Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Предлагаем Вашему вниманию обзор магистерских исследований наших первых магистрантов (защита 2001 год)

БЕЛОРУСОВА ЮЛИЯ ВСЕВОЛОДОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Коршунова Н.Н.)

Тема: "Влияние западноевропейской культуры на развитие женского образования в России второй половины ХУ111 - начала Х1Х вв".

Объект исследования: Развитие женского образования в России во второй половине ХУ111 - начале Х1Х вв.

Предмет исследования: Факторы влияния западноевропейской культуры на развитие женского образования в России второй половины ХУ111 - начала Х1Х вв.

Гипотеза исследования:

Социокультурное развитие России конца ХVIII - первой половины XIX веков, развитие отечественного образования, возросшее влияние западноевропейской культуры на жизнь общества в целом и на сферу образованияч в частности, привело к созданию в России прнципиально новых женских учебных заведений, положивших начало государственному женскому образованию.

Задачи исследования:

  • На основе теоретического анализа литературы и исторических документов выявить факторы влияния западноевропейской культуры на развитие женского образования в России второй половины ХУ111 - начала Х1Х вв.;
  • Проанализировать деятельность женских учебных заведений, возникших в данный исторический период в России;
  • Разработать программу спецкурса "Влияние западноевропейской культуры на развитие женского образования в России" и методические рекомендации по ее реализации в учебном процессе на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.

Основные результаты исследования:

Изучение архивных материалов, фонда музея Смольного института, включение элементов художественно-образного познания позволяет утверждать о достаточной совокупности проанализированных фактов влияния западноевропейской культуры на изменения женского образования в России.

К концу ХУ111века результатом социально-экономических преобразований в России явилось изменение отношение к женщине и ее образованию. Под влиянием западноевропейской культуры изменились цели, содержание, формы и методы женского образования.

Насильственный характер проведения образовательных реформ Петром 1 свидетельствует о неприятии их большинством населения по причине несовпадения их с традиционным опытом воспитания. Исторические сложившиеся и передававшиеся из поколения в поколение традиционные ценности воспитания практически не отразились в реформах. Государственная концепция личности изначально противоречила российской традиции. Вобрав ценности западноевропейского образования, российская стратегия образования, как внешне заданная, сохранила их до конца Х1Х века (определение целей образования исходя из целей государства; аксиоматичность содержания знаний и опыта поведения; передача готовых знаний, монологичность образования, суровая дисциплина и др.) Вместе с тем женское образование в России сохранило свою национальную основу - ценности духовности, самоотдачи, жертвенности, солидарности, любви и служения.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

На основе принципа единства исторического и логического, использования синергетического подхода к анализу развития системы женского образования выявлены социально-исторические условия, в которых происходил диалог культур и факторы, обусловившие изменения отечественного женского образования.

Проанализирован опыт организации женского образования в современных условиях Санкт-Петербурга (женская гимназия 628) с учетом традиций и ценностей.


ВАЛИТОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)

Тема: Исследование готовности студентов к самообразованию.

Объект исследования: самообразовательная деятельность студентов факультета технологии и предпринимательства.

Предмет исследования: готовность студентов первого и второго курсов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена к самообразованию.

Цель исследования: изучение готовности студентов первого и второго курсов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена к самообразованию.

Гипотеза исследования:
Cтуденты ФТиП в большей степени готовы к репродуктивной, управляемой самообразовательной деятельности, и в меньшей - к творческой, самостоятельной самообразовательной деятельности высокого уровня, с использованием всех форм, методов, источников самообразования.

Задачи исследования:

  • Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
  • Осуществить контент-анализ феномена "самообразование" в психолого- педагогических исследованиях.
  • Выявить уровень готовности студентов к самообразованию.
  • Определить объективные и субъективные факторы, влияющие на готовность студентов к самообразованию, разработать методические рекомендации по формированию готовности студентов к самообразованию.

Основные результаты исследования:

В исследовании показано, что 94% студентов считают самообразование необходимым и желательным, в то время как только 48 % их них занимаются самообразованием в той или иной мере.

Самообразовательная деятельность 80 % студентов находится на низком или среднем уровне развития. Это происходит, в частности, из- за того, что у студентов недостаточно знаний о процессе организации процесса самообразования.

Основным средством самообразования студентов является книга (учебник). При этом умения и навыки работы с книгой у них сформированы недостаточно. 30% студентов не умеют правильно выделять главную мысль текста, 55% не понимает смысла понятий, условные обозначения и аббревиатуру.

Большинство студентов (69%) полагают, что для самообразования необходимо желание, но только 21 % их них считают, что для этого необходимы целеустремленность и настойчивость.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Изучены уровень, источники и виды самообразования студентов ФТиП; определены мотивы самообразовательной деятельности студентов, этапы в развитии самообразования; разработана методика исследования уровня самообразования студентов; разработаны методические рекомендации по развитию самообразования студентов в курсах "Введение в специальность", "Введение в педагогическую деятельность" и других дисциплинах в рамках организации самостоятельной работы.


ВОЛКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Балакирева Л.А.)

Тема: "Развитие студента педагогического вуза как субъекта управленческой деятельности".

Объект исследования: студенты факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.

Предмет исследования: личностные ограничения студентов в управленческой деятельности и пути их ослабления или снятия.

Цель исследования: создание учебно-методического комплекса, позволяющего ослабить или снять ограничения студентов в управленческой деятельности.

Гипотеза исследования:

При определенных условиях студент может стать субъектом управленческой деятельности. К таким условиям можно отнести:

  • выявление, анализ и осознание студентами своих ограничесний в управленческой деятельности, тормозящих професиональное саморазвитие будущего специалиста;
  • целенаправленную подготовку будущих специалистов к управленческой деятельности в различных курсах психолого-педагогических дисциплин.

Задачи исследования:

  • Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме управленческой деятельности и подготовке к ней специалистов.
  • Осуществить диагностику и анализ личностных ограничесний студентов в управленческой деятельности.
  • Разработать программу управленческого тренинга студентов.
  • На основе анализа результатов формирующего эксперимента выявить условия, способствующие улучшению подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности.

Основные результаты исследования:

На основе анализа литературы показано, что проблема необходимости подготовки студентов к управленческой деятельности обусловлена: профессиональной универсальнотью управленческих умний и качеств личности; постоянно возрастающими требованиями к специалистам; необходимостью продуктивного менеджмента в условиях рыночной экономики; необходимостью личностной и проофессиональной самореализации выпускников.

В ходе диагностики студентов 1, 2 и 5 курсов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена показано, что наиболее выраженными ограничениями студентов в управленческой деятельности являются: неумение управлять собой (неспособность выбрать соответствующие методы, рационально организовать свое время и т.д.), недостаток творческого подхода (неумение принимать решения, недостаточная способность к инновациям и т.д.), слабые навыки руководства (неразвитые организаторские способности, неумение влиять на других и т.д.).

Научная новизна и практическая значимость исследования:

В проведенном исследовании выявлены следующие закономерности в подготовке специалистов к продуктивной управленческой деятельности: чем содержательнее подготовка студентов в профессионально- профилирующих курсах, тем выше управленческий потенциал будущих специалистов; управленческие умения формируются в активной деятельности; самоанализ является основным звеном управленческой подготоки будущего специалиста; формирование готовности к самосовершенствованию является базовым условием подготовки будущих специалистов к продуктивной управленческой деятельности.

На основе анализа выявленных личностных ограничений студентов в продуктивной управленческой деятельности разработана и реализована программа управленческого тренинга, который, как показывают результаты исследования, может быть использован в образовательном процессе для более эффективной подготовки будущих специалистов; разработаны рекомендации по развитию управленческой деятельности студентов.


БИРЮК ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Коршунова Н.Н.)

Тема:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

Основные результаты исследования:

Научная новизна и практическая значимость исследования:


КРЕСС ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА
(Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Виноградов Ю.И.)

Тема: "Исследование степени сплоченности студенческих групп"

Объект исследования: Студенческие группы факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А. И. Герцена.

Предмет исследования: Степень сплоченности студенческих групп.

Цель исследования: Определение степени сплоченности студенческих групп и путей ее повышения.

Гипотеза исследования:

Основываясь на результатах длительного (четырехлетнего) включенного педагогического наблюдения студенческих учебных групп факультета можно предположить, что проблемы, возникающие у них в образовательном процессе (межличностные конфликты, неуспеваемость и отсев студентов, низкая общественная активность и др.) связаны с их недостаточной сплоченностью, которая требует специального организационно-педагогического управления.

Задачи исследования:

  • На основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы определить сущность понятия "сплоченность группы" и границы разработанности рассматриваемой проблемы;
  • Осуществить диагностику степени сплоченности студенческих групп факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена;
  • Предложить пути повышения уровня сплоченности студенческих групп факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена как условия совершенствования образовательного процесса.

Основные результаты исследования:

Теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов показал, что студенческая группа рассматривается в них как малая группа, процесс развития которой управляем. Основной характеристикой, отражающей уровень развитости малой группы, является феномен сплоченности.

На основе использования методики Сишора определена степень выраженности групповой сплоченности студенческих коллективов факультета. Полученные результаты свидетельствуют: а) об отсутствии близких к максимальным баллам в оценке сплоченности во всех исследуемых группах (13 групп - 252 человека: 75% от общего числа студентов факультета); б) о распределении оценки сплоченности в зоне "выше среднего значения". Это означает, что студенческие группы факультета находятся на уровне развития, соответствующем понятию "групп-корпораций" (по классификации малых групп в социальной психологии), то есть организованной общности, обладающей внутренней структурой и общей деятельностью, цели которой определяются как "личные через групповые".

Необходим поиск путей повышения сплоченности студенческих групп до уровня "групп-коллективов". Современный ВУЗ кроме образовательной должен выполнять и воспитательную функцию: обеспечивать максимальную включенность студента в групповую совместную деятельность, стимулировать познавательную, исследовательскую и общественную активность обучаемых, способствовать их успешной социализации и профессиональному становлению.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Доказано, что обращение к феномену сплоченности студенческих групп в условиях современного образовательного процесса помогает наметить конкретные пути его совершенствования.

Показано, что опыт повышения сплоченности малых групп, накопленный в теории менеджмента, представляет определенный интерес и для решения социальных проблем малых групп в условиях высшей школы.

Обоснованы методические рекомендации по повышению степени сплоченности студенческих групп: назначение кураторов как координаторов не только учебной, общественной жизни студентов, но и как фасилитаторов внутри- и межгрупповых отношений; создание системы психологического сопровождения для выявления и развития лидерских качеств студентов; создание условий для презентации достижений отдельных студентов, творческих объединений студентов, студенческих групп в учебной, научно-исследовательской, спортивной, общественной деятельности; развитие традиций факультета как совместной творческой деятельности студентов отдельных групп, разных курсов, студентов и преподавателей факультета и другие.


РОМАНОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)

Тема: "Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов на основе идей скаутизма".

Объект исследования: идеи скаутизма как основа для формирования лидерских качеств.

Предмет исследования: Педагогические условия формирования и развития лидерских качеств у студентов ФТиП РГПУ им. А.и Герцена на основе идей скаутизма.

Цель исследования: Выявить педагогические условия формирования и развития лидерских качеств у студентов ФТиП РГПУ им. А.и Герцена на основе идей скаутизма.

Гипотеза исследования:

Можно предположить отсутствие ярко выраженных лидерских качеств у студентов младших курсов ФТиП и возможность их формирования и развития на основе создания педагогических условий, включающих использование идей скаутизма в содержании и организации образовательного процесса на факультете.

Задачи исследования:

  • На основе анализа литературы выявить исторические и социально- педагогические предпосылки зарождения и развития детского движения в мире и в России.
  • Проанализировать взгляды различных исследователей скаутского движения.
  • Осуществить диагностику лидерских качеств у студентов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена.
  • Разработать и апробировать программу спецкурса "Школа лидеров" для студентов ФТиП, построенную на идеях и принципах скуатизма.

Основные результаты исследования:

На основе анализа литературы, изучения архивных материалов (нормативные документы, воспоминания и выступления скаут-мастеров начала ХХ века, периодическая печать, отчеты съездов скаутов и пр.) исследованы предпосылки зарождения детского движения; выявлены социально-исторические условия зарождения скуатизма; проанализированы основные идеи, принципы, практический опыт скаутинга по формированию и развитию полноценных членов общества.

Проанализированы профессиональные качества педагога, необходимые для руководства детским коллективом.

Диагностика на основе комплекса методик показала, что доля студентов, обладающих лидерскими качествами, увеличивается к 3 курсу (24-25%) по сравнению с 1 курсом (14-16%), но необходима целенаправленная работа по формированию лидерских качеств, как важного условия продуктивности будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Впервые систематизирована аксиоматика скаутского движения; показано, что детское сообщество и детское движение является частью общества демократического типа; скаутское движение рассматирвается с позиции целостной педагогической системы.

Показана значимость идей скаутизма для развития лидерских качеств будущих специалистов в сфере образования, управления, бизнеса.

Разработана и апробирована программа спецкурса "Школа лидеров", сформулированы рекомендации по использованию идей скаутизма в воспитательной работе с учащимися и для формирования лидерских качеств будущих специалистов в процессе профессионально- педагогической подготовки.


ПЕТРОВА ДАРЬЯ ГЕОРГИЕВНА
(Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Виноградов Ю.И.)

Тема: "Трудности общения обучающихся и преподавателей и пути их преодоления".

Объект исследования: Межличностное общение обучающихся и преподавателей.

Предмет исследования: Трудности, возникающие в межличностном общении обучающихся и преподавателей.

Цель исследования: Изучение основных источников проблем, затрудняющих общение обучающихся и преподавателей, путей оптимизации коммуникативной среды в учебном коллективе.

Гипотеза исследования:

Можно предположить, что трудности в общении обучающихся и педагогов связаны с недостаточным учетом последними возрастных психологических особенностей воспитанников, с не владением педагогическими технологиями их предотвращения в учебном процессе.

Задачи исследования:

  • Осуществить теоретический анализ проблем межличностного общения преподавателей и обучающихся в учебном процессе;
  • Экспериментально выявить основные трудности общения обучающихся и преподавателей в учебном процессе;
  • Исследовать причины затруднений в общении обучающихся и преподавателей в учебном процессе;
  • Определить возможные способы предотвращения осложнений в общении обучающихся и преподавателей, оптимизации коммуникативной среды в учебном коллективе.

Основные результаты исследования:

На основе анализа современной психолого-педагогической литературы исследовано на теоретическом уровне понятие "общение", выявлена его структура и функции, основные детерминанты затрудненного общения обучающегося и преподавателя.

На основе экспериментального исследования (248 учащихся 7-11-х классов школы №136 Санкт-Петербурга; 52 учащихся 10-11-х классов школы № 592 Санкт-Петербурга; 82 студентов 2 и 3 курсов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена) показано, что причинами затруднений в межличностном общении обучающихся и преподавателей, прежде всего, выступают: неуважение некоторыми преподавателями своих воспитанников и неэтичное поведение с ними; различие позиций, интересов, мировоззрений; плохое знание педагогами своих учащихся; применение авторитарных методов обучения и воспитания (особенно в школе); нежелание признавать педагогами своих ошибок, довлеющее "чувство собственной непогрешимости"; приписывание педагогами ответственности за возникающие проблемы в общении ученикам и др.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Изучено мнение большого числа школьников и студентов о трудностях, испытываемых ими в общении с педагогами и о причинах этих трудностей; осуществлен анализ этих трудностей по разным аспектам (возраст обучающихся, потребности обучающихся и др.).

Описаны технологии преодоления педагогами трудностей в общении с учащимися в контексте реализации идей гуманистической образовательной парадигмы; даны рекомендации по оптимизации коммуникативной среды в учебном коллективе, которые могут быть использованы преподавателями психолого-педагогических дисциплин в процессе профессионально- педагогической подготовки специалистов на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.


Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39