Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Л.А. Балакирева
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена

Факультет технологии и предпринимательства уже по своему определению обязан формировать у студентов качества менеджера. Поэтому в учебный план факультета включены курсы экономического, финансового и педагогического менеджмента. На анализе последнего мы остановимся более подробно, так как именно педагогический менеджмент является составной частью деятельности любого работника школы: и директора, и завуча, и учителя.

В работе преподавателя все большее место занимает педагогический менеджмент, в центре которого управление с ориентацией на конкретного человека, управление с "человеческим лицом". Но можно ли управлять взрослым человеком? Вероятно, речь здесь может идти о соуправлении, создании своеобразной атмосферы, способствующей раскрытию творческих потенций человека. Оптимальное управление предполагает бережное отношение к человеку, только тогда он союзник.

Назначение преподавания курса менеджмента в педагогическом вузе имеет двусторонний характер. С одной стороны - это показ образцов управленческой деятельности и предоставление возможности ее анализа; с другой - обучение студентов управлению на всех уровнях: от личности до коллектива. И здесь особенно важно обучение студентов самоменеджменту как основе профессионального роста специалиста.

Преподаватель как менеджер выполняет следующие функции:

  1. Определяет цель;
  2. Мотивирует обучающихся на достижение поставленной цели;
  3. Планирует работу по достижению цели;
  4. Организует и руководит учебной деятельностью студентов -процессом усвоения;
  5. Контролирует и корректирует совместные действия;
  6. Стимулирует достижение успеха.
Рассмотрим специфику осуществления преподавателем этих функций в студенческой аудитории.

Начнем с постановки цели. Конечно, для каждого преподавателя важно как можно более точно определить цель занятия и "довести" ее дo аудитории. Однако еще более необходимо вслед за этим мотивировать аудиторию на ее достижение, а еще более значимо и продуктивно - подвести аудиторию к постановке личностно-значимой цели, совпадающей с целями занятия. Это сложный процесс, элементы которого целесообразно освещать на практических занятиях. Для этого со студентами можно провести несколько занятий, включающих их в технологию постановки целей.

Студентам необходимо прочувствовать определение цели как прогнозируемого результата, выявить требования к их постановке и попытаться самостоятельно поставить цели на ближайшее занятие. Важным элементом таких занятий становится критическое сопоставление целей, поставленных преподавателем, и целей, личностно- значимых для студентов. Это можно делать как на материале лекционных занятий, так и при анализе уроков, посещенных во время педагогической практики.

Каждое практическое занятие может включать поэтапную постановку целей, когда студент в соответствии с изучаемым модулем ставит цель, а затем анализирует ее достижение. Например, анализ может осуществляться по следующей схеме:

Наиболее значимым в организации занятия является рефлексивный этап, включаемый как в начале, так и в конце занятия, предполагающий анализ студентами своих действий по достижению цели, определение недостатков, прогнозирование последующей работы. Во время этого этапа студенты приобретают умения самоанализа и самоконтроля.

В конце каждого занятия студент анализирует свои ощущения по следующей схеме:

Я пришёл на занятия:
  • Мрачным;
  • Весёлым;
  • Равнодушным;
  • Заинтересованным;
  • Оптимистичным.
  • На занятии был материал:
  • Интересный;
  • Полезный;
  • Ненужный.
  • Занятие мне помогло:
  • Получить знания;
  • Расслабиться;
  • Обратиться к литературе;
  • Проявить свои лучшие качества;
  • Устранить личностные ограничения.
  • На занятии я был:
  • Активен;
  • Пассивен;
  • Равнодушен.
  • Я ушёл с занятия:
  • Мрачным;
  • Весёлым;
  • Усталым;
  • Вдохновлённым.
  • От следующего занятия я жду:
  • Новых знаний;
  • Личностных впечатлений;
  • Побуждение к работе над собой;
  • Ничего.
  • После постановки целей можно приступать к мотивации студентов, для которых и сама цель может быть мотивирующей. Преподаватель на каждом занятии может показывать студентам значимость поставленной цели, как для их профессионального, так и для личностного роста. Например, при изучении темы "Лидерство и руководство" преподаватель говорит о важности формирования лидерских качеств в развитии личности, определяет цель совершенствования качеств руководителя, способствующих развитию личности.

    Далее на этапе планирования преподаватель ранжирует ценности, подчеркивая, что студентам целесообразно планировать свою жизнь через организацию своей деятельности на каждом занятии. Умения планирования способствуют развитию у студентов собранности, целеустремленности уверенности в своих силах. Именно планирование предполагает определение путей достижения цели.

    При этом не следует забывать, что одним из главных принципов воспитания является воспитание на примере. Поэтому, планируя свою деятельность, преподаватель не должен забывать об идеях педагогики сотрудничества - создавать ситуации, позволяющие включить студентов в совместную работу. Планирование предполагает различную временную протяженность: от курса в целом до каждого занятия. Здесь также важен оценочный этап, на котором проводится совместный анализ реализации плана занятия и достигнутого результата.

    Одним из элементов руководства занятием является принятие решений. Необходимо иметь в виду, что принимаемые решения должны быть мобильными и нестандартными, перспективными и конкретными. Современные решения чаще принимаются коллективно. Например, на занятии сложилась ситуация неподготовленности, студентов к обсуждению темы. Преподаватель предлагает студентам использовать учебник, написать реферативный обзор, проанализировать имеющийся опыт. Но прежде он выясняет причину неподготовленности, и привлекает студентов к обоснованию целесообразности выбранного решения.

    Любое практическое занятие наиболее эффективно при активном обсуждении вопросов, проводимом методом "мозгового штурма", деловой игры. Лекции, организованные в режиме диалога, также дают наилучший результат. Руководство учебной деятельностью студентов на занятии предполагает использование преподавателем личностно-ориентированного обучения, когда все включаются в активное соразмышление. Такая работа приучает студента думать, анализировать, отстаивать свою точку зрения - именно это ведет к формированию качеств, необходимых в любой деятельности, а особенно, в работе с людьми.

    Технология развивающего обучения, используемая в студенческой аудитории, направлена на создание оптимальных условий для включения механизмов саморазвития личности. Сложность и одновременно значимость решения этой задачи состоит в том, что студент педагогического вуза должен понять и на самом себе "почувствовать" суть развивающего обучения, чтобы в дальнейшей практике использовать его сильные стороны.

    Контрольно-оценочный этап занятия помогает в решении следующих задач:

    1. определение эффективности поставленных целей;
    2. проверка логики построения плана;
    3. выявление недостатков;
    4. оказание своевременной помощи;
    5. прогнозирование развития.
    Особенно необходимо при контроле и оценивании корректировать полученные результаты. Здесь вполне уместен вопрос: "Почему?". Глубокое исследование причин той или иной неудачи дает положительный результат. Думается, что высшим достижением контрольно-оценочного этапа становится совпадение оценок преподавателя и студентов. Такая работа способствует формированию у студентов умений самоконтроля как одного из важнейших профессиональных умений.

    Этап стимулирования в педагогическом менеджменте может быть связан с контрольно-оценочным этапом или существовать самостоятельно. Стимулирование тесно связано с изучением личностных особенностей студентов. Дифференцированное применение элементов "небогатой палитры" стимулов должно способствовать укреплению сотрудничества и развитию успешности студентов - отметка, зачет "автоматом", предоставление возможности реализации, самоутверждения, раскрытие перспектив. Это может осуществляться в научной и учебной работе, шефской помощи, написании творческих работ, участие в конкурсах.

    Стимулирующим может стать и сам курс "Педагогический менеджмент", включающий наиболее важные для самореализации знания и умения. Так, мотивационно-целевой блок призван не только помочь в определении целей занятия, но и сформировать значимые личностные качества. Личностно-стимулирующий блок, способствующий саморазвитию личности, помогает не только формированию качеств, но и самореализации личности. Управленческий блок способствует развитию личностных и лидерских качеств.

    При этом все блоки курса направлены на развитие профессиональной позиции.

    Необходимо заметить, что рассматриваемые в педагогическом менеджменте вопросы базируются на глубоком педагогическом такте, на владении преподавателем перцептивно-эмпатийными умениями, и коммуникативной культурой. Специфика педагогического вуза требует от преподавателя особой открытости, предоставления студентам права анализировать свою деятельность. Преподаватель педагогического вуза находится постоянно в поиске, в чем ему помогает самообразование. Преподаватель-менеджер является лидером не только на занятии, но и в жизни студента. При этом не следует забывать, что студента нельзя заставить быть целеустремленным, добросовестным и дисциплинированным. Он должен сделать это сам, определив свой выбор. Но задача менеджера - расположить его к этому, стимулировать его деятельность, оказать помощь в корректировании недостатков. Так называемый "эффект водопада" заключается в том, что увлеченность преподавателя, его творческий подход "заражает" студентов, ведет за собой.

    Педагоги, разрабатывающие вопросы внутришкольного менеджмента вычленили основные "болевые точки", решаемые в процессе менеджмента. В студенческой аудитории проблемное ядро менеджмента выглядит несколько иначе, что обусловлено спецификой обучения взрослых. Решаются эти проблемы с учетом иного социального статуса и несколько иных ценностных ориентации студентов, отличных даже от молодых учителей.

    На наш взгляд, это следующие проблемы:

    1. Неподготовленность большинства студентов к самоменеджменту. Эта проблема частично решается при изучении всех психолого-педагогических дисциплин. После диагностики и самодиагностики каждым студентом под руководством преподавателя составляется программа саморазвития, направленная на снятие личностных ограничений. На занятиях в курсах "Педагогический менеджмент", "Творческая мастерская урока", "Акмеология образования" и т.д. студенты учатся ставить цели, перерабатывать информацию, планировать свою работу, определять и анализировать результат.
    2. Недостаточная активность студентов на занятиях. Активизация студентов тесно связана с их мотивацией. Организация занятий в форме игр, включение рефлексивного этапа на каждом занятии способствует активизации студентов. Но следует иметь в виду, что активность студента зависит от имеющейся у него базы знаний. Поэтому от общих рассуждений, стремления поговорить "за жизнь" следует воздержаться, так как логика занятия побуждает студентов к мыслительным операциям: анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Особое значение здесь имеет анализ собственного опыта, соотнесение его с теоретическими посылками.
    3. Недостаточная сплоченность студенческих групп. Решение этой проблемы осуществляется при помощи сотрудничества на занятиях как студентов с преподавателем, так и друг с другом. Этому же может способствовать составление студентами "словесного портрета" друг друга, определение неповторимости каждого.
    4. Различная ценностная ориентированность студентов. Вовлечение студентов в профессиональный поиск, развитие их творческой активности, показ значимости образования для личной и профессиональной жизни будет способствовать решению этой проблемы.
    5. Неумение студентов использовать полученные знания. Эта проблема частично решается при помощи создания на занятиях ситуаций, способствующих реализации студентами полученных знаний. Кроме того, в этих целях активно используется педагогическая практика в учреждениях образования.
    Таким образом, поэтапно решаются задачи обучения студентов педагогическому менеджменту. Чтобы их решение было эффективным, наиболее целесообразно использовать партисипативный (соучаствующий) стиль управления, основанный на уважении и доверии, раскрывающий перспективы сотрудничества, предполагающий понимание индивидуальности каждого. Этот стиль возможен тогда, когда преподаватель уверен в своих силах, когда ему удалось заинтересовать студентов своим предметом, когда решаемые ими совместно учебные задачи требуют совместной активности и творческого подхода.
    Студентам ФТиП:
    ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
    Официальная информация:

    Книжная полка:

    Полезные ресурсы:

    Учись учиться:
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

    Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


    [design and programming by eds]
    e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39