Первутинский В.Г.
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные "приращения", социальная компетентность приобретает всё большую значимость.
На этом фоне в настоящее время разрабатываются новые стандарты образования, где на первое место выходит формирование компетентности, как одно из основных качеств личности.
На наш взгляд социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры и т.д.
Мы в своём исследовании попытались рассмотреть небольшой фрагмент социальной компетентности по отношению к профессиональным обязанностям специалиста, работающего в системе "человек - человек".
Любой человек, работающий с людьми, включается в социальные отношения, и чем качественнее он будет подготовлен к этому, тем успешнее будет его профессиональная деятельность. Таким образом, социальная компетентность становится одним из важнейших условий профессионализма и является комплексной характеристикой специалиста, отражающей уровень развития социально-коммуникативных и индивидуальных способностей, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
Социальная компетентность является фактором повышения конкурентоспособности выпускника.
Представим структуру социальной компетентности:
- Социальный интеллект - понимание социальной ситуации, гибкое реагирование на эту ситуацию;
- Духовная зрелость - ценностные ориентации, кругозор, мотивация;
- Социально-профессиональная зрелость - перцептивные, эмпативные, коммуникативные, рефлексивные, самопрезентативные умения; прогнозирование, целеустремлённость; умения менеджмента; владение информационными технологиями и иностранными языками.
- Социально-нравственная зрелость - ответственность, целеустремлённость, настойчивость, уверенность в себе, организованность, требовательность.
Мы предположили, что создание определенных организационно- педагогических условий позволит значительно повысить уровень социально-профессиональной компетентности студентов и их конкурентоспособности.
Среди названных условий можно выделить следующие:
- Диагностика и учёт ценностно-мотивационной сферы студентов;
- Разработка программы спецкурса, направленного на развитие конкурентоспособности студента;
- Активизация студентов на занятии путём внедрения личностно- ориентированных технологий;
- Введение в каждое занятие рефлексивно-оценочного этапа, позволяющего студенту не только проанализировать свою работу, но и наметить пути саморазвития.
Таким образом, социальная компетентность специалиста работающего в системе "человек - человек" становится одновременно и профессиональной, и чем раньше она будет развиваться, тем легче пройдёт социализация человека.