Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Количество часов на дисциплину: 75
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36, из них лекций 18
Цель курса:
- формирование системы научно-педагогических знаний, обобщенных обще профессиональных умений, освоение которых способствует ценностному осмыслению педагогической реальности и становлению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области образования;
- формирование системы научно-педагогических знаний в области совместного с учащимися социального и учебного проектирования;
- формирование системы научно-педагогических знаний в области проектирования воспитательных систем ОУ.
- освоение основ стратегии личностного и профессионального роста в сфере педагогической деятельности.
Задачи курса:
- содействовать осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, и ее гуманистической направленности;
- сформировать умения описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, использовать общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач;
- содействовать развитию исследовательской позиции педагога в профессиональной деятельности;
- сформировать знания об особенностях педагогической деятельности в области совместного с учащимися социального и учебного проектирования;
- развить основные информационно-педагогические умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации, и др.);
- развить умения проектировать индивидуальный маршрут ученика в процессе социального и учебного проектирования.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Концепция содержания основана на закономерностях профессионально- личностного становления специалиста, которые обуславливают следующую логику построения содержания: ориентация и самоопределение в сфере педагогической деятельности, непрерывного педагогического самообразования. Освоение теоретико-методологических основ проектной деятельности, практических способов их реализации в образовательной практике, связанной с совместным с учащимися социальным и учебным проектированием. Расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала специалиста в области образования.
Научной основой для построения программы являются:
- философско-педагогические идеи об образовании как факторе развития человека и общества;
- методология педагогической науки;
- ведущие тенденции развития высшего профессионального педагогического образования, определяющие формирование общепрофессиональной педагогической компетентности, как становление субъектного опыта целостной профессионально-педагогической деятельности посредством решения педагогических задач, развития умений диагностики собственного продвижения в непрерывном педагогическом образовании, рефлексии путей достижения целей и построения стратегии профессионального и личностного роста специалиста.
Отбор содержания связан с реализацией:
- принципа гуманизации образования, предполагающего выявление возможностей самообразования, пути развития проектной культуры в педагогической деятельности;
- принципа гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, акмеология, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).
- принципа дополнительности, характеризующего взаимодействие различных форм педагогического знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство).
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Оценка качества усвоения знаний по курсу проводится в устной форме в виде:
- сравнительного анализа идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, в педагогической деятельности, разными авторами;
- анализа фактического материала на основе научных подходов и идей;
- дискуссий,
- творческих заданий, на которых определяется степень сформированности: знаний о ценностно-смысловой природе и особенностях педагогической деятельности; информационно-педагогических умений, связанных с получением, переработкой и освоением полученной информации; умений организовывать проектную деятельность.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний
Итоговая аттестация предполагает зачет в форме защиты разработанного проекта.
Основное содержание
Актуальные проблемы современного образования.
Современная образовательная парадигма. Инновационные процессы в
образовании. Стратегия развития современного высшего и общего
образования.
Понятие о педагогической технологии. Место и роль проектирования
в образовательном процессе современной школы.
Введение в проектирование.
Понятие о проектной культуре. Условия формирования проектной
культуры личности. Понятие о личности, овладевшей проектной
культурой. Сущность проектирования как особой области педагогической
деятельности. Подход как аксиоматическая основа проектирования.
Синергетический подход. Системный подход. Состав и структура систем.
Цели, целесообразность, целеосуществимость. Полезный педагогический
результат. Системообразующие факторы и системообразующая
деятельность. Связи: случайность, необходимость, причинность.
Технологический подход: логика действий. Практика - критерий
истинности знания. Педагоги и учащиеся как субъекты проектирования.
Особенности совместного с учащимися проектирования. Личностные
качества проектировщика. Проектирование качеств личности как
компонента личностных достижений. Проектирование воспитательных
отношений в педагогическом процессе. Проектирование индивидуальных
воспитательных воздействий.
Общие основы проектирования.
Моделирование, проектирование и конструирование: сущность понятий
и деятельности. Концепция как совокупность идей, ценностей,
принципов. Ценностно-смысловое самоопределение проектировщиков.
Плюрализм и толерантность в проектировании. Диагностика как изучение
действительности. Диагностика в логике проектирования. Проблема как
противоречие. Генерирование идей, проблем, целей, задач. Логики и
этапы в проектировании. Логика проектирования систем, процессов и
ситуаций различной степени общности, сложности и целостности.
Социальные роли проектировщиков как "решателей" конкретных задач
проектирования. Многообразие форм проектирования. Цикличность в
проектировании. Состав и структура проекта. Типология проектов.
Социальные и учебные проекты. Проектирование воспитательной системы
ОУ.
Формотворчество в проектировании.
Рефлексия в проектировании. Экспертиза и само экспертиза в
проектировании. Планирование и документация в проектировании
Оформление материалов проекта. Язык изложения результатов
проектирования. Подготовка к защите и защита проекта. Критерии и
показатели эффективности проекта. Анализ и оценка проектов и
результатов их апробации.
Управление проектной деятельностью и ее результаты.
Организация проектной деятельности в ОУ: переход на договорные
отношения, конкурс "Проект года", организация "Центра социального и
учебного проектирования", круглые столы проектировщиков,
консультации, промежуточная и итоговая экспертиза проектов, введение
в учебный план ОУ спецкурса для учащихся "Основы социального
проектирования", изменение структуры учебного года в связи с
организацией "Недели учебного проектирования".
Овладение учащимися учебной исследовательской деятельностью:
планирование деятельности, самоорганизация и самоконтроль
деятельности, поиск и формулировка проблем, подпроблем, целей, задач,
методов сбора и обработки информации, поиск, обработка и
использование нетрадиционных источников информации, представление
результатов деятельности. Расширение образовательного пространства
субъектов проектирования: прирост в знаниях и умениях, выходящих за
рамки традиционной школьной программы. Интернет-технологии в
проектировании. Изменение типа отношений между субъектами
проектирования.
Основные понятия
- образовательная технология;
- профессиональная компетентность;
- личность и коллектив, ценности коллектива;
- гуманистическая природа педагогической деятельности;
- ценностные характеристики педагогической деятельности;
- педагогическое проектирование;
- системный подход;
- цели, целесообразность, целеосуществимость;
- технологический подход;
- личностные качества проектировщика;
- моделирование, проектирование и конструирование;
- логика проектирования;
- состав и структура проекта;
- рефлексия в проектировании;
- планирование и документация в проектировании;
- критерии и показатели эффективности проекта.
- организация проектной деятельности;
- учебная исследовательская деятельность;
- образовательное пространство.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов предполагает: подготовку к лекциям и лабораторным занятиям; самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания курса (по выбору, соответствующему интересам слушателей); выполнение творческих заданий; подготовка к индивидуальным консультациям.
Типовые задания для самостоятельной работы:
- Работа с первоисточниками, психолого-педагогической и методической литературой (на основе технологий критического мышления; реферирования, аннотирования, экспертизы и др.).
- Сравнение концепций, теорий.
- Теоретические дискуссии, дебаты.
Рекомендуемая литература
- а) основная литература
- Белкин А.С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 1999.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000 (главы 4, 5).
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. -Киев,1986.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.,1998.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. Основы философии образования. - М., 1999.
- Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии формирования у будущих учителей. - Екатеринбург, 1998.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М. Академия. 2001.
- Закирова А.Ф. Введение в педагогическую герменевтику. - Екатеринбург, 2000.
- Крючков Ю.А. Проектная культура. М.,1989.
- Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М., 1999.
- Синергетика и социальное управление. - М., 1998.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М, 1993.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М., 1998 (главы по указанию преподавателя).
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М., 1998.
- Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. - Тюмень, 1997.
- Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. М., 1993.
- б) дополнительная литература
- Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу. - СПб., 1999.
- Андреев В.И. Педагогика творческого развития. - Казань, 1998.
- Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. /Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д, 1995.
- Гаврилова О.В. Проблема сущности и существования педагогической деятельности /Образование. Профессия. Производство. - Самара, 1998.
- Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
- Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа.- М., 1996.
- Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, Рыбинск.1993
- Педагогический практикум. - СПб, 1998.
- Реан А.А., Коломинский А.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
- Управление школой: теоретические основы и методы. /Под ред. В.С. Лазарева - М. 1998.
в) словарь терминов
Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности
Система - совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.
Модель - образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)
Педагогическое моделирование - метод исследования педагогических объектов на их моделях. Это процесс определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов. На этапе моделирования определяется состав и структура проектируемых педагогических объектов. Результатом моделирования является модель (см. Модель).
Проект - (от лат. "брошенный вперед") система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач.
Педагогическое проектирование - прикладное направление педагогической науки и практической педагогической деятельности. Нацелено на решение таких общих задач, как развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных педагогическая системах (педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образовательная программа) . Процесс создания педагогического проекта, дальнейшая детализация созданной педагогической модели в логике проектирования и доведения ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, то есть до практического использования.
Педагогический проект - комплект документов, отражающих цели и ценности проектирования, состав и структуру объекта проектирования, логику проектирования, ресурсное обеспечение реализации проекта (мотивационное, правовое, методическое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое и т.д.).
Педагогическое конструирование - процесс создания конструкта, дальнейшая детализация созданного педагогического проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.
Объект педагогического проектирования - часть педагогической реальности разного уровня сложности, подлежащая совершенствованию (воспитательная система, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, технология и пр.)
Состав процесса педагогического проектирования - логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла педагогического проекта до получения полезного педагогического результата.
Структура педагогического проектирования - связи между отдельными шагами (этапами) педагогического проектирования. Основное свойство этих связей - преемственность, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.
Состав педагогического проекта - состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.
Структура педагогического проекта - описание связей между элементами (компонентами) проектируемой педагогической системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.
Логика педагогического проектирования - выбираемая разработчиками проекта последовательность действий по анализу, преобразованию и оценке эффективности разработанного педагогического проекта. Выбор логики определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степени теоретической и практической разработанности проблемы.
Формы педагогического проектирования - см. Педагогический проект.
Принципы педагогического проектирования - основные ценности, которыми руководствуются разработчики при создании проекта: принцип человеческих приоритетов, принцип системности, принцип саморазвития проектируемых систем, принцип непрерывности организации проектирования, принцип реальности и диагностичности, принцип общности и уникальности в проектировании и т.д.
Теоретическое обеспечение педагогического проектирования - определение методологических основ проектирования, тех научных закономерностей, которые лежат в основе проектируемых педагогических явлений, процессов, систем. Формулирование целей и ценностей педагогического проекта.
Методическое обеспечение педагогического проектирования - описание конкретных задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия субъектов для реализации проекта (планы, перечень мероприятий, необходимые методические разработки и пр.).
Ресурсное обеспечение педагогического проектирования - систематизированное описание необходимых ресурсов: условий реализации проекта (кадровых, научно-методических, организационных, материально- технических, юридических, финансовых и пр.).
Диагностика в логике педагогического проектирования - комплекс методов научного исследования (социологического, педагогического, психологического, валеологического, акмеологического и др.), конкретные исследовательские методики, применяемые разработчиками на разных этапах проектирования для: выявления потребности в проекте; противоречий; наличия тех или иных условий для проектирования; ценностей, исповедуемых субъектами проектируемой педагогической системы; изменений в качестве функционирования системы в целом и отдельных ее элементах; изменения в личности субъектов; эффективности проектирования и пр.
Экспертиза педагогического проекта - необходимый этап в логике педагогического проектирования, организуемый для анализа и оценивания актуальности, значимости и результативности проекта, прогноза его реализации и развития. Различают внутреннюю экспертизу (самоэкспертизу) и внешнюю, организуемую независимыми экспертами- специалистами. Функции экспертизы: дать многоаспектный анализ проекту, поставить диагноз, осуществить прогноз, определить приоритеты, смягчить последствия, принять решение о судьбе проекта.
Презентация педагогического проекта - представление разработанного проекта заинтересованным лицам (потребителям, общественности), субъектам педагогического проектирования в разнообразных формах (доклад, сообщение).
Автор-составитель примерной программы дисциплины "Основы проектной культуры" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Ченобытов В.А.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540500 "Технологическое образование".
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).