Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Акимов С.С. Готовность бакалавров технологического образования к научно-исследовательской деятельности // Информационные технологии в образовании: VIII открытая научно-практическая конференция студентов и аспирантов. /Под ред. М.И. Потеева, Н.Н. Горлушкиной. – СПб.: Издательство СПбГУИТМО, 2005. – 85 с. (С. 15-17).

Модернизация современного технологического образования требует существенного изменения качества подготовки специалистов в системе многоуровневого педагогического образования (бакалавр, магистр). Приоритетным в подготовке бакалавров технологического образования должно стать формирование его готовности к научно-исследовательской деятельности. На уровне магистратуры это становится еще более значимым.

На основе анализа научно-педагогической литературы можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию феномена «готовности». Так, в исследовании А.Е. Резановича (2002) [8] готовность трактуется как внутреннее свойство личности, в котором выражено ее расположенность к осуществлению деятельности, а так же степень усвоения ею элементов, соответствующего социального опыта и способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. Готовность может быть представлена единством элементов: мотивационная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность.

В исследовании С.И. Брызгаловой (2004) [2] под готовностью понимается целостное личностное динамическое образование, приобретаемое в результате специального обучения и включающее в свою структуру взаимосвязанные элементы: научно-теоретический, практический и психологический.

Несколько иные компоненты готовности представлены в исследовании Н.А. Тарасюк (2002) [9], которая выделяет следующие ее компоненты: целевой (понимание и принятие внешней объективной цели, ее переход во внутреннюю личностно значимую цель); мотивационно-потребностный (формирование иерархии потребностей и соответствующих мотивов); содержательно-операционый (формирование системы знаний, а также соответствующих умений); оценочный (адекватная самооценка действий).

В структуре готовности [10] выделены следующие компоненты: мотивационно-целевой, информационный, технологический. В исследовании А.Б. Боровкова (2003) [1] отмечается, что готовность рассматривается как целостный механизм, в котором важнейшими являются две характеристики: психологическая готовность и практическая готовность. Готовность выступает как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

К элементам готовности относят: мотивационные качества, познавательные качества, эмоционально-волевые качества [1]. Богословский В.И., Нестеров А.А., Тряпицын С.Ю. [6] выделяют в структуре готовности студентов к исследовательской деятельности следующие компоненты: мотивационный (осознанный интерес к исследовательской деятельности); содержательный (система знаний, необходимых для исследовательской деятельности); операционный (система умений осуществления исследовательской деятельности).

В исследовании И.Б. Готской (1999) [4] готовность рассматривается как системная характеристика личности, включающая три компонента: мотивационный (интерес к деятельности, потребность в успешном выполнении поставленных задач); познавательный (система знаний, необходимых для осуществления деятельности, а так же владение методами решения поставленных задач); эмоционально-волевой. Готовность может быть выражена на различных уровнях: знакомство, элементарная готовность, осведомленность, функциональная готовность, системная готовность.

Бакалавр технологического образования должен быть подготовлен к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных, в том числе на: анализ научной и научно-методической литературы в данной образовательной области; сбор и обработку экспериментальных данных в соответствии с проблемами исследования.

Подготовка бакалавра технологического образования предполагает: участие в исследованиях по проблемам развития технологического образования; осуществление процесса обучения по одной из профильных дисциплин; проведение индивидуальной работы с учащимися коррекционного и развивающего характера; реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

Вышеизложенное подтверждает приоритетное значение формирования готовности к научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки бакалавров технологического образования. Готовность бакалавров технологического образования к научно-исследовательской деятельности можно определить как системную личностную характеристику, включающую следующие компоненты: мотивационный, научно-теоретический (знаниевый), практический (операционный), психологический (личностный).

Мотивационный компонент связан с формированием потребности в исследовательской деятельности по проблемам технологического образования; познавательного интереса, мотива достижений в исследовательской деятельности.

Научно-теоретический компонент связан с формирование тезауруса исследовательской деятельности (системы понятий, которую должен освоить студент). Фактически речь идет о формировании понятийного аппарата.

Практический (операционный) компонент связан с формированием исследовательских умений.

В научно-педагогической литературе существуют различные трактовки термина «исследовательские умения». Так, в монографии С.И. Брызгаловой [2] исследовательские умения трактуются как способ реализации «отдельной деятельности». В работе И.А. Зимней, Е.А. Шашенковой [5] исследовательские умения определяются как способность самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Выделены группы исследовательских умений, и особый интерес представляет классификация исследовательских умений в зависимости от логики научного исследования [2]: научно-информационные; методологические; теоретические; эмпирические; письменно-речевые; коммуникативно-речевые.

И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова [5] предлагают классифицировать исследовательские умения в зависимости от сторон исследовательской деятельности: - интеллектуально-исследовательская сторона: умение анализировать, соотносить и сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения; умение видеть проблему, выделять главное; умение выделять противоречия и формулировать проблему; умение поставить цель, задачи работы; умение критически анализировать информацию, давать ей оценку; аргументировать свое отношение к изучаемому вопросу; умение определять методологические подходы к исследованию и др. - информационно-рецептивная сторона: умение наблюдать, собирать и обрабатывать данные; умение систематизировать и классифицировать факты и явления; умение получать информацию и составлять ее обзор; умение интерпретировать информацию; умение работать с научной информацией и др. - продуктивная сторона: умение собирать и обрабатывать данные; умение проводить эксперимент; в определенной последовательности выполнять практическую часть исследования; использовать разнообразные методы эмпирического и теоретического исследования; осуществлять библиографический поиск и обобщать информацию; излагать ход и результаты исследования; защищать полученные результаты в процессе выступления; составлять тезисы, писать статью; подготавливать реферат, доклад, сообщение, выступать с результатами исследования и др.

В работе А.П. Тряпицыной, Г.В. Никитиной [7] выделены следующие исследовательские умения: умение формулировать гипотезу; умение сравнивать различные данные; умение выделять существенное; умение вести дискуссию; умение отбрасывать второстепенное, несущественное; умение вести альтернативный поиск и др.

В целом можно говорить о том, что в процессе подготовки бакалавра технологического образования необходимо формировать у него следующие исследовательские умения: умение работать с первоисточниками, умение наблюдать явления, процессы, факты, а также их анализировать; умение формулировать гипотезу; умение разрабатывать и проводить эксперимент; умение обрабатывать результаты эксперимента; умение обобщать выводы исследования.

Еще один компонент готовности – психологический (личностный) связан с формированием отношения к научно-исследовательской деятельности; творческих качеств личности студента. Фактически речь идет о формировании качеств личности, значимых для исследователя. К таким качествам можно отнести [3]: самостоятельность, критичность, гибкость ума, глубина мышления, широта кругозора, целенаправленность и др.

Таким образом, одним из показателей эффективности подготовки бакалавров технологического образования является сформированность его готовности к научно-исследовательской деятельности. Особое внимание в структуре готовности должно уделяться мотивационному компоненту, так как в большинстве случаев именно этот компонент «западает», а ведь он влияет на эффективность формирования других компонентов готовности.

Список использованной литературы:

1. Боровков А.Б. Готовность студентов педагогических вузов к применению в педагогической технологии длительного отслеживания развития учащихся в ходе образовательного процесса: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – Калуга, 2003.

2. Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: Монография. – Калининград, 2004.

3. Введение в психологию и технологию научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. /Под ред. О.Д. Олейникова, Т.В. Сидорова, А.А. Чечулина, Л.А. Худорошко. – Новосибирск, 1999.

4. Готская И.Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография. – СПб., 1999.

5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск: ИЦПКПС, 2001.

 6. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов: Методическое пособие. /Под ред. В.И. Богословского. – СПб., 1999.

7. Развитие творческих исследовательских умений студентов: Методические рекомендации на материале дисциплин естественнонаучного цикла. /Сост.: Г.В. Никитина, А.П. Тряпицына. – Л., 1989.

8. Резанович А.Е. Развитие готовности студентов вузов к организаторской деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – Магнитогорск, 2002.

9. Тарасюк Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – М., 2002.

10. Хозанов И.Я. Технология формирования готовности будущих филологов-преподавателей к педагогическому общению: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – Челябинск, 2002.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39