Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на дисциплину: 44
Количество аудиторных часов на дисциплину: _11_, из них лекций 11

Цель дисциплины:

Ознакомление магистрантов с основными психологическими характеристиками любой профессиональной деятельности, а также с психологическими закономерностями продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической и предпринимательской деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Освоение основных понятий психологии профессиональной деятельности и профессиональной акмеологии;
  • Формирование ценностного отношения к психологическим закономерностям профессиональной самореализации, к объективным и субъективным факторам достижения профессионализма в педагогической и предпринимательской деятельности;
  • Овладение умением анализа психологических характеристик профессиональной деятельности, как предпосылкой достижения ее продуктивности и эффективности;
  • Осуществление самодиагностики личностных свойств и качеств магистрантов, значимых для эффективного и продуктивного выполнения профессиональной деятельности.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Научность - принцип, предполагающий рассмотрение материала в соответствии с закономерностями, выявленными психологией труда, психологией профессиональной деятельности, профессиональной акмеологией.
Преемственность - принцип, предполагающий опору на знания, сформированные у магистрантов при изучении дисциплин психолого- педагогического цикла (Введение в психологию, Психология развития, Социальная психология, Педагогическая психология, Теоретическая педагогика, Профессиональное самоопределение и карьера).
Личностная ориентированность - принцип ориентации содержания и организации курса на потребности слушателей, на развитие их субъектной позиции в личностном и профессиональном самопознании и саморазвитии.

Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль освоения курса осуществляется в процессе индивидуальных собеседований и консультаций магистрантов с преподавателем, при выполнении ими заданий для самостоятельной работы, в ходе обсуждения результатов диагностики и самодиагностики.

Итоговая аттестация
Формой контроля усвоения учебной программы является зачет.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Перечислите отрасли психологической науки, изучающие различные характеристики профессиональной деятельности.
  2. Охарактеризуйте основные стороны профессионального труда.
  3. Что представляет из себя модель специалиста?
  4. В чем отличие профессиограммы и психограммы?
  5. Что такое профессионализм деятельности, в чем он проявляется?
  6. Охарактеризуйте уровни и этапы профессионализма в деятельности.
  7. Как связаны процессы социализации и профессионализации?
  8. В чем проявляется мотивационная сфера профессионализма?
  9. В чем проявляется операционная сфера профессионализма?
  10. Охарактеризуйте особенности профессионального сознания, самосознания.
  11. Охарактеризуйте особенности профессионального мышления.
  12. Как связаны профессиональная среда и профессионализм?
  13. Как связаны профессионализм и профессиональная карьера?
  14. Каковы основные препятствия для достижения профессионализма?
  15. Охарактеризуйте одну из известных вам моделей оценки профессионализма в деятельности.
  16. Каковы психологические особенности проявления профессионализма в педагогической деятельности?
  17. Каковы психологические особенности проявления профессионализма в предпринимательской деятельности?
  18. Охарактеризуйте свои психологические особенности в связи с занятием преподавательской или предпринимательской деятельностью.

Основное содержание:

Профессиональная деятельность человека.
Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет, цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной деятельности. Стороны профессионального труда. Модель специалиста. Профессиограмма. Психограмма. Профессионализм. Компетентность. Квалификация. Стороны и критерии профессионализма.

Становление профессионализма.
Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий.
Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Операциональная сфера профессионализма.
Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество.
Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность. Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к профессионализму.

Профессионализм педагогической деятельности. Различные подходы к определению и диагностике профессионализма педагогической деятельности. Системный подход к моделированию профессионализма педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Модульное представление профессиональной компетенции педагога А.К. Марковой. Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога как модель трех уровней его профессионализма (В.П. Симонов).
Акмеологическая диагностика педагогического мастерства (Ю.А. Гагин). Профессионально-педагогическая карьера. Аттестация педагогических кадров как форма оценки и совершенствования профессионализма.

Психология предпринимательской деятельности.
Предпринимательская активность человека. Предпринимательское поведение человека. Основные признаки и психологические характеристики предпринимательской деятельности. Предпринимательские способности, их диагностика и развитие.

Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа магистрантов по курсу предполагает работу с основной и дополнительной литературой, изучение различных моделей профессионализма в педагогической и предпринимательской деятельности, самодиагностику профессионально-значимых личностных свойств и качеств, анализ результатов диагностики и самодиагностики, выработку рекомендаций по самосовершенствованию для продуктивного и эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности, подготовку к зачету по курсу.

Основные понятия
Стороны профессионального труда, профессиограмма, психограмма, акмеограмма, профессионализм, стороны и критерии профессионализма; уровни, этапы ступени профессионализма; профессионализация, мотивационная и операциональная сфера профессионализма, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная среда, предпринимательские способности, модели профессионализма деятельности.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Раздел У1. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М: Наука. 1977. С. 332 - 361.
  2. Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. - Таллинн.1994.
  3. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии.- СПб.2000.
  4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.1995.
  5. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб-Рыбинск.1993.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.1996.
  7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М. 1998.
  8. Практическая психология: Учебник /Авторы: М.К. Тутушкина и др. - СПб.1998.
  9. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб. 2000.
  10. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учебное пособие-. Л.1981.
б) дополнительная литература
  1. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика /Под науч.ред. А.И. Субетто.Ч.3.-М.1993.
  2. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей /Отв.ред. Ю.А. Кудрявцев .- М.,2000.
  3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.1999.
в) словарь терминов

Профессиограмма - научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития самого работника. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области.
Психограмма - это описание человека труда в профессии. Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде.
Акмеограмма - акмеологическое описание требований, предъявляемых к профессионализму, мастерству и индивидуальности работника.
Профессионализм - уровень осуществления профессиональной деятельности, при котором человек превращается из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала. Профессионализм характеризуется продуктивностью и эффективностью осуществления профессиональной деятельности.
Профессионализация - восхождение специалиста к профессионализму. Целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни и завершается, когда человек прекращает профессиональную деятельность.
Процесс профессионализации - это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста.
Мотивационная сфера профессионализма - характеризуется мотивами, которые побуждают человека в профессиональной деятельности, из каких ценностных ориентаций он исходит то, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом.
Операциональная сфера профессионализма - характеризуется тем, какими приемами специалист достигает поставленной цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет для достижения целей-результатов труда.
Профессиональное сознание (самосознание) - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Профессиональное мышление - использование мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятельности. Процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда). Приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач, этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности, целеобразования и планирования в ходе труда, выработки новых стратегий профессиональной деятельности.
Профессиональная среда - совокупность предметных и социальных условий труда, включающая сам предмет труда, средства, орудия труда, объективно необходимые действия и операции труда, а также межличностные отношения, психологический климат в труде, субъективное восприятие и осознание самими участниками разных сторон труда.

Автор-составитель примерной программы дисциплины "Психология профессиональной деятельности" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Эхов С.Ф.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39