Приступая к обучению студентов педагогическому проектированию, мы опираемся на следующие основные концептуальные положения, которые своим источником имеют смену образовательной парадигмы, произошедшую в связи со сменой типа культурно-исторического наследования:
- в рамках новой парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и содействующие их собственному становлению;
- принципиальным является положение о диверсификации средств освоения культуры субъектами образовательного процесса, критериальном характере отбора альтернативных средств, вероятностном характере возможных решений;
- ориентацию проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект;
- отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, опора на идеи культуро, - природо - и социосообразности образовательной системы школы;
- рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;
- проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума практикоориентированности и реализуемости;
- освоение проектной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем "информационным дисбалансом образования". Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность;
- проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности;
Осмысление путей становления профессионально-педагогической компетентности студентов позволило найти и внести в программу их психолого-педагогической подготовки новую интегративную идею: "Формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса с целью их творческого, личностного и профессионального самоопределения".
По существу понятие "проектная культура" является интегральным, и ее можно определить как "социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом:
- являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия);
- направленную на преобразование окружающей их действительности; на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности; на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов" (определение наше - В. А.Ч).
Нам представляется, что осознанное, мотивированное включение студентов и преподавателей в проектировочную деятельность позволят вернуть образованию культурный, нравственный, личностный и вместе со всем этим предметно-содержательный контекст и смысл, которые в настоящее время практически утрачены.
На факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена созданы и реализуются определенные условия для формирования проектной культуры субъектов образовательного процесса. В шестом семестре читается нормативный курс "Основы педагогического проектирования" объемом 28 часов. В нем рассматриваются такие вопросы: сущность педагогического проектирования как особой области педагогической деятельности; логика проектирования педагогических систем, педагогических процессов и ситуаций различной степени общности, сложности и целостности; диагностика в логике педпроектирования; проектирование качеств знаний учащихся как компонента личностных достижений; проектирование целей и результатов обучения; проектирование содержания образования: уровни, принципы критерии; формы проектирования содержания образования; анализ и оценка педагогических проектов и результатов их апробации; педагоги и учащиеся как субъекты проектирования; проектная культура; ученический проект: от замысла до результата; проектирование процесса воспитания как педагогической системы; проектирование качеств личности как компонента личностных отношений; проектирование воспитательных отношений в педагогическом процессе; проектирование индивидуальных воспитательных воздействий; проектирование критериев и показателей эффективности воспитания.
Предусмотренные программой курса 14 лабораторно-практических работ строятся в логике педагогического проектирования. Они подготавливают студентов к выполнению курсового проекта, который является полноценным педагогическим проектом, ориентированным на получение полезного педагогического результата в практике.
Студентам предлагается для педагогического проектирования более 50 тем, актуальных как для современной системы образования в целом, так и для Петербургской образовательной системы, в частности. Вместе с тем, студенты могут предложить для проектирования и собственные темы, отражающие их познавательные интересы.
Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование проектной культуры обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.