Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Предлагаем Вашему вниманию обзор магистерских исследований, выполненных на кафедре акмеологии (защита 2004 год)

ГУРА РУСЛАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Эхов С.Ф.)

Тема: Исследование психологических особенностей студентов факультета технологии и предпринимательства для формирования их профессиональной мобильности.

Объект исследования: студенты 1 курса ФТиП РГПУ им.А.И.Герцена.

Предмет исследования: особенности развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей студентов 1 курса факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена, которые важны для формирования их профессиональной мобильности на современном рынке труда.

Цель исследования: выявление соответствия психологических особенностей студентов «идеальной психологической модели профессиональной мобильности» для формирования профессиональной мобильности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования:

Можно предположить, что разные компоненты (блоки) «идеальной психологической модели профессиональной мобильности» по-разному развиты у студентов 1 курса факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена, что следует учесть при создании организационно-педагогических условий для эффективного формирования и развития профессиональной мобильности – важного интегративного качества выпускников ФТиП.

Задачи исследования:

  • осуществить теоретический анализ социальной и психолого-педагогической сущности профессиональной мобильности, ее компонентов и их формирования;
  • разработать «идеальную психологическую модель профессиональной мобильности» и осуществить выбор методики исследования ее компонентов у студентов 1 курса факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена;
  • проанализировать результаты исследования психологических особенностей студентов 1 курса факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена и их соответствие «идеальной психологической модели профессиональной мобильности»;
  • разработать методические рекомендации по формированию и развитию психологических компонентов профессиональной мобильности у студентов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.

Основные результаты исследования:

Анализ различных исследовательских методик показал, что для построения идеальной психологической модели и исследования психологических компонентов профессиональной мобильности работника (социального элемента), максимально подходит методика Р.Б. Кеттелла. «Идеальная психологическая модель» профессиональной мобильности содержит 3 блока индивидуально-психологических особенностей (интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных), обеспечивающих высокий уровень профессиональной мобильности. Анализ сущностных характеристик стенов в методике «16–ФЛО-С» с позиции современных требований к работнику (социальному элементу) на рынке труда позволил выделить «оптимальную зону» развития его индивидуально-психологических особенностей с точки зрения проявления профессиональной мобильности.

В ходе констатирующего эксперимента получила подтверждение гипотеза: все компоненты (блоки) профессиональной мобильности по-разному развиты у студентов 1 курса ФТиП РГПУ им. А. И. Герцена. Выявлены некоторые различия в развитии отдельных психологических особенностей юношей и девушек, в то же время каждом компоненте определены факторы, над развитием которых нужно работать со всеми студентами. Так, наибольшего внимания требуют блоки «интеллектуальные особенности» и «коммуникативные свойства личности и особенности межличностного взаимодействия»: студенты-первокурсники достаточно консервативны; не ищут, и с сомнением относятся к новым идеям; управляемы внешними обстоятельствами; им присуще властность, упрямство до агрессивности; конфликтность; недоверчивость; в блоке «эмоционально – волевые особенности» выражены тревожность и обеспокоенность. Всё это говорит о том, что требуется создание системы организационно-педагогических условий по формированию и развитию «западающих» компонентов профессиональной мобильности.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Впервые адаптированный вариант методики Р.Б. Кеттелла «16 – ФЛО - С» (О.П. Елисеев) использован не только для исследования профессиональной мобильности будущих специалистов, но и для создания «идеальной психологической модели» индивидуальных особенностей студентов (интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных), обеспечивающих их высокую профессиональную мобильность.

Проведен сравнительный анализ психологических особенностей девушек и юношей – первокурсников ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена и их соответствие «идеальной психологической модели профессиональной мобильности».

Материалы теоретического анализа и полученные экспериментальные данные могут быть использованы в содержании профессиональной подготовки студентов ФТиП в курсах «Основы самопознания и саморазвития личности», «Введение в педагогическую деятельность», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Профессиональная акмеология», «Педагогический менеджмент», «Психология управления персоналом»;

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании учебного процесса и организации воспитательной работы со студентами, а также в деятельности Учебно-психологической службы факультета (УПС).

ЕРДЯКОВА ЯНА ВЛАДИМИРОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)

Тема: Исследование межпредметных связей в системе подготовки бакалавров по направлению 540500 «Технологическое образование».

Объект исследования: межпредметные связи (МПС) в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: межпредметные связи между дисциплинами психолого-педагогического блока, реализуемыми кафедрами акмеологии и методики обучения технологии и предпринимательству (МОТиП) при подготовке бакалавров по направлению 540500 «Технологическое образование».

Цель исследования: построение графика МПС между дисциплинами психолого-педагогического блока, реализуемыми кафедрами акмеологии и МОТиП для оптимизации подготовки бакалавров по направлению 540500 «Технологическое образование».

Гипотеза исследования:

Построение графика МПС между дисциплинами психолого-педагогического блока, реализуемыми кафедрами акмеологии и МОТиП, и его последующий анализ могут показать, что система МПС при подготовке бакалавров по направлению 540500 «Технологическое образование» нуждается в оптимизации, а сам график может служить основой подобной оптимизации.

Задачи исследования:

  • определить сущность понятия «межпредметные связи» и проанализировать существующие классификации МПС в системе образования;
  • построить модель системы МПС и модель установления МПС;
  • проанализировать содержание программ учебных дисциплин, реализуемых кафедрами акмеологии и МОТиП;
  • установить наличие МПС между дисциплинами, реализуемыми кафедрами акмеологии и МОТиП.
  • провести исследование мнений студентов и преподавателей об эффективности реализации МПС на факультете.

Основные результаты исследования:

Рассмотрены различные определения педагогического понятия «межпредметные связи», выбран подход В.Н.Максимовой и И.Д.Зверева. В исследовании использовалась классификация МПС, разработанная В.Н.Максимовой, рассматривались содержательно-информационные связи во времени и различной направленности.

Проведен анализ понятийного аппарата программ учебных дисциплин психолого-педагогического блока. Разработана модель системы МПС, а также модель процесса установления МПС, построены графики МПС на уровне учебных тем изучаемых дисциплин, соотнесенных между собой по учебным неделям.

На основе изучения мнений студентов и преподавателей доказано, что проблема установления МПС на факультете существует и требует решения.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Разработана модель системы МПС и модель установления МПС.

В результате анализа содержания программ дисциплин психолого-педагогического блока выделен перечень основных изучаемых понятий.

Построен график МПС между дисциплинами психолого-педагогического блока, реализуемыми кафедрами акмеологии и МОТиП.

Показано, что построенный график МПС может служить основой оптимизации МПС между дисциплинами психолого-педагогического блока в системе подготовки бакалавров по направлению 540500 «Технологическое образование».

НЕМЫНОВА АНТОНИНА БОРИСОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)

Тема: Исследование уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов первого курса факультете технологии и предпринимательства РГПУ им.А.И.Герцена.

Объект исследования: профессиональная обучаемость студентов 1 курса факультета технологии и предпринимательства (ФТиП) РГПУ им. А.И. Герцена.

Предмет исследования: учебные действия в структуре профессиональной обучаемости студентов 1 курса ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена.

Цель исследования: выявить уровни развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов 1 курса ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена.

Гипотеза исследования:

Можно предположить, что студенты 1 курса неравномерно распределяются по уровням развития учебных действий, что характеризует их разную профессиональную обучаемость.

Задачи исследования:

  • на основе анализа литературы по проблеме определить понятия «обучаемость» и «профессиональная обучаемость»;
  • выявить место учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов;
  • разработать методики диагностики уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов;
  • сформулировать рекомендации по повышению уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов на факультете.

Основные результаты исследования:

На основе структурно-частотного анализа понятия «обучаемость» она рассматривается в исследовании как потенциальная общая умственная способность студентов, выражающаяся в темпе, качестве, объеме усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе обучения. Учебные действия рассматриваются как целенаправленная активность, связанная с достижением учебных целей при осуществлении учебной деятельности.

Уровень развития учебных действий студентов характеризуется: скоростью выполнения учебных заданий, качеством выполнения учебных заданий, базовым фондом знаний, учебных умений и навыков.

По результатам диагностики у 49% студентов-первокурсников выявлен низкий уровень развития учебных действий, у 42% - средний, и лишь у 8% - высокий.

Сформулированы рекомендации по работе со студентами: «способ дозирования трудностей»; развитие нестандартного мышления; развитие качеств личности, влияющих на успешность обучения (внимательность, организованность, целеустремленность и др.); коррекция учебной мотивации студентов и другие.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Разработаны критерии оценки уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов.

Разработана методика диагностики уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов.

Даны рекомендации по повышению уровня развития учебных действий в структуре профессиональной обучаемости студентов.

ЧЕБЫКИНА АЛЕНА ВИКТОРОВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Балакирева Л.А.)

Тема: Подготовка студентов к работе в команде.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И.Герцена.

Предмет исследования: подготовка студентов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена к работе в команде.

Цель исследования: разработать методику подготовки студентов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена к работе в команде.

Гипотеза исследования:

При создании определенных условий можно подготовить студентов к работе в команде. К таким условиям относятся:

  • разработка программы и проведение командного тренинга;
  • применение активных технологий обучения, направленных на формирование мотивации командной работы;
  • введение в учебно-воспитательный процесс форм командной работы.

    Задачи исследования:

    • на основе анализа литературы выявить степень разработанности проблемы формирования команд и малых групп в отечественных и зарубежных исследованиях;
    • выявить и обосновать возможность формирования команд на учебных занятиях;
    • создать учебно-методический комплекс по подготовке студентов ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена к работе в команде;
    • определить эффективность командной работы в развитии личностных качеств студентов.

    Основные результаты исследования:

    На основе анализа литературы доказано, что подготовка к командной работе является необходимым условием социализации личности студентов. В результате анализа учебно-воспитательного процесса на факультете выявлены условия для командообразования студентов: субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса; желание студентов работать в командах; наличие форм учебной и внеучебной деятельности, требующих развитие командных навыков у студентов и др.

    На констатирующем этапе исследования выявлена недостаточная подготовленность студентов к командной работе.

    На основе построенной модели командной работы, выявлены основные критерии готовности студентов к командной работе (интеллектуальная, мотивационная, практическая).

    В результате внедрения у учебно-воспитательный процесс разработанного учебно-методического комплекса удалось повысить готовность студентов к командной работе как на учебных занятиях, так и во внеучебной деятельности.

    Научная новизна и практическая значимость исследования:

    Систематизированы представления о структуре и задачах команд, выявлены принципы командообразования;

    Разработана технология подготовки студентов к командной работе;

    Осуществлена апробация разработанного учебно-методического комплекса.

    КОРАБЛЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    (Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Балакирева Л.А.)

    Тема: Развитие управленческих способностей в профессиональном обучении студентов факультета технологии и предпринимательства.

    Объект исследования: студенты 5 курса факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И.Герцена.

    Предмет исследования: управленческие способности студентов.

    Цель исследования: разработка учебно-методического комплекса, позволяющего развивать управленческие способности и подготовить к управленческой деятельности в соответствии со стандартом образования по специальности 030600 «Технология и предпринимательство» и требованиями современного рынка труда.

    Гипотеза исследования:

    Эффективность развития управленческих способностей студентов повысится, если будут обеспечены следующие условия:

    • выявлены ограничения, тормозящие развитие управленческих способностей;
    • выявлены уровни развития способности студентов к самоуправлению;
    • спроектирован учебно-методический комплекс, развивающий управленческие способности студентов;
    • в каждый модуль учебной программы включен оценочный этап, позволяющий студентам проанализировать свою работу и наметить пути для саморазвития.

      Задачи исследования:

      • проанализировать литературу по проблемам способностей и управленческой деятельности;
      • провести диагностику личностных ограничений студентов и уровня развития их способности к самоуправлению;
      • выявить условия, способствующие развитию управленческих способностей в профессиональном обучении студентов;
      • разработать программу специального курса, направленного на развитие управленческих способностей и подготовку студентов к управленческой деятельности;
      • разработать необходимое методическое обеспечение к программе спецкурса.

      Основные результаты исследования:

      Управленческие способности рассматривались в исследовании с точки зрения феноменологического подхода и определяются, как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности студентов, определяющих, с одной стороны успешность их обучения, а с другой - успешность последующего осуществления выпускниками факультета профессионально-управленческой деятельности за счет овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками.

      Структура управленческих способностей включает следующие компоненты: нравственный, коммуникативный, административно-организационный, профессионально-деловой, интеллектуально-творческий.

      На констатирующем этапе исследования выявлена недостаточная подготовленность студентов к управленческой деятельности. В качестве одного из существенных ограничений выступает остановленное саморазвитие, стремление «плыть по течению» и исключать из своей жизни и деятельности рисковые ситуации.

      Спроектированный и апробированный учебно-методический комплекс, включающий в себя программу спецкурса, построенную на модульном принципе, с использованием активных методов и технологий обучения, позволит эффективно развивать управленческие способности студентов и подготовить их к управленческой деятельности, что в свою очередь повысит их конкурентоспособность на современном рынке труда.

      Научная новизна и практическая значимость исследования:

      Осуществлена систематизация и классификация знаний по феномену «способности» и развитию управленческих способностей.

      Определены условия, необходимые для эффективного развития управленческих способностей в профессиональном обучении студентов.

      Разработан учебно-методический комплекс, направленный на развитие управленческих способностей студентов и их подготовку к управленческой деятельности.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39