Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Н.С. Коваленко

Формирование профессионально-педагогической компетентности выступает актуальной проблемой в образовательном процессе подготовки бакалавров, специалистов и магистров на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.

Известно, что профессионализм учителя - это один из важных факторов его продуктивной работы в школе.

Начальная профессионально-педагогическая компетентность - интегральное качество, являющееся основным для выпускника любого педагогического вуза. Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) включает в себя ценностное самоопределение в отношении педагогической деятельности, компетентность в области преподаваемого предмета, а также его методическую и психологическую готовность к работе в школе или других педагогических системах.

По результатам исследования, проведенного нами в 1998-2000 гг. на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А И Герцена, выделены пять условий, которые способствуют успешному формированию ППК будущих учителей технологии и предпринимательства:

  1. Ценностно-смысловое самоопределение студентов по отношению к профессионально-педагогической деятельности;
  2. Учет целей современной школы либо иных педагогических систем и общих тенденций их развития в содержании психолого-педагогической подготовки студентов на факультете;
  3. Учет в содержании и методике преподавания психолого- педагогических дисциплин тенденций развития наук, обеспечивающих развитие педагогических систем.
  4. Использование в образовательном процессе на факультете средств обучения, педагогических технологий, применяющихся в современных образовательных системах разного уровня общности и сложности.;
  5. Творческое взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе.

Каждое из перечисленных условий по-разному реализуется на факультете:

  • Первое условие.
    Мотивация учебной деятельности выступает важнейшим условием формирования ППК, поскольку потребностно-мотивационная сфера личности студента, осознанность и целенаправленность его деятельности в совокупности определяют смысл его учебно-познавательной деятельности на факультете и будущей профессионально-педагогической деятельности.

    В последние годы на факультете предпринят ряд существенных мер, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов: открытие новых специальностей, реализация профессионально- образовательных программ бакалавра образования, открытие магистратуры по направлению "Профессиональное обучение", активизация научно- исследовательской работы, проведение конкурсов и выставок творческих работ. Большинство сегодняшних студентов мотивировано на обучение и на будущую профессиональную деятельность, если не в системе образования, то в какой-либо другой гуманитарной сфере.

  • Второе условие.
    Это условие представлено на факультете через содержание учебных дисциплин, тематику курсовых и дипломных работ, а также содержание педагогических, методических и производственных практик. Студенты обучаются различным способам постановки педагогических целей, их декомпозиции. Результаты выполнения лабораторных и практических работ, анализ результатов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточно хорошее представление о триединой цели образовательного процесса (образовательной, воспитательной и развивающей).

    Естественно, что деятельность студентов в процессе освоения дисциплин различных циклов, а также педагогическая и методическая практики, направлены на обеспечение целенаправленности в их профессиональной деятельности, на формирование их профессиональной компетентности, как в школе, так и в других педагогических системах.

  • Третье условие.
    Преподаватели кафедр факультета в содержание своих лекционных, практических занятий включают новейшие данные науки и непрерывно отслеживают тенденции ее развития. Содержание лабораторных и практических занятий, в частности, по всем курсам психолого- педагогических дисциплин, составлено таким образом, что непременным условием их выполнения является разнообразная по форме и содержанию самостоятельная деятельность студентов: изучение новейшей литературы, рецензирование, составление аннотаций, тезисов, сообщений и докладов, рефератов, проведение самодиагностики и микроисследований, в том числе в сфере технологического образования.
  • Четвертое условие.
    В силу известных социально-экономических факторов, условия развития средств обучения на факультете, а также материальные условия, связанные с учебными помещениями, мебелью, проекционной техникой, станочным и швейным оборудованием, инструментами в полной мере не обеспечены. Студенты, к сожалению, пока ограничены в возможности освоения современных средств обучения и передовых технологий, связанных с особенностями предъявления учебной информации. Для того чтобы студенты серьезно овладевали современными производственными и педагогическими технологиями, необходимо совершенствование материальной базы факультета. Это проблема, к сожалению, не только нашего факультета, но и системы образования в целом.
  • Пятое условие.
    Высокая компетентность преподавательского состава факультета позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ними в образовательном процессе. Готовность выпускников оценивается по результатам педагогических практик и государственной аттестации. Уже многие годы на факультете наблюдается достаточно высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ. Содержание дипломных работ, процедура защиты говорят о том, студенты в целом готовы к самостоятельной профессиональной деятельности.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в существующей социокулътурной и социально-экономической ситуации на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена созданы необходимые условия для того, чтобы была обеспечена готовность выпускников к профессиональной педагогической деятельности.

В то же время, проведенное исследование показывает, что у факультета существует перспектива развития. Руководством ФТиП предпринимаются последовательные шаги для создания дополнительных условий, способствующих формированию ППК студентов. Это связано, в первую очередь с совершенствованием учебного плана и программного обеспечения, с поддержанием творческой атмосферы, делового сотрудничества между кафедрами, а также между студентами и преподавателями.

Мы считаем, что условия созданные на факультете, уже сегодня находят свое отражение в учебной деятельности студентов и способствуют формированию их профессионально-педагогической компетентности. Условия для того и создаются, чтобы с их помощью формировать не только знания, умения, навыки студентов, но и оказывать влияние на их мотивационную сферу, формировать убеждения, ценностно-смысловое отношение к действительности, в том числе и к предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Создание в будущее оптимальных организационно-педагогических условий на факультете позволит с высокой степенью успешности развивать творческие начала у студентов, способствовать их профессиональному становлению, самоопределению и самореализации специалистов.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39