Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Коршунова Н.Н., Коршунова Т.Ю.

Новая образовательная программа, как и все новое, нуждается в диагностике эффективности проводимой работы. Такой диагностикой стало исследование путей профессионального самоопределения выпускников факультета.

Анализ профессионального самоопределения 74 выпускников, обучавшихся на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена с 1979 по 1999 гг. дал возможность дополнить идеальную, эталонную модель специалиста реальными личностными характеристиками.

Под профессиональным портретом учителя технологии мы понимаем совокупность эталонных и реальных составляющих, характеризующих его продвижение при получении образования, в профессиональной деятельности и отражающих его взаимодействие с социокулътурной средой.

Идеальные (эталонные) характеристики профессионального портрета сформулированы в нормативных документах: ГОС, профессиограмме, квалификационной характеристике. Реальные черты профессионального портрета учителя технологии могут быть дополнены, на наш взгляд, тремя блоками: ценностно-смысловым, содержательным и результативным.

Анализ результатов исследования показал, что каждый респондент, принимая решение о получении высшего образования в педагогическом вузе, и в частности на факультете, готовящем учителей технологии (трудового обучения), руководствовался определенными мотивами, рассмотрение которых позволяет создать представление об их мотивационной сфере (см. табл. 1).

Таблица 1. Мотивы выбора выпускниками профессии

№п/пНазвание мотивав % к общему числу указаний
1.Привлекала работа с детьми, молодежью28
2.Привлекала работа по любимому предмету17,5
3.Специальность казалась интересной17,5
4.Для повышения своей квалификации16
5.По рекомендации любимого учителя или из подражания ему9
6.По совету родственников, друзей9
7.Общественная значимость труда учителя3,5
8.Случайно2

Таким образом, ведущим мотивом выбора профессии было, прежде всего, стремление респондентов к работе с детьми, молодежью, то есть к педагогической деятельности. Также в значительной степени выбор опрошенных определял интерес к специальности, привлекательность работы по предмету.

Достаточно высокий процент респондентов привлекала возможность повысить свою квалификацию после получения начального профессионального образования или работы в педагогической сфере.

Положительный пример или рекомендация любимых педагогов, друзей, родственников повлияли на решение многих респондентов, некоторые из них продолжили профессионально-трудовые традиции семьи.

Только один респондент (2%) считает, что на момент поступления не имел осознанных мотивов и поступил на факультет случайно.

Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют об осознанном профессиональном выборе, интересе и положительном отношении к избранной профессии.

Мнения респондентов о содержании полученного на факультете образования распределились следующим образом:

  • Выпускники отмечают, что знания, полученные во время обучения, нашли широкое применение и в работе, и в жизни.

    Наиболее значимыми, нашедшими применение в профессиональной деятельности оказались: психолого-педагогические знания - 48%, методические знания - 22%; знания по технологии обработки материалов - 14%; технические знания - 8%.

  • Респонденты выразили желание пополнить полученные знания в некоторых предметных областях: иностранного языка (20%), информатики (18%), психологии (18%), методики (13%), технологии обработки материалов (13%), экономики, предпринимательской деятельности (11%), права (7%).

    В основном респондентам не хватает опыта, практики, знаний и умений прикладного характера (например: практических вопросов, рассматриваемых в методике преподавания; практикуме по швейном производству, рукоделию, кулинарии; практических тренингов по технологии; разговорного иностранного языка; курса пользователя персонального компьютера).

    Также выпускники высказали пожелания по улучшению материально- технического обеспечения процесса обучения; изменению графика занятий; проведению внеучебных мероприятий.

  • По мнению некоторых респондентов, желательно уменьшение объема изучения некоторых предметов учебного плана в связи с их малой значимостью в последующей деятельности.

    Отношение всех выпускников к содержанию обучения выстраивается следующим образом. Так, малозначимыми, по мнению опрошенных, оказались знания, полученные при изучении отдельных технических дисциплин (42%), физико-математические знания (4%), знания по философии, социологии (4%).

    Как видим, технические знания оказались менее значимыми для почти половины опрошенных выпускников (по их мнению, эти знания были даны чрезмерно основательно). Однако следует учесть, что такие ответы характерны, в основном для выпускниц, преподающих предмет "Обслуживающий труд", а также для работающих в системе образования по другим специальностям (например, учитель начальных классов; учителя рисования, английского языка; психолог, воспитатель детского сада). В профессиональной деятельности данных респондентов полученные технические знания нашли сравнительно малое применение, не соответствующее объему их изучения на факультете (особенно по старым учебным планам). Поэтому выпускники и высказывают пожелания по менее углубленному изучению технических дисциплин; их большей практикоориентированности, особенно по темам, которые могут пригодиться в быту.

  • Второе высшее образование получили 14% выпускников, а 30% из них окончили различные курсы (менеджеров, английского языка, психологов, пользователей ПК, бухгалтеров, парикмахеров, массажистов, машинописи и делопроизводства, строительных специальностей и др.).
  • Респонденты отмечают, что многогранность, качество полученной на факультете подготовки, позволили им самореализоваться во многих областях деятельности. Дополнение же полученного образования знаниями смежных специальностей еще больше расширило сферу их профессиональных возможностей.

Проведенное исследование показывает, что далеко не все возможности профессионально-педагогической подготовки в университете использованы, а образовательный процесс на факультете требует дальнейшего совершенствования.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39