Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
  • Антропологические науки - большой класс наук, объектом изучения которых является сам человек, а также материальные и нематериальные продукты его деятельности (антропология, физиология, психология, педагогика, социология, философия, история, этнография и др.).
  • Объект психологии человека - психика человека, проявляющаяся в его жизнедеятельности в психических процессах, психических состояниях, свойствах и поведении.
  • Предмет общей психологии - общие закономерности функционирования и развития психики человека, методология и методика изучения проявлений психической жизни человека.
  • Предмет возрастной психологии - закономерности проявления и развития психики человека в онтогенезе.
  • Предмет социальной психологии - закономерности проявления и развития психики человека во взаимодействии с другими людьми, с группой, с социумом.
  • Предмет педагогической психологии - закономерности проявления и развития психики человека в условиях образовательного процесса.
  • Ассоциативная психология - направление психологии (начиная с середины XVIII в. - Д. Гартли и до конца XIX в. - В. Вундт), в котором были определены типы, механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. На материалах исследования ассоциаций изучались особенности памяти и научения.
  • Прагматическая психология - направление психологии (У. Джеймс - конец XIX - начало XX в. и Дж. Дьюи - первая половина ХХ в.), изучавшее приспособительные реакции человека, адаптацию его к среде, активности организма, механизмы выработки навыков.
  • Теория проб и ошибок Эд. Торндайка (конец XIX - начало ХХ в.) - теория, формулирующая основные законы научения (законы упражнения, эффекта и готовности), описывающую кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.
  • Бихевиоризм - направление психологии (Дж. Уотсон, 1912- 1920), которое ввело в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, но внешней реальности. Центральный объект исследований - поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Вклад направления в развитие психологии заключается в расширении области изучения - доступный внешнему наблюдению, независимый от сознания стимул - реактивные отношения.
  • Необихевиоризм - направление психологии (первая половина ХХ в. - Э. Толмен, К. Халл, А. Газри, Б. Скиннер), дополнившее представление бихевиористов о механизмах поведения человека: стимул - ожидания, установки, знания, (потребности организма по К. Халлу) - реакция.
  • Психоанализ - направление психологии (с конца XIX в. и на протяжении всего ХХ в. - З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон), разрабатывающее категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития "Я", свободы, экстраверсии- интроверсии. Показана роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения человека.
  • Гештальтпсихология - направление психологии (начало ХХ в. - М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), в котором сознание человека представлено как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, преобразующихся по психологическим законам.
  • Операциональная концепция Ж.Пиаже (начиная с 20 гг. ХХ в.) - концепция, ставшая теоретической базой для основных мировых теорий развития интеллекта и мышления. Синтетический подход к исследованию психики Ж. Пиаже послужил основой для разработки понятий социализации, центрации-децентрации, адаптации, стадий интеллектуального развития.
  • Когнитивная психология - направление психологии (60-80 гг. ХХ в.- Г.У. Найссер, М. Бродбент, Д. Норманн, Дж. Брунер), делавшее акцент на изучении знаний, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилей.
  • Гуманистическая психология - направление психологии (60-90 гг. ХХ в. - А. Маслоу. К. Роджерс), выдвинувшее концепцию "центрированной на клиенте" терапии, теорию самоактуализации, фасилитации (облегчения и активизации); центрированного на учащемся гуманистического подхода в обучении.
  • Педагогическая антропология - направление, связанное с изучением детской психики как фактора эффективности обучения и воспитания (конец XIX в. - К. Д. Ушинский, начало ХХ в. - П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев и др. ), в котором утверждался воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека.
  • Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) - теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие ребенка, опираясь на "зону актуального развития", но будучи направлено на "зону ближайшего развития".
  • Современные психологические теории обучения - теории, базирующиеся на общеметодологической разработке категории деятельности С. Л. Рубинштейном, концепции деятельности М.Я. Басова, теории деятельности А.Н. Леонтьева, идее комплексного исследования человека Б.Г. Ананьева.
  • Осмысление педагогической практики - разработка концепций, теорий учения и учебной деятельности (Д. Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.Б. Ительсон, Е.Н. Кабанова- Меллер, З.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, Л.Н. Ланда, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, П.А. Шеварев, Д.Б. Эльконин и др.).
  • L - данные - данные исследования (Lafe record data), полученные путем регистрации жизнедеятельности человека в основном в результате наблюдения и экспертных оценок.
  • Q - данные - данные исследования (Que-tionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценки.
  • Т - данные - данные исследования (Objective test data), полученные на основе 12 основных групп объективных тестов (согласно Р.Б. Кэттеллу и В.Ф. Варбуртону).

 

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39