Первутинский В.Г.
Профессия педагога является одной из самых значимых и актуальных. И хотя её престиж среди студентов не достаточно высок, педагогическая профессия предоставляет громадные возможности для творческого самовыражения личности, её акмеологического развития.
В последнее время значительно расширился диапазон применения психолого-педагогических знаний, которые приобрели профессиональный смысл и для предпринимателя, и банкира, и торгового работника, и управленца. Конкуренция требует от профессионала компетентности, которая в значительной мере базируется на системе ценностей имеющихся у человека. Для специалиста работающего в системе "человек-человек" это особенно важно так как: 1) Система ценностей в значительной мере определяет "Я -концепцию" личности; 2) Ценностные ориентации свидетельствуют о степени сформированности личности; 3) Ценности являются одним из показателей уровня сформированной профессиональной компетентности; 4) Ценности влияют на развитие мотивации и определяют педагогическую позицию.
Это вызвало необходимость проведения специального исследования, целью которого было выявление основных ценностей студентов педвуза. Объектом нашего исследования стали студенты факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И.Герцена. Для сравнения привлекались данные комплексной диагностики учителей школы и студентов Института внешнеэкономических связей, экономики и права. Мы предположили, что при создании определённых условий у студентов динамично развивается профессионально-ценностная ориентация.
Такими условиями, на наш взгляд, могут стать:
- Вовлечение студентов в активное соразмышление опедагогической профессии путём решения педагогических задач, написания творческих сочинений.
- Разработка концепции педагогической практики, предполагающей поэтапное формирование профессиональных умений.
- Включение в содержание занятий анализа передового педагогического опыта.
- Планирование на каждом практическом занятии рефлексивно- оценочного этапа по примерной схеме: были ли достигнуты цели занятия; все ли участники чувствовали себя свободно; где могут пригодиться полученные знания; что, на ваш взгляд, нужно подкорректировать в занятии; удовлетворяет ли вас собственная работа и деятельность сокурсников; определите ценности занятия.
- Организация воспитательного воздействия занятий при помощи мастер- классов и метода примера.
- Проведение профдиагностики на первом этапе учёбы.
- Гуманитаризация всех предметов.
- Внедрение педагогического менеджмента в процесс обучения (особенно самоменеджмента).
- Ориентация студентов на развитие творческих способностей путём организации научно-исследовательской деятельности и участие в СНО, конкурсах, олимпиадах.
- Оказание студентам помощи в профессиональном самоопределении.