Обновление российского образования во многом зависит от педагога, от его готовности использовать новые идеи и технологии. Всплеск инновационной активности в школьном образовании в последние годы свидетельствует о том, что российская школа активно ищет ответы на вопросы, которые поставила перед ней современная действительность. Активно осуществляется совершенствование содержания образования, моделей обучения и внутришкольного управления.
Традиционно, основным и единственным субъектом управления считался директор школы. Однако, управленческие технологии широко используют и учителя (В.А. Якунин, А.Г. Соколов и др.). При этом предметом управления педагога является, прежде всего, организация учебно- воспитательного процесса, включающая управление целеполаганием, содержанием, методами и формами учебной деятельности школьников, взаимоотношениями в системах "учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - родители" и др.
Хотя управленческая деятельность директора школы и учителя существенно различаются, но вместе с тем они взаимодополняют и взаимообогащают систему внутришкольного управления. Управление есть процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Руководителю школы необходима полная информация о ходе учебно- воспитательного процесса и его результатах, чтобы оптимально выполнять управленческие функции: планирование, организацию, контроль и регулирование жизнедеятельности школы. Но разве может директор школы, даже опираясь на своих заместителей, обеспечить сбор всесторонней, полной и достоверной информации о всех школьных проблемах, своевременно и полно проанализировать весь ее объем и принять действительно качественные управленческие решения? Конечно, нет.
В этой связи повышается роль педагога-менеджера. Учитель - профессионал в своем предмете и зачастую больше руководителя знает все особенности его преподавания, отношение детей к предмету и своей деятельности, тоньше чувствует эмоциональный, волевой и интеллектуальный настрой учащихся на уроке, у него есть собственная система педагогического взаимодействия с учащимися и модель управления ею. Именно поэтому учитель на своем рабочем месте становится главным субъектом управления. Роль руководителя в данном случае - помочь учителю утвердиться в новом положении путем постоянного обучения саморефлексии, осмысления своих действий и самооценивания результатов управленческой деятельности.
Усиление управленческих аспектов в деятельности педагогов влечет за собой изменения их подготовки в ВУЗе. Это касается как организации, так и содержания профессионального обучения. Процесс обучения становится более ориентированным на практику, учебный план подготовки специалистов по технологическому образованию включает курсы "Психология управления персоналом", "Финансовый и экономический менеджмент", "Педагогический менеджмент" и другие.
Следует иметь ввиду, что задача педагога-менеджера - не прямое руководство учащимися, а стимулирование развития их "Я-концепции", на основе которой формируются внутренние мотивы, способствующие освоению знаний и практических умений. Мастерство педагога, его практическое искусство, проявляются в том, чтобы создать такие условия, в которых у учащихся развивалась бы потребность в освоении знаний и умений, потребность в приобретении опыта творческой деятельности.
Исходя из этого, мы в первую очередь сочли необходимым изучить профессионально значимые качества учителя, проявляющиеся в процессе межличностного общения с учениками и при организации их деятельности.
Итак, педагог-менеджер должен быть целеустремленным, уверенным в себе, иметь высокую мотивацию достижения, способным добиваться успеха в деятельности, самокритичным, склонным к разумному риску, открытым новому, способным инициировать новые идеи, создавать творческие группы, уметь четко формулировать цели любой деятельности, планировать и организовывать как собственную деятельность, так и деятельность учащихся, быть готовым нести ответственность за результат.
В целях выявления индивидуальных качеств личности педагога-менеджера и сопоставления их с профессионально важными были изучены студенты 1- 3 курсов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена. Исследование проводилось с помощью методики "Анализ своих ограничений", направленной на выявление актуальных для каждого факторов, сдерживающих потенциал управленческих возможностей. Таких факторов двенадцать: неумение управлять собой (1), размытые личные ценности (2), нечеткие личные цели (3) , нерациональное использование времени (4), неумение перерабатывать и запоминать информацию(5), недостаточные навыки и умения по самосовершенствованию (6), слабый навык решения педагогических проблем (7), барьеры для творчества (8), неумение оказывать влияние на учащихся (9), неумение обучать (10), низкая способность формировать коллектив (11) и решать конфликтные ситуации (12).
Диаграмма 1 показывает значимость каждого из перечисленных ограничений для опрошенных студентов.
Диаграмма1.
Самой актуальной проблемой для студентов начальных курсов является проблема информационной культуры. 72% опрошенных студентов с трудом справляются с объемом информации, требующей переработки и усвоения. Умение работать с информацией, включающее навыки рационального чтения, способы переработки, запоминания и воспроизведения изученного материала, значительно облегчают учебную работу и снижают потери времени на подготовку к занятиям.
Закономерным в этой связи является следующее ограничение - нерациональное использование времени (66% опрошенных). Неумение рационально использовать личный капитал времени и планировать свою деятельность связано с недооценкой этого умения в обществе. Еще не стали нормой жизни организованность, точность, дисциплинированность. Между тем, соблюдение эргономических требований позволяет личности достигнуть гораздо большего, воспользоваться скрытыми резервами, самореализоваться.
Очевидно поэтому, проблема самоорганизации и управления собой актуальна для 60% опрошенных студентов. Для учителя важна способность в полной мере использовать свои физические и психологические способности, умение справляться со стрессом, рационально распределять свои силы, преодолевать трудности и пользоваться методами психологической защиты.
Больше половины студентов (54%) не владеют методами решения педагогических проблем, 48% плохо справляются с конфликтными ситуациями, не умеют прогнозировать и предупреждать их; 42% не знают способов управленческого влияния, вследствие чего у них низкая способность формировать коллектив.
Напомним, что исследование проводилось на начальном обучении студентов в университете. Мы имеем дело с очень молодыми людьми, которые пластичны к изменениям. Это вселяет оптимизм и позволяет надеяться, что хорошо организованное обучение будет способствовать преодолению большинства ограничивающих факторов. Но основным направлением в этой работе является саморазвитие и самосовершенствование личности будущего учителя, управленца. Для реализации этой задачи нами была разработана программа психолого- педагогического тренинга повышения управленческого потенциала.
В содержательном плане тренинг интегрирует теоретические и методические основы управления, элементы различных видов группового обучения, разнообразные упражнения, а также включает все базовые методы тренингового обучения (дискуссия, игра, анализ конкретных ситуаций и др.).
Проведение тренинга со студентами 5 курса показало, что у студентов значительно повысилась уверенность в себе и целеустремленность, они легче справляются с собственными проблемами и решают управленческие задачи.
Таким образом, целенаправленное привнесение в содержание и методику психолого-педагогической подготовки студентов факультета управленческих знаний и умений будет способствовать более эффективной подготовке специалистов в сфере технологии и предпринимательства.