Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество учебных часов на курс: 104
Количество аудиторных часов на курс: 57, из них 19 лекционных.
Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития у будущего бакалавра технологического образования опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности.
Задачи курса:
- сформировать и развить проектировочные, коммуникативные, организационные педагогические умения и навыки практической педагогической деятельности у студентов;
- сформировать умения профессионального самопознания студентов;
- содействовать построению дальнейшего индивидуального профессионального педагогического маршрута студентов.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Курс "Практическая педагогика" является логическим продолжением курса "Теоретическая педагогика" и тесно взаимосвязан с последним. Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практикоориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов. Кроме этого построение содержания курса "Практическая педагогика" определяется следующими принципами:
- профессиональной направленности, позволяющим учесть особенности профессиональной подготовки по определенному направлению;
- вариативности, ориентированным на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся.
Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использовать разнообразные методики диагностики продвижения студента при изучении педагогических дисциплин.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний - зачет и выполнение курсовой работы, предполагающей выявление уровня сформированности проектировочных и конструктивных умений, уровня развития профессионального самосознания будущего бакалавра технологического образования.
Основное содержание
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.
Современные педагогические технологии. Технологии обучения, их виды. Конструирование содержания образования. Конструирование методов обучения и воспитания. Технологии проектирования воспитательной системы. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач.
Организация работы педагога с коллективом. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Методика воспитательной работы с детьми.
Основные понятия
- образовательное учреждение, образовательные программы;
- педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогические умения, педагогическое творчество, педагогическое проектирование; педагогическое конструирование, педагогическое моделирование;
- профессиональное развитие, саморазвитие и самоопределение педагога; профессиональные педагогические роли;
- способы взаимодействия субъектов педагогического процесса;
- типология педагогических задач.
Организация самостоятельной работы: выполнение практических заданий по решению педагогических задач и разработке проектов в разнообразных контекстах профессионально-педагогической деятельности.
Типовые задания для самостоятельной работы формулируются по следующим (примерным) направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов, традиций научно- педагогических школ конкретного вуза:
- Анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем.
- Анализ педагогического опыта.
- Разработка программы педагогической диагностики.
- Прогноз последствий принятия педагогических решений.
- Проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образовательных программ, учебных программ.
- Конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста.
- Построение многообразных отношений с людьми ближнего окружения (межличностных, деловых, профессиональных), с социокультурной средой, профессиональными сообществами.
- Освоение различных профессионально-педагогических ролей.
Темы для самостоятельной работы:
- Учет достижений учащихся в образовательном процессе.
- Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
- Технологическое обеспечение образовательного процесса.
- Сохранение здоровья учащихся и учителей в образовательном процессе.
- Взаимодействие учителя и ученика.
- Взаимосвязь школы и семьи.
- Становление коллектива школьников в современных условиях.
- Организация воспитательной работы в современном образовательном учреждении.
- Профессиональная карьера педагога.
Рекомендуемая литература
- а) основная литература
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М., 1987.
- Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М., 1994.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
- Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.
- Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.
- б) дополнительная литература
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
- Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. - М., 1998.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 1997.
- Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. - М. 1993.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М., 1997.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М., 2000.
Словарь терминов
Блок занятий - множество занятий, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса, основной учебный период в рамках учебного процесса.
Вариативность обучения - организация процесса обучения, которая позволяет предложить обучающимся индивидуальные варианты учебных планов, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся и их интересам.
Воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе которого осуществляется, управление процессом развития индивидуальности обучающихся.
Воспитанность - обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека. В социальном плане воспитание — специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры.
Грамотность - уровень образованности, характеризующийся овладением элементарными средствами познавательной деятельности данного учебного предмета.
Гуманизация образования - важнейший принцип развития российского образования, под которым понимается преодоление обезличенности образования, его поворот к человеку, его проблемам и интересам.
Гуманитаризация образования - процесс изменения типа образования (технократического), заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию и пониманию других людей. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, к человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны).
Диверсификация системы образования - построение разнопрофильной и многоуровневой образовательной системы, представленной различными видами образовательных учреждений.
Дидактическая основа модели обучения - метод обучения и форма организации занятия, в которой реализуется этот метод, используемые в данной модели обучения.
Дифференциация обучения - учет индивидуальных особенностей учащихся в форме, предполагающей их объединение в группы по определенным признакам, обусловливающим специфику процесса обучения.
Индивид - человек как носитель общих черт, присущих человеческому роду, как специфическому в мире природы; отдельный представитель этого рода.
Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех формах, независимо от того какие особенности и в какой степени учитываются.
Индивидуальность - сочетание индивидных, личностных, субъектных проявлений человека, которое для каждого из людей является уникальным, неповторимым, отличающим его от других, придающим ему ценность (равноценность) наряду с другими.
Инновации - создание и распространение новшеств в стиле мышления и способах деятельности, которые с этими способами связаны.
Инновационное обучение - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.
Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.
Интегральная технология обучения - технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их.
Интерес познавательный - направленность внимания и сознания и чувст обучающегося на предмет познания.
Компетентность - уровень образованности, характеризующийся способностью ориентироваться в определенном круге вопросов.
Компетентность допрофессиональная - уровень образованности, достаточный для самообразования обучающихся, самостоятельного решения возникающих при этом проблем; их ориентация в ценностях культуры и оценочная деятельность.
Компетентность методологическая - уровень образованности, позволяющий самостоятельно решать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи.
Личность - человек как «ансамбль всех общественных отношений». Эта характеристика отражает в первую очередь социальную природу, те качества и свойства, которые складываются под влиянием норм и правил, принятых в данном обществе, в конкретном социокультурном контексте.
Модуль занятия учебного процесса - отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной и только одной локальной цели. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В составе занятия наличествует всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели занятия — он формирует тип занятия.
Модульно-блочные системы обучения - технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) занятий, а несколько модулей образуют блок.
Образованность - это качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями.
Образовательная программа - совокупный документ, включающий взаимосвязанные аспекты, определяющие работу образовательного учреждения: цели и задачи образования, учебный план, на бор учебных программ, описание педагогических технологий, систему диагностических методик, систему коррекционных мер.
Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.
Развитие - процесс последовательных, необратимых внутренних и внешних изменений, который характеризуется переходом от низших к высшим уровням и формам жизнедеятельности человека.
Субъект - активный «делатель», человек, способный реализовать какую-либо деятельность от момента целеполагания до получения и оценки результата, т. е. во всей ее полноте. Субъектность как свойство человека предполагает также способность к рефлексии над своей деятельностью, той системой отношений, которая ее сопровождает. Степень субъектных проявлений человека в той или иной сфере отражает степень овладения им той или иной конкретной деятельностью.
Технология занятия - набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.
Технология педагогическая - способы учебно-воспитательной деятельности, конструируемые исходя из установленных педагогических целей; последовательное воплощение этого проекта на практике с постоянной корректировкой процесса по результатам оперативной обратной связи.
Технология управления педагогическим процессом - совокупность методов и средств (инструментарий педагога-управленца), позволяющая интегрирование осуществлять анализ, планирование, организацию и контроль деятельности педагогов и обучающихся на основе познания закономерностей, существующих в образовательной системе, и определения тенденций ее развития с целью организации такой учебной деятельности, которая стимулирует активный отклик на поставленные проблемные задачи.
Уровень образованности - личностный результат образования, отражающий способность личности решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, используя освоенные в процессе учебной деятельности знания, умения и навыки.
Формирование - процесс и результат взаимодействия человека со всей совокупностью внешних влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и стихийных), вызывающих изменения в системе его свойств, качеств, проявлений под влиянием факторов макро-, мезо-, микросреды и воспитания.
Функциональная грамотность - уровень образованности, характеризующийся кроме умения ориентироваться в учебном предмете, умением применять знания в стандартных условиях.
Цели обучения (образования) - характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные цели и локальные. Локальные цели диагностируемы, глобальные — не диагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является примером последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима.
Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель воспитания — развитие личности как индивидуальности, субъекта собственного развития, гражданина, носителя общечеловеческих ценностей.
Ценности общечеловеческие - эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук В.А. Ченобытов.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии (Протокол №1 от 30 августа 2001 г.)
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 - Педагогика).