении
менее сложного более сложному. Человек как сложная система,
отличающаяся множеством признаков, требующая при его изучении
системного подхода. О дифференциации и интеграции научных знаний о
человеке. Комплексное изучение человека как реализация системного
подхода. В.М. Бехтерев о комплексном изучении человека. Воплощение
идей В.М. Бехтерева о комплексном изучении человека ленинградской
школой психологов, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. О научно-
организационном обеспечении целостного изучения человека как сложной
системы, включающей в себя ряд структурных уровней, начиная от
базальных компонентов метаболизма и нейродинамических свойств вплоть
до структуры интеллекта и личности.
Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания.
Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания человеком
мира. Идея Б.Г. Ананьева о двухфазном развитии психических функций.
Развитие ощущений в зависимости от деятельности человека (учебной,
трудовой). Сенсорная организация личности как система
чувствительности к ведущим видам деятельности, развивающейся в
конкретной деятельности (профессиональной). Роль избирательности и
апперцепции в учебной деятельности обучающегося. Проявление свойств
восприятия и внимания в процессе отбора учебной информации.
Наблюдение как целенаправленное восприятие. Восприятие человека
человеком. Наблюдение за человеком и его особенности. Систематические
наблюдения педагогического процесса как основа формирования
наблюдательности - важного качества личности педагога.
Мнемические процессы и их развитие.
Память и ее значение. Представления и их особенности. Процессы
памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Роль установки в
запоминании. Кратковременная и долговременная память. Механическая и
смысловая память. Роль повторения в процессах запоминания, сохранения
и воспроизведения. Заучивание и его организация. Индивидуально-
психологические особенности памяти. Виды и типы памяти. Общая и
специальная память. Специальная память и профессиональная
деятельность. Развитие общей и профессиональной памяти.
Мышление и воображение взрослых.
Мышление как обобщенное и опосредованное познание. Связь чувственного
и логического в познании мира. Формы мышления и мыслительные
операции. Виды мышления и их особенности. Проявление образного,
логического, практического мышления в процессе решения различного
типа задач. Взаимосвязь видов мышления. Роль и особенности
практического мышления взрослого человека. Профессиональное и
техническое мышление. Воображение как создание новых образов и идей.
Единство психологических истоков мышления и воображения. Проявление
воссоздающего и творческого воображения в научно-исследовательской
деятельности. Развитие мышления и воображения в процессе усвоения
знаний и приобретения умений. Качества ума.
Эмоционально-волевые качества личности взрослых.
Виды чувств и их проявление в учебной деятельности обучающегося.
Связь чувств с мышлением и воображением. Эмоциональные состояния и
волевые черты характера. Этапы волевого действия. Успешность в
учебной деятельности и мотивационная сфера личности обучающегося.
Целеустремленность, инициативность, самостоятельность - качества
личности, проявляющиеся и формирующиеся в учении. Внушаемость и ее
преодоление в процессе самовоспитания. Выдержка и самообладание -
важные качества педагога. Роль учебной группы и педагога в
формировании профессионально важных качеств личности студента как
будущего специалиста.
Психология общения.
Педагогическая деятельность и ее особенности. Педагог в системе
отношений "субъект - объект, "субъект - субъект". Идейная
направленность личности педагога, высокий уровень культуры,
профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое общение
как средство формирования личности обучающегося. Речь как средство
общения педагога с обучающимися. Выразительность речевых свойств.
Невербальные средства общения. Контроль и оценка педагогом учебной
деятельности обучающегося в процессе общения.
Проблема возрастной периодизации жизни человека.
Возраст как функция биологического и исторического времени.
Гетерохрония, проявляемая в неравномерности соотношения
биологического и социального в развивающейся личности. Об
изменчивости соотношения биологического и социального в личности в
различные периоды жизни человека. Несовпадение нижних и верхних
границ возрастных периодов. Подходы в определении места зрелости
(взрослости) в системе возрастов жизненного цикла человека
генетической ( детской ) психологией и геронтологией. Геронтогенез -
динамика развития, понимаемая как состояние борьбы между
эволюционными и инволюционными тенденциями развития. Подходы к
построению возрастной периодизации жизни человека ( П.П. Блонский,
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
О месте юности в возрастных классификациях ( В.В. Гинзбург, Г. Гримм,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев). Юность и
понятие "студенческий возраст". Понятие "зрелость" (взрослость).
Акселерация и ее проявление. Студенческий возраст как специфическая
онтогенетическая стадия развития, в которой происходит усиление
социализации личности.
Возрастные периоды интеллектуального развития взрослых.
Сущность функционального подхода к рассмотрению психических процессов
как "собственно онтогенетического феномена" (Б.Г. Ананьев).
Микровозрастной подход в изучении психического развития взрослого
человека. Межфункциональные связи как способ целостной организации
интеллекта. Преобразования межфункциональных структур как основа
умственного развития человека. Межфункциональные и
внутрифункциональные изменения, их взаимодействие и
взаимозависимость. Ритмичность как закономерность живой системы,
наблюдаемая и в психической сфере. Макропериоды и микропериоды
развития психических функций и интеллекта. Ранняя зрелость
(взрослость), ее макро- и микропериоды развития - 18 - 25 лет ( 18 -
21 год и 22 - 25 лет ). Средняя зрелость - 1 период - 26 - 36 лет
(26 - 29 лет, 30 - 33 года, 34 - 36 лет), 2 период - 37 - 40 лет. О
гетерохронности или неравномерности развития психических функций и
интеллекта. Гетерохронность как общая закономерность
онтогенетического развития человека, наблюдаемая на всем протяжении
его жизненного цикла. Подъемы и спады в уровневых показателях
развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом.
Обучение как фактор умственного развития взрослых.
Взрослый человек как творец и созидатель. Место взрослого человека в
системе непрерывного образования. Послешкольное образование,
распространяющееся на периоды жизни взрослого человека. Общее и
специальное образование. Особенности усвоения знаний и овладения
умениями в разные возрастные периоды. Взрослый человек как субъект
деятельности (познания, труда и общения). Самообразование взрослого
человека.
Роль обучения и умственной деятельности (учения) в интеллектуальном
развитии взрослого человека. Обучаемость как восприимчивость человека
к дальнейшему обучению и самообразованию. Сензитивные периоды
обучаемости взрослых. Развитие памяти, мышления, внимания в учебной
деятельности взрослых. Память и мышление как психические функции
преобразования. Внимание как функция произвольной регуляции личности.
Роль педагогических средств в упрочении межфункциональных связей и
целостности интеллектуальной системы. Общее и специальное развитие
(профессиональная память, практическое мышление).
"Студенческий возраст" и его место в возрастной классификации
взрослости. Адаптация студента к учебной деятельности. Студенческий
возраст как сензитивный период развития человека. Повышение
квалификации в системе непрерывного образования и учет особенностей
возрастного психического развития взрослых в условиях повышения
квалификации.
Психологические проблемы подготовки к научно-исследовательской
деятельности преподавателя высшей квалификации.
Психолого-педагогические проблемы и особенности их исследования.
Овладение концептуальным и понятийным аппаратом науки.
Профессионально-педагогическая компетентность, творческое мышление и
воображение в умственной деятельности аспиранта, как будущего
специалиста высшей квалификации. Роль интеллектуальных умений в
научной работе. Организация самостоятельной работы и проявление
самостоятельности в выборе темы, в формулировке гипотезы, в
определении целей и задач исследования, в подборе методов
исследования. Умение ставить вопросы, подбирать обоснованные
аргументы, пользоваться доказательной формой в рассуждениях, в
оформлении научного отчета и доклада. Роль научного руководителя и
коллектива кафедры в исследовательской деятельности аспиранта.
Овладение культурой научно-исследовательского труда. Сочетание
исследовательской и преподавательской деятельности.
Организация самостоятельной работы
В ходе самостоятельной работы магистранты изучают, конспектируют и аннотируют основную и дополнительную литературу, готовятся к семинарским занятиям, выполняют рефераты на следующие темы (по выбору):
- Возрастная периодизация интеллектуального развития взрослых.
- Системно-структурный подход и комплексное изучение человека в современной психологии.
- Особенности юношеского возраста.
- Обучение и умственная деятельность как факторы интеллектуального развития человека.
- Проблема общего и специального развития человека и пути ее решения в современной психологии.
- Половой деморфизм и его проявления в разные периоды жизни.
- Особенности студенческого возраста.
- Основные возрастные классификации и принципы их построения.
- Гетерохронность развития и факторы сохранности трудоспособности человека.
- Способности и их развитие.
Возраст, взрослость, зрелость, акмеология, экспериментальная акмеология, комплексное изучение человека, двухфазность развития психических функций, студенческий возраст, возрастные периоды интеллектуального развития взрослых, гетерохронность развития психических функций, обучение как фактор развития взрослых, научно- исследовательская деятельность преподавателя высшей школы.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.Просвещение.1968. С. 40 - 56.
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.:Знание.1972.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. - М.:Педагогика.1972 и 1977.
- Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учебное пособие. - Л.1981.
- Степанова Е.И. В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека // История становления и развития экспериментальных исследований в России. - М.:Наука.1990. С.102 - 116.
- Степанова Е.И. Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта. - Л.1990.
- Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Микровозрастной подход в исследовании интеллекта взрослых // Психологический журнал. 1980. № 5.
- Степанова Е.И. Человек:возраст, труд, образование// Вопросы психологии.1986.№ 1.
- Степанова Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов.// Психологический журнал.1994. № 5. С. 13 - 21.
- Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии.- СПб.1995.
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб. 2000.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии.1973. № 6.
- Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии.1976.№ 4.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.ЛГУ.1974.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.1971.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л. ЛГУ.1974.
- Щербаков А.И., Богословский В.В. Исследование отношений - актуальная задача психологии воспитания// Сб. научн. трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л.1973.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М. :Высшая школа. 1982.
Адаптация - приспособление человека к изменившимся условиям
жизни, в результате чего возможно приобретение новых для него
свойств.
Активность человека - способность производить действия в
соответствии
с поставленной целью.
Акмеология - наука о закономерностях психического развития и
самореализации взрослого человека в процессе достижения им высоких
результатов профессионализма, мастерства и творчества.
Аутотренинг (аутогенная тренировка) - система упражнений ,
направленных на саморегуляцию поведения и управления собственным
психическим состоянием.
Возраст - ограниченная во времени ступень психического и
физиологического развития индивида отличающаяся определенными
закономерностями.
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая
психологические
закономерности развития человека на всем протяжении жизни.
Внушаемость - подверженность человека чужим влияниям.
Детерминация - причинная обусловленность.
Деятельность - проявления активности человека, направленные на
удовлетворение потребностей и достижения целей, в результате чего
становится возможным преобразование условий жизни и самого себя.
Индивид - человек с его природными физиологическими,
психологическими
и социальными свойствами.
Индивидуальность - человек с такими индивидуальными
свойствами,
сочетание которых отличает одного от другого.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивый прием
деятельности,
позволяющий достигать высоких результатов в познании, труде,
общении.
Инициатива - проявление человеком активности на основе
внутренних
побуждений.
Инсайт - внезапное решение задачи, проблемы, которому
предшествовала
напряженная умственная работа.
Интеллект - относительно устойчивая система взаимосвязей
познавательных психических функций обнаруживаемая как умственная
способность, проявляемая в учебной и трудовой деятельности.
Интериоризация - превращение внешних действий во внутренний
план
(умственный).
Интроверсия - направленность человека на самого себя, свое
внутреннее состояние.
Интроспекция - самонаблюдение, как метод познания человеком
самого
себя, своих возможностей, переживаний.
Интуиция - способность быстро находить решения и предвидеть
события.
Личность - человек, принадлежащий к определенной общественной
среде и
выполняющий в ней соответствующие роли.
Мотив - внутреннее побуждение к действиям и поступкам.
Направленность личности - совокупность потребностей,
интересов,
желаний определяющих поведение человека.
Научение - приобретение жизненного опыта, в результате
которого
усваиваются знания и умения.
Общение - взаимодействие людей, обмен знаниями, опытом.
Обучаемость - способность человека к научению, восприимчивость
к
средствам воздействия в процессе обучения и самообразования.
Онтогенез - процесс индивидуального развития человека в
течение его
жизни.
Профессия - вид трудовой деятельности человека.
Профессиограмма - описание профессии на основе проявления
психических процессов и свойств личности в связи с требованиями к
человеку данного вида профессии.
Психодиагностика - выявление психологических свойств,
состояний
процессов человека с помощью различных методов, и определение уровня
развития.
Психокоррекция - изменение поведения человека с помощью
специальных
методов воздействия позволяющих снять негативные проявления.
Психологическая совместимость - взаимопонимание людей,
положительно
влияющее на деловые связи и отношения в совместной деятельности.
Рефлексия - сосредоточение человека на самом себе, сознательно
перенос на себя полученных в опыте знаний о других.
Самоактуализация - стремление человека к выявлению и развитию
своих
возможностей.
Самоактуализация (самореализация) - личностное
самосовершенствование,
развитие способности на основе осознания наличия определенных
возможностей (задатков).
Самовоспитание - направленность человека на
самосовершенствование,
приобретение положительных качеств личности и преодоления
негативных.
Самоконтроль - оценка человеком собственных действий на основе
мотивов и установок.
Самонаблюдение - наблюдение человека за собственными
переживаниями и
мыслями.
Самообладание - волевое качество личности, регулирующее
деятельность
и поведение.
Самоопределение личности - выявление и утверждение собственной
позиции в жизненных ситуациях и в профессии.
Самоопределение личности - проявление самостоятельности в
выборе
жизненного пути, профессиональной направленности, ценностных
ориентаций.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих возможностей,
поведения, успешности и неуспешности в деятельности.
Самооценка - оценивание человеком самого себя, своих
возможностей в
деятельности, своих поступков.
Саморегуляция - управление человеком собственными
психологическими
состояниями, процессами поведения.
Самосознание - осознание человеком самого себя, своего "Я",
отличия
себя от других.
Социализация личности - овладение социальным опытом, процесс
становления личности в течение всей жизни.
Сотрудничество - согласованность в работе с другими людьми.
Способности - индивидуально-психологические особенности
личности
представляющие собой условие успешного выполнения деятельности.
Творчество - создание в процессе деятельности новых
ценностей . В
творчестве проявляются способности, знания, умения, мотивы, качества
личности.
Трудолюбие - положительное отношение человека к трудовой
деятельности, основывающееся на активности, инициативе,
удовлетворенности процессом труда и его результатом.
Умение - способ выполнения действия, основанный на знаниях.
Умение - система приобретенных действий, успешно проявляемых в
деятельности человека.
Уровень притязаний - показатель успешности на которую
рассчитывает
человек в своей деятельности.
Утомление - снижение работоспособности под влиянием
длительного
воздействия нагрузки
Экстериоризация - переход внутреннего плана (действий,
решений) во
внешнее (практические действия, результат решения).
Эмпатия - сопереживание, сочувствие другим людям.
Автор-составитель примерной программы дисциплины "Психология
взрослых: экспериментальная акмеология (Педагогика и психология
высшей школы)" профессор кафедры акмеологии, доктор психологических
наук Е.И.
Степанова.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И.
Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению
подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического
совета по направлению 540500
Технологическое образование Учебно-
методического объединения по направлениям педагогического образования
на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).