Мильченко Л.В. Развивающий потенциал современных средств диагностики в технологическом образовании // Актуальные проблемы технологического и профессионально-педагогического образования (Брянск, 25-26 октября 2004 г.): Материалы международных научно-практических конференций. – Брянск, 2004, С. 53 -55
Вслед за переменами в обществе в психолого-педагогических науках произошла смена образовательной парадигмы. На смену авторитарной, технократической педагогике постепенно приходит педагогика гуманистическая, которая в центр внимания ставит ученика, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.
Согласно гуманистической образовательной парадигме педагоги должны ориентироваться на развитие внутреннего мира ребенка, на обучение конструктивному межличностному общению, на помощь в личностном росте, на формирование у учащихся собственного мнения и мировоззрения. Но учителя в силу консервативности, присущей педагогической деятельности в целом, еще являются носителями традиционной авторитарной педагогики, что ярко проявляется в их оценочной деятельности, в диагностике. Они редко применяют дифференцированный подход к оценке достижений учащихся, практически не используют индивидуальные эталоны оценивания. Это приводит к формированию у учащихся заниженной самооценки своих возможностей, снижению учебной мотивации, нарушениям в сфере общения, появлению многочисленных страхов, связанных со школой, учителями и проверкой учебных достижений, формированию мотивации избегания неудач, снижению успешности в обучении.
Следовательно, диагностика, которую учитель осуществляет на всех этапах обучения и воспитания, должна играть существенную роль не только в обеспечении и повышении качества образования, но и в формировании и развитии индивидуально-психологических особенностей учащихся.
а наш взгляд, учителя недостаточно используют возможности оценивания. Кроме того, учитель технологии сталкивается с объективной сложностью оценивания некоторых творческих видов работ. «Ограниченная» четырехбалльная (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) система оценивания не позволяет оценить многообразие и оригинальность работ, выполняемых учащимися. В основном критерии оценки предполагают оценивание знаний и умений по учебному предмету, тогда как на творческих предметах, развивающих воображение, творческое мышление, должны оцениваться не только знания, но и эмоционально-ценностное отношение к действительности, творческое отношение к объекту и т.п.
Таким образом, недостаточное использование существующего диагностического инструментария в технологическом образовании выступает одной из актуальных проблем современного образования. Расширить возможности оценивания можно, используя различные виды оценочных шкал. Помимо абсолютных оценочных шкал, предполагающих сопоставление полученных результатов с нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки, можно использовать относительные оценочные шкалы, предполагающие сравнение сегодняшних результатов с предшествующими. Это способствует выявлению динамики развития учащегося.
В технологическом образовании можно широко использовать порядковые шкалы, где объект оценки сравнивается с подобными объектами. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система оценивания, когда каждый вид работ, выполняемый учащимся, должен соответствовать определенному количеству очков или баллов. В конце учебной четверти или триместра все баллы, набранные учащимся, суммируются, и формируется его рейтинг. Дескриптивные (описательные) оценки – это некоторая характеристика деятельности учащегося, включающая в себя подробный анализ достоинств и недостатков в работе учащегося. Таким образом, единственным преимуществом количественных шкал, по сравнению с порядковыми, является их простота и определенность, порядковые же шкалы более информативны и содержательны, но используются в технологическом образовании недостаточно широко.
Диагностика обязательно должна сочетаться с самоконтролем и самооценкой ученика, которым должна отводиться значительная роль в структуре учебной деятельности. Это обуславливается тем, что всякое действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контроля и оценивания в структуре деятельности (Л.С. Выготский).
Существуют разнообразные приемы и стратегии учебной рефлексии, позволяющие повысить качество технологического образования. К таким приемам относятся самооценочные шкалы, позволяющие ученику провести анализ своей деятельности на занятии и дать обратную связь учителю. Самооценочные шкалы могут быть представлены в виде отрезков с нанесенной на них шкалой, или гистограмм, на которых ученик должен оценить себя по следующим показателям: 1) получил новые знания; новые умения; 2) проявил старательность, самостоятельность, организованность, внимательность, дисциплинированность; 3) творчески выполнил задание; 4) оценил свою работу на «5», «4», «3», «2», «1».
Информативным диагностическим инструментарием является использование учителем «портфолио». Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К. Берк). Портфолио – это индивидуальная подборка достижений учащихся, которая может включать в себя творчески оформленную обложку; лист самопрезентации, отражающий интересы ученика; все разделы, изучаемые в курсе предмета технология; лист самооценки; сведения об участии в конкурсах, выставках и олимпиадах, грамоты. В портфолио учащийся вкладывает следующие виды работ: домашние задания; результаты контрольных, самостоятельных, групповых работ и тестов; описание лабораторных экспериментов; образцы изобразительного творчества; подборку материалов по интересующим темам и разделам; вопросы учителю, возникающие в процессе работы.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что широкое использование современных средств диагностики поможет конструктивному общению с учениками, их личностному росту и развитию и, следовательно, позволит повысить эффективность технологического образования.