Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество учебных часов на курс: 98
Количество аудиторных часов на курс: 54, из них 36 лекционных

Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих бакалавров технологического образования, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов целостное педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогической науки;
  • сформировать у студентов умения описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, использовать общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач;
  • содействовать развитию исследовательской позиции будущего педагога в профессиональной деятельности;
  • содействовать становлению индивидуализированной концепции педагогического знания.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс является логическим продолжением курса «Введение в педагогическую деятельность». Отбор учебного материала обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования:

  • фундаментализации, определяющим концентрацию учебного материала вокруг основных категорий педагогики;
  • гуманизации, обусловливающим диалогичность учебного материала, ориентирующую студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций.
  • гуманитаризации, проявляющимся в обосновании ценностных основ теоретических построений, в развитии профессионально-личностной рефлексии;
  • практикоориентированности (технологичности), отражающим реализацию  взаимосвязи науки и практики.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях. Задания представляют собой совокупность задач, отражающих основные требования государственного образовательного стандарта и данной учебной дисциплины. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использование разнообразных методик диагностики профессионального продвижения студента при изучении педагогических дисциплин.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний - экзамен, который определяет знание основных понятий курса, степень осмысления студентами объективной педагогической реальности, сформированности умений описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления.

Основное содержание

Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный периоды ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Методология педагогической науки и деятельности. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Обновление языка педагогики как  отражение процессов  развития педагогической науки и практики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Значение определений понятий для развития науки и практики. Виды педагогических знаний. Знания научные и ненаучные. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Педагогические и непедагогические знания. Методы педагогических исследований.

Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Предмет педагогической науки. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса.

Воспитание. Характеристика воспитания как части педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Определение сущности воспитания через развитие мотивационно-ценностной сферы личности. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Формирование «новой культуры воспитания». Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Внутренняя логика процесса воспитания.

Обучение. Характеристика дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Предмет, методы и функции дидактических исследований. Характеристика обучения как дидактического процесса. Теоретико-методологические основы обучения. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей. Содержание образования и научные основы его совершенствования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Педагогические теории отбора содержания общего образования. Модели и технологии обучения. Сущность и принципы проектирования учебных технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий. Дифференциация и индивидуализация обучения, модели дифференциации и индивидуализации обучения в образовательной практике. Современные теории и концепции обучения. Оценка результатов обучения.

Основные понятия

  • педагогика, структура педагогической науки, методология и методы педагогической науки, принципы педагогической науки, категории педагогики;
  • педагогический процесс (субъекты, закономерности, цели, ценности, технологии);
  • педагогическая система, воспитательная система, дидактическая система, образовательная система, развитие образовательных систем;
  • обучение, теории обучения, закономерности обучения, организационные формы и методы обучения, содержание образования, контроль и оценка;
  • воспитание, теории воспитания, закономерности воспитания, методы и технологии воспитания;
  • коллектив, детские коллективы и объединения, закономерности их становления и развития;
  • методология педагогической деятельности, теории педагогической деятельности;
  • миссия школы;
  • образовательные программы, образовательные технологии;
  • социально-педагогические характеристики современного Детства, педагогическая диагностика, педагогическая поддержка.

Организация самостоятельной работы предполагает: подготовку к лекциям и практическим занятиям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины (по выбору, соответствующему интересам студентов); проведение микроисследований; выполнение творческих заданий; подготовку к индивидуальным консультациям с преподавателем.

Типовые задания для самостоятельной работы:

  • Работа с текстами (на основе технологий критического мышления; реферирования, аннотирования, экспертизы и др.).
  • Анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам.
  • Сравнение концепций, теорий.
  • Теоретические дискуссии, дебаты.

Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики. Они определяются в процессе собеседования преподавателя и студента с целью максимального содействия развитию профессионально-познавательных интересов будущих педагогов.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  • Для изучения данного курса рекомендуются учебные пособия “Педагогика”, изданные в 1995-2002 г.г.
  • Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
  • Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.,1998.
  • Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  • Гусинский Э.Н., Турчанинова  Ю. Основы философии образования. М., 1999.
  • Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М.2001.
  • Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.

б) дополнительная литература

  1. Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу. СПб., 1999.
  2. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1993.
  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  4. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995.

Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук В.А.Ченобытов.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №1 от 30 августа 2001 г.)

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39