Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Акимов С.С. Обучение основам научных исследований в технологическом образовании // Информационные технологии в образовании: Материалы VII научно-практической конференции студентов и аспирантов естественнонаучного факультета. Под ред. М.И. Потеева, Н.Н. Горлушкиной. – СПб.: Изд-во СПбГУИТМО, 2005. – 60 с. (С. 4-6).

Научно-исследовательская деятельность в информационном обществе относится к числу самых престижных, социально-значимых и экономически целесообразных сторон деятельности человека. Она обеспечивает перспективное развитие экономики, существенно обогащает культуру, привносит запас прочности в интеллектуальный потенциал общества, определяющий социальный прогресс. В современном мире она выполняет следующие функции: аналитическую; ориентационную; прогностическую; информационную; инновационную; моделирующую; системообразующую; оптимизирующую [3] .

В работе Лобовой Г.Н. [4] представлена классификация задач обучения научно-исследовательской деятельности: 1) поиск научной информации (работа с литературой, периодической печатью, информационными системами); 2) выбор методов и проведение научных исследований; 3) обработка и оформление результатов исследования; 4) освоение новых теорий, моделей и методов научных исследований; 5) самостоятельная формулировка новых задач, возникающих в процессе деятельности и умение их решать.

Следует учитывать, что в условиях быстрого увеличения информации в профессиональной области знаний, необходимо владеть общими способами получения необходимых знаний. В процессе подготовки бакалавров технологического образования необходимо обучить студентов владению общими способами проведения научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, бакалавр технологического образования должен владеть последовательностью этапов проведения исследования, что позволит решать проблемы в быстроменяющихся условиях развития общества, принимать оперативные профессиональные решения в сфере современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, а также технологий в экономике, сфере услуг и быта, производстве.

Подготовка студентов к научно-исследовательскому виду деятельности состоит в последовательном овладении ими всеми ее компонентами [4]. Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывает существенное влияние на повышение его качества, содействует решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании, способствует успешной адаптации выпускников вузов в обществе и на рынке труда [5].

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания, в результате которой субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну [1]. Эта деятельность представляет собой синтез учебной исследовательской работы студентов и внеучебной научно-исследовательской работы студентов, а также научно-организационной работы студентов [6].

Под учебно-исследовательской деятельностью студентов понимают работу, обеспечивающую приобретение необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, которая завершается самостоятельным решением студентами задач, уже разработанных в науке или технике [6]. В процессе обучения основам научных исследований в области технологического образования необходимо учитывать разный уровень организации учебно-исследовательской деятельности студентов.

В организации исследовательской деятельности можно выделить следующие уровни: 1 уровень, когда творческие и исследовательские задачи студентам ставятся в инициативном порядке преподавателем (исследовательская деятельность в данном случае понимается как форма учебной работы); 2 уровень, когда исследовательская деятельность развивается по многим направлениям и начинает создаваться педагогами как подход к внедрению образовательной деятельности; 3 уровень, когда к системе исследовательской деятельности подключается научное учреждение [2].

В рамках деятельностного подхода выделяют следующие уровни учебно-исследовательской работы студентов: 1. Репродуктивный: выполнение работы по образцам без внесения в них каких либо корректив, под непосредственным контролем руководителя; 2. Алгоритмический: студент совместно с преподавателем определяет возможную тему исследования и последовательность действий по ее раскрытию; студент самостоятельно выбирает способы и приемы работы; роль преподавателя сводится к рекомендациям; 3. Эвристический: студент самостоятельно определяет тему исследования и последовательность действий по ее разработке, обращаясь, в случае затруднения, к помощи преподавателя; в известные методики исследования студентом вносятся собственные, обоснованные коррективы; 4. Продуктивный: предполагает полную самостоятельность студента в определении проблемы исследования и деятельности по ее разрешению. Преподаватель выступает как эксперт при оценке этого результата [6].

По новизне содержания и характеру его обобщенности выделяют следующие уровни учебно-исследовательской деятельности студентов: 1. Реферативный: вычленение и подбор фактов, описанных в литературе, в соответствии с выбранным направлением исследования; вычленение и описание подходов, мнений, суждений к изучаемому вопросу; 2. Структурный: логический или системный анализ известных фактов. 3. Исследовательский: анализ реального учебного процесса, построение оригинальной модели этого процесса, моделирование возможных следствий и их проверка в реальном учебно-воспитательном процессе [6].

В работе Г.Н. Лобовой [4] выделены уровни обучения проведению исследований, которые можно представить в следующем виде: 1. Учебно-исследовательская деятельность (работа) студентов: постановка задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий, методов, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов их объяснение; 2. Исследовательская деятельность (работа) студентов: освоение новых компонентов – формулировка исходных гипотез, теоретических анализ гипотез, проверка гипотез на основе полученных фактов, формулировка новых фактов, получение объяснений и научных предсказаний; 3. Научно-исследовательская деятельность (работа) студентов: осваиваются все компоненты научного исследования. Обучение основам научных исследований в технологическом образовании обуславливает качество подготовки выпускника, его конкурентоспособность на рынке труда, формирование компетентно решать профессиональные задачи. Необходимо отметить, что обучение научному поиску следует осуществлять на разных уровнях (от репродуктивного к исследовательскому) и эта система должна быть сквозной (охватывать весь процесс обучения студентов).

Таким образом, можно говорить о том, что качество подготовки бакалавров технологического образования определяется и в том числе их подготовкой к проведению научных исследований (владением общими способами научного поиска в сфере технологического образования). Это определяет актуальность разработки теоретических и практических вопросов обучения студентов основам научного поиска в области технологического образования.

Использованная литература:

1. Багачук А.В. О повышении качества научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе - [Электронное издание] http://seminar.kspu.ru 

2. Гражданкина Л.Н. Формирование системного подхода к организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы - [Электронное издание] http://college.biysk.secna.ru/news/cit/cit2/grajdan.doc 

3. Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта. Монография. – М., 2003.

4. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. – М.: ИЦ АПО, 2000.

5. О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений: Решение коллегии №9/1 от 10.06.2003 года - [Электронное издание] http://depart.ed.gov.ru/ministry/struk/kolleg/resh/03/rk9_1.html 

6. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов: Методическое пособие. /Под ред. В.И. Богословского. – СПб., 1999.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39