Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена

Б. Г. Ананьев

Педагогические приложения современной науки

Согласно международной научной традиции педагогическая психология квалифицируется как ветвь прикладной психологии. Так именно закреплено ее положение в структуре международных конгрессов по прикладной психологии и научных ассоциациях. Обычное представление о задачах педагогической психологии сводится к тому, что она есть приложение психологической науки к педагогической практике, своего рода утилитарное использование психологической теории для программно- методической, контрольно-селекционной и организационной практики буржуазной школы.

Советская педагогическая психология пошла по иному пути. Она разработала собственную теорию учения и умственной деятельности учащихся, формирования общественного поведения и моральных качеств личности, тесно связав эту теорию с общей концепцией советской педагогики и обобщением передового опыта коммунистического воспитания. В самой педагогической психологии соединились теоретические и прикладные направления, причем последние чаще всего представлены практическими работниками школ и других учебно-воспитательных учреждений. Поэтому в наших условиях определение педагогической психологии как ветви прикладной психологии является совершенно недостаточным. Односторонним, является и толкование педагогической психологии как раздела психологической науки, "прилагаемого" к педагогике. Опыт развития советской педагогической психологии свидетельствует о том, что вместе с превращением ее из ветви прикладной психологии в специальную научную дисциплину она становится одной из пограничных, комплексных областей знания. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

С расширением экспериментальных исследований, посвященных закономерностям учения и умственной деятельности учащихся, педагогическая психология сомкнулась с экспериментальной дидактикой и опытными работами в области частных методик. Со стороны этих педагогических дисциплин отмечается все более активное проникновение в процесс развития учащихся под влиянием содержания и методов обучения, соединяя его с трудом. Тем самым дидактика и частные методики в значительной мере способствовали и способствуют развитию педагогической психологии..

В педагогических исследованиях процессов воспитания, связанных с разработкой содержания и методов воспитания, изучаются закономерности формирования коллектива и личности, мотивация поведения, становление характеров. В опытных работах по теории воспитания психологическая сторона исследований приобретает все большее значение. Соединение педагогического начала с психологическим в теории воспитания способствует. развитию специального раздела педагогической психологии - психологии воспитания.

Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух наук: психологии и педагогики. Педагогическая психология входит в структуру каждой из них и является поэтому не только частью психологической науки, но и частью педагогики.- Это означает, что педагогическая психология уже перестала быть приложением психологии к педагогике. Современное состояние советской педагогической психологии как пограничной специальной дисциплины Достаточно полно охарактеризовано в сводном труде "Психологическая наука в СССР" и в материалах II Всесоюзного съезда психологов (1963).,

Сращивание психологии с педагогикой и превращение педагогической психологии из прикладной ветви в самостоятельную пограничную дисциплину ни в какой мере не означает ослабления прикладных функций психологии и своеобразной локализации ее связей с педагогикой. Напротив, в современных условиях возрастает общий прикладной потенциал всей структуры психологии. Педагогическая наука стала значительно более действенной и близкой к жизни, способной решать крупные теоретические и практические проблемы. "Сейчас особое значение приобретают исследования, - указывает Л. Ф. Ильичев, - по таким смежным областям, как психология и медицина, психофизиология, инженерная психология, военная психология, космическая психология, моделирование психических функций и т. д. Эти исследования меняют сам облик современной психологии. Они обогащают самые разнообразные сферы общественной практики, от школьного обучения до конструирования кибернетических устройств и освоения космоса"2.

В этой характеристике значения психологической науки отражены ее многообразные связи с различными науками и практикой. Эти связи включены в структуру современной психологии, которая в целом оказывается важным фактором прогресса педагогики. Дело в том, что в современной психологии нет ни одной дисциплины, которая не влияла бы на познание и овладение законами формирования человека. Психологические знания не только дифференцируются, но и интегрируются. Одним из главных центров интеграции всех психологических знаний является природа научения, охватывающая все формы деятельности и механизмы поведения во всех возможных условиях жизни, начиная с формирования сенсомоторного аппарата младенца и кончая выработкой приспособлений поведения в условиях невесомости, включая действие перегрузок на человека в космосе или восстановление нарушенных психических функций после мозговых травм. Педагогические приложения, как нам представляется, содержатся в любой из психологических дисциплин, в том числе и таких, которые в строгом смысле слова не являются смежными с педагогикой и не станут ими в ближайшее время.

Рассмотрим структуру современной психологии. С этой целью необходимо кратко охарактеризовать каждую из психологических дисциплин, т. е. части этой структуры и основные; взаимосвязи между ними, образующие систему науки.

Психофизиология человека первоначально возникла из приложения физиологических методов к психологии, особенно в области изучения чувствительности различных рецепторных систем. В настоящее время психофизиология человека является самостоятельной комплексной дисциплиной (физиолого-психо-логической), изучающей основные психические функции как сложнейшие отправления человеческого организма, его мозга и всей нейрогуморальной системы регулирования. К этим функциям относятся: сенсорные, моторно-кинестетические, мнемические, тонические, вербально-логические и др.

Уже на основе психофизиологии человека обнаруживается поразительная по своему диапазону возможность воспитания психических функций, зависимость их сдвигов от определенных жизненных условий и видов человеческой деятельности. На основе их изучения становится возможным построение оптимальных режимов функционирования каждой из систем поведения, которые рассматриваются как сложные функциональные системы. Значительный вклад в разработку этой проблемы вносит нейропсихология, предмет которой составляют психологические характеристики мозговых структур. Своеобразие этих структур и сложной динамической локализации психических функций, в связи с особенностями развития функциональных систем изучено в многолетних исследованиях А. Р. Лурия и его сотрудников. Важно отметить, что познание нейропсихологических закономерностей тесно связано с применением не только уточненных средств психологической диагностики и электрофизиологических методов, но и с практикой восстановления нарушенных мозговых функций путем специально организованных компенсаторных действий.

Во время Великой Отечественной войны была создана весьма эффективная система так называемой восстановительной терапии, которую нередко называют психоортопедией, или лечебной дидактикой. Этот активный подход к построению психологических характеристик мозговых структур через формирование сложных функциональных систем имеет принципиальное значение. Здесь обнаруживаются исключительная глубина эффектов научения и гигантский потенциал человеческого мозга, используемый лишь частично в повседневной деятельности человека. Как воспитание и обучение овладевают и используют этот потенциал, как они его умножают и совершенствуют? Известно, что эти вопросы давно стоят в педагогике. В педагогической антропологии ("Человек как предмет воспитания") К. Д. Ушин-ский выражал уверенность в том, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных. Он полагал, что на эту возможность прямо указывают физиология и психология.

Современная психофизиология человека и нейропсихология вполне подтверждают это положение К. Д. Ушинского. Следует присоединить к ним психологические дисциплины дефектологии или дефектологические отделы психологии: тифлопсихологию, сурдопсихологию, олигофренопсихологию. В ближайшем будущем, надо полагать, будет создана сравнительная психодефектология, которая вместе с психофизиологией человека и нейропсихологией позволит построить более полную картину резервов и ресурсов функционального развития человеческого мозга, его анализаторов и других систем с обратными связями. Без успешного развития этих областей науки невозможно себе представить общую психологию в современном ее виде.

Во всех областях общей психологии (учениях о психических процессах, состояниях и свойствах) накоплен огромной ценности научный материал о закономерностях формирования человека в их зависимости от жизненных обстоятельств, воспитания и собственно-практической деятельности. Воспитание становится главной силой формирования человека только в определенных условиях, что далеко не всегда учитывается в педагогике. Такое становление происходит лишь тогда, когда процесс воспитания опосредует жизненные обстоятельства, в свою очередь ими подкрепляется и становится регулятором отношений и сил человека. Другим важнейшим условием становления воспитания как ведущей силы формирования человека является оптимальная организация средствами воспитания режима жизни и деятельности, органической стороной и продуктом которой является сознание человека. Педагогические приложения современной общей психологии относятся не только к педагогической психологии или дидактике, теории воспитания или школьной гигиене, включающей гигиену умственного труда. Эти педагогические приложения относятся и к общей методологии педагогического мышления, к фундаментальным основам теории педагогики.

Следует отметить, что сравнительная эволюционная психология, психофизиология человека, нейропсихология и общая психология соединяются с большим комплексом естественных, физико-математических и технических наук в двух новых отделах кибернетики: бионике и теории программированного обучения с различными видами обучающих машин. В бионику входит современное комплексное моделирование нервно- психической деятельности животных и человека, особенно восприятия и мышления. В теорию программированного обучения входят в качестве экспериментальной основы исследования умственных действий их пооперационный анализ, исследования процессуальных особенностей различных видов научения. На гранях с этими науками возникла новая, важная для стимуляции технического прогресса, дисциплина - инженерная психология.

В область инженерной психологии переносится одна из центральных проблем психологии труда, решавшаяся раньше на другом уровне развития техники. Соединение обучения с производительным трудом и психологическая подготовка к труду учащихся, трудовое воспитание детей привели к такому сращиванию педагогической психологии с психологией труда и инженерной психологией, которое тесно связывает педагогику с этими психологическими дисциплинами. Многие изученные ныне факторы, определяющие возможность повышения производительности труда и его воспитывающее влияние на психическое развитие, должны быть использованы в повседневной практике школ. Психология труда в широком смысле слова включает в себя также психологию профессии и профориентацию, которая в разнообразных своих видах должна быть применена в учебно-воспитательной работе наших школ.

Одним из разделов психологии и вместе с тем авиационной медицины является авиационная психология, которая приобрела в последние годы особый смысл в связи с возникновением на ее основе космической психологии. В настоящее время в этой области исследуется влияние факторов невесомости, напряжений, перегрузок, пространственно- временных перестроек на психофизические функции. Но по мере прогресса космических полетов значение приобретают проблемы деятельности космонавтов, в которой сочетается сложнейшая форма работы операторов и исследователя неизведанных космических просторов. Особые условия этой деятельности требуют создания соответствующих человеческой природе форм коммуникации, особенно при комплектовании экипажей будущих космических кораблей или групповых полетов, уже осуществленных Советским Союзом.

Формирование человека как субъекта этих новых видов труда, познания и общения представляет выдающийся интерес не только для психологии, но и для педагогики. Нет ничего фантастического в предположении, что важнейшие итоги космической психологии в будущем найдут широкое использование в воспитании определенных качеств и возможностей широких масс нашей молодежи.

В структуру современной психологической науки входят получившие развитие в последнее десятилетие социальная психология и психология индивидуальных различий и особенностей (дифференциальная психология). Первая из них включает в себя много разделов, пограничных с социологией, этнографией, политической экономией, юриспруденцией и др. Но особенно важное значение для педагогических приложений и психологии воспитания приобретает тот раздел социальной психологии, который посвящен психологии коллектива и микрогрупп в коллективах (производственных, учебных, бытовых).

Благодаря социально-психологическим исследованиям углубляются наши знания о потребности в общении, о природе привязанностей, об условиях срабатываемости и эффективности совместных трудовых действий, а также о конфликтах и противоречиях в коммуникативных связях. С этими вопросами связаны новые подходы к изучению влияния оценки, в том числе педагогических и других видов воздействий на личность в условиях организованной коллективной жизни.

В свою очередь, дифференциальная психология, расширяя научные знания о диапазоне индивидуально-психических различий, способствуя созданию конкретной теории проектирования личности, являющейся важной частью педагогики, обогащает науку важными представлениями о многообразии явлений психического здоровья, о разнообразии нормальной психики человека, далеко не укладывающейся в прежние стандарты. Как в свое время полагал В. М. Бехтерев, необходимо идти от норм к патологии при изучении личности и диапазона ее возможных модификаций. С этой точки зрения вся общая психология, психофизиология человека, дифференциальная психология есть учение о психическом здоровье, а приложения этих дисциплин к сфере воспитания человека и здравоохранения являются одновременно психогигиеническими и педагогическими. Однако для защиты нервно-психического здоровья, особенно в условиях всевозрастающих по силе и массе воздействий на человеческий мозг, необходимо знать условия и факторы, которые могут вызвать его нарушения и привести к патологическим преобразованиям.

Правильно поставленное воспитание личности содержит в себе основное средство психогигиены и профилактики возможных нервно- психических заболеваний, но эта профилактика и психогигиена разрабатываются совместно психологией и патопсихологией, а также медицинской (клинической) психологией в широком смысле слова. Поэтому, как мы видим, патопсихология и медицинская психология с их учением о психогигиене и психотерапии тоже имеют свои педагогические приложения, особенно в области теории и практики воспитания личности.

Не будем останавливаться в данной статье на педагогических приложениях военной и юридической психологии, психологии спорта и физкультуры, психологии искусства и т. д. Необходимо, однако, отметить огромную и важную область психологии, предметом которой является человеческая жизнь как единое целое, проблема фаз индивидуального развития человека. Эта дисциплина - возрастная психология - первоначально складывалась как детская психология, тесно связанная с педагогической психологией. Именно поэтому проблемы роста, созревания и развития в их взаимосвязи и зависимости от общественного воспитания ставились преимущественно в плоскости взаимосвязи процессов развития и обучения. Такое совпадение, даже отождествление детской и педагогической психологии, было в свое время оправдано. Но в настоящее время центр тяжести переносится на взаимосвязи между психическим развитием ребенка с первых дней жизни и всем процессом его воспитания, охватывающим ясли, детский сад и школу как целостную систему воспитания и обучения. Глубокая разработка психологии младенчества, раннего и дошкольного детства позволяет глубже представить внутренние взаимосвязи между всеми фазами роста, созревания и развития в условиях преемственности воспитания. Детская психология в современном ее виде включает ряд учений о возрастных особенностях психического развития человека от рождения до зрелости. Вместе с тем она сама составляет часть возрастной психологии, являющейся продуктом новейшего научного развития. Все большее внимание уделяется изучению зрелости и ее психической динамики. Современная психология опровергла известное положение Клапареда о том, что зрелость есть психическая окаменелость.

Психологическое и социологическое исследование зрелости (молодости, среднего и пожилого возраста) оказывается очень важным для обоснования рациональных средств обучения и воспитания взрослых людей, переквалификации их и овладения новыми профессиями; психогигиена и профилактика необходимы для рациональной организации труда, быта и т. д. Эта область возрастной психологии - акмеология - еще только складывается, но ее значение для педагогической теории и практики не требует особых разъяснений. Эффекты воспитания и обуче- ния бывают, как известно, двух родов: ближнего и дальнего действия. Первые - непосредственно даны педагогу в его работе с детьми, а вторые - складываются много лет спустя в определенных явлениях воспитанности и воспитуемости человека. Именно эти эффекты дальнего действия проявляются в зрелости, которую никак нельзя исключить из поля зрения научной педагогики.

Возрастная психология завершается психологическим отделом геронтологии, т. е. учением о психофизиологических особенностях, старения и старости. К педагогическим приложениям относится та часть геронтологии, которая связана с определением факторов долголетия и повышения творческой жизнеспособности человека. Здесь содержится интереснейшая мысль о том, что главнейшие предпосылки долголетия и жизнеспособности закладываются всем процессом воспитания и трудовой деятельностью человека. Воспитание является одним из факторов долголетия, и это положение позволяет глубже понять всю силу воздействия общества на изменение и развитие человеческой природы. Возрастная психология как единое целое составляет, важнейшую часть всей антропологической науки, в том числе и той педагогической антропологии, которую мечтал создать К. Д. Ушинский.

Педагогическое приложение современной психологии выступает в настоящее время как обобщение знаний о механизме изменений человеческой природы воспитанием. Но в дальнейшем можно предвидеть приложение различных психологических дисциплин и в виде непосредственного переноса методов психологической диагностики в педагогический опыт, преобразования методов исследования в процессе тренировки и обучения. Вполне возможно, что некоторые из этих приложений преобразуются в новые пограничные дисциплины, подобно педагогической психологии.

(Статья опубликована в журнале "Советская педагогика", 1964, № 8.)
файл an_hres.zip в формате WinZip

 

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39