Первутинский В.Г.
Развитие профессиональной компетентности студента становится одной из основных задач любого учебного заведения, между тем анализ литературы показывает, что пока не выработано единого мнения о проблеме компетентности. В литературе обозначились несколько основных подходов. Ключевым из них является концепция Н.В. Кузьминой, которая определила компетентность через сферы способностей необходимых педагогу. Ряд авторов включает в эти способности и психологические качества личности (Макарова А.К., Мищенко Л.И.). Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе (Н.В.Кухарев, В.И.Гинецинский, А.К.Маркова). Нам представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями.
Ещё больше разногласий в классификации видов профессиональной компетентности. Так Макарова А.К. различает:
- специальную компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальную компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностную компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Макарова А.К. поясняет, что названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций:
- Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии "решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
- Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно "вооружить" молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми других культур, языков и религий.
- Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не владеет, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее возрастающее значение.
- Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости способность критического отношения (подчеркнуто авторами) к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
- Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни (8).
Задачей школы тоже является формирование компетентности, характеризующейся на способности решать нестандартные задачи на основе имеющихся знаний.
Компетентность разделяют на три вида: общекультурная, допрофессиональная и методологическая.
Из выше изложенного мы видим, что в термин "компетентность" вкладывается разный смысл. И не случайно, что в литературе наряду с этим термином употребляется смежные с ним понятия - "профессионализм", "квалификация", "педагогическая культура", "педагогическая образованность" и другие,. т.к. термин "компетентность" охватывает многие стороны личности.
Мы в нашем исследовании остановились на "профессиональной компетентности", которая хоть и является интегральным качеством личности, имеет обобщённую эталонную модель.
Профессиональная компетентность может быть определена в соответствии с государственным стандартом, где указаны общие требования к образованности специалиста. В качестве эталонной модели учителя выступает профессиограмма, которая кладется в основу нормативной модели, т.е. его квалификационной характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Благодаря этому "нормативная модель позволяет довести содержание целей профессионального обучения и воспитания до уровня с указанием доступных проверке характеристик. Наиболее адекватной становится модель специалиста при условии, если ее построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности".
Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, хотя именно средствами учебных предметов соединяется подлежащее усвоению содержание со средствами его усвоения, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования.
Таким образом, все условия развития профессиональной компетентности студентов можно объединить в следующие группы:
- Организационно-педагогические (учебный план факультета, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности, материальная и техническая оснащение занятий).
- Содержательные (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).
- Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений входящих в компетентность, использование инновационных технологий).
- Акмеологические (целеполагание, осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования, система мотивации и стимулирования, определение критериев оценки компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включение студентов в соуправление).
Реализация предложенных условий поможет в повышении профессиональной компетентности студентов и в постепенном переходе их на ступень социальной компетентности.