Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество часов на дисциплину:
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 24, из них лекций -
16.
Цель дисциплины:
Развитие профессионального мышления будущих исследователей психолого- педагогических проблем общеобразовательной и высшей школы, преподавателей высшей школы на основе овладения ими закономерностями продуктивного управления образовательными системами, как один из важнейших аспектов акмеологии образования.
Задачи дисциплины:
- Ознакомление с основными понятиями акмеологии и акмеологии образования;
- Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как продуктивного решения управленческих задач в системе образования;
- Формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции в решении задач управления образовательными системами;
- Осознание собственных ограничений в профессионально- педагогической деятельности и путей оптимальной реализации личностно- творческого потенциала.
- Преемственность с содержанием психолого- педагогических дисциплин, ранее изученных магистрантами в бакалавриате;
- Интеграция и систематизация в рассмотрении закономерностей управления образовательными системами в опоре на содержание курсов "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика", "Социальная психология", "Педагогическая психология", "Инновационные процессы в образовании", "Педагогическая акмеология";
- Актуальность поиска продуктивных способов управления образовательными системами в условиях модернизации современного образования;
- Практикоориентированость содержания курса в опоре на передовой педагогический опыт осуществления педагогического менеджмента и самоменеджмента в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и России;
- Личностная ориентированность содержания курса на формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции, на личностный и профессиональный рост слушателей, на достижение продуктивности в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется на семинарских занятиях путем включения магистрантов в активное обсуждение и решение обсуждаемых проблем, в самоконтроль и самооценивание. Текущий контроль включает анализ выполнения магистрантами заданий для самостоятельной работы в процессе индивидуального собеседования и консультирования.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, на котором
магистранты должны продемонстрировать:
- Знание основных понятий акмеологии и акмеологии образования, педагогического менеджмента;
- Владение знаниями и умениями педагогического менеджмента как продуктивного решения управленческих задач в системе образования;
- Уровень профессионального самосознания и профессиональную позицию в решении задач управления образовательными системами;
- Осознание собственных ограничений в профессионально- педагогической деятельности и путей оптимальной реализации своего личностно-творческого потенциала.
Акмеология образования. Предмет, цели и задачи. Основные
понятия.
Предмет и задачи акмеологии. Акмеология образования как одно из
направлений акмеологии. Предмет, цели и задачи акмеологии
образования. Понятие о продуктивности образовательных систем.
Закономерности продуктивного управления образовательными системами,
как один из аспектов акмеологии образования. Понятие о
педагогическом менеджменте и самоменеджменте.
Образовательное учреждение как субъект акмеологического
развития.
Система непрерывного образования. Образовательное учреждение как
объект и субъект управления. Педсовет как орган коллегиального
управления. Структура педагогического совета. Виды и типы педсоветов.
Нетрадиционные формы организации работы педагогических советов.
Методическая работа образовательного учреждения. Методические
объединения педагогов и их роль в развитии образовательного
учреждения. Функции методических объединений. Критерии качества
деятельности методических объединений. Творческие мастерские
педагогов. Наставничество. Образовательное учреждение как
пространство и среда для личностной и профессиональной самореализации
педагога.
Педагогический менеджмент в системе образования.
Понятие педагогического менеджмента. Принципы педагогического
менеджмента. Функции педагогического менеджмента. Управление и
менеджмент. Стили управленческой деятельности. Уровни
педагогического менеджмента: управление образовательным учреждением,
управление классом, самоменеджмент педагога. Планирование и
организация как функции педагогического менеджмента.
Виды планирования. Годовой план образовательного учреждения.
Концептуальность годового плана ОУ. Этапы планирования. Участие
педагогического коллектива в планировании. Организация и руководство.
Организация и самоорганизация. Делегирование полномочий. Структура
руководства и ответственности.
Принятие управленческих решений как функции педагогического
менеджмента. Мотивация и стимулирование как функции педагогического
менеджмента.
Управленческое решение как функция менеджмента. Типы управленческих
решений. Стадия принятия управленческого решения. Уровни принятия
управленческих решений. Критерии оценки управленческих решений.
Результативность и эффективность принимаемых управленческих
решений.
Методы изучения мотивации членов педагогического коллектива. Единство
цели. Система ценностей педагогического коллектива. Духовные и
материальные стимулы деятельности. Качество педагогического труда и
его стимулирование. Основные критерии оценки качества труда
педагогического коллектива образовательного учреждения.
Контроль и анализ как функции педагогического менеджмента.
Цели и виды контроля. Задачи административного контроля в
образовательном учреждении. Контроль и самоконтроль. Процедура
аттестации педагогических кадров и образовательного учреждения.
Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса.
Деловая культура педагога как менеджера образовательного
процесса.
Стили руководства. Деловое поведение. Виды деловой коммуникации.
Партнерские отношения. Гармония внешнего вида и внутреннего
содержания. Деловая речь. Жесты. Организация коммуникативного
пространства и среды. Самопрезентация педагога и руководителя.
Профессиональное саморазвитие педагога.
Ограничения в профессионально-педагогической деятельности.
Интеллектуальное саморазвитие как ведущий фактор личностного и
профессионального роста. Средства эмоционально-волевого саморазвития
педагога. Формы, методы и приемы личностного и профессионального
саморазвития педагога. Развитие "Я-концепции", профессиональной
позиции и личностного потенциала педагога.
Организация самостоятельной работы
При подготовке к семинарским занятиям магистранты выполняют
тест "Анализ своих ограничений" и составляют программу саморазвития.
Участвуют в практикуме по постановке целей. Готовятся к участию в
деловой игре "Кадровое решение". Составляют резюме для приема на
работу в образовательное учреждение. Готовятся к аргументированному
ответу на вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях. Изучают
практический опыт педагогического менеджмента в образовательных
учреждениях Санкт-Петербурга.
Основные понятия
Акмеология, акмеология образования, акмеологическое развитие, продуктивность деятельности, менеджмент, педагогический менеджмент, самоменеджмент, принципы педагогического менеджмента, уровни педагогического менеджмента, деловая культура, пространство и среда личностной и профессиональной самореализации педагога, аттестация педагогических кадров и образовательного учреждения, профессиональное саморазвитие педагога.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь- справочник по педагогической акмеологии. - СПб.2000.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. -СПб.1995.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.,1999.
- Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. - М., 1993.
- Кухарев Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. - Минск, 1997.
- Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом. - М., 1995.
- Максимова В.Н. Акмеология образовая. - СПб.2001.
- Панасюк А.Ю. Управление общением. -М.,1990.
- Плешин Ю.И. Управление персоналом. - СПб., 1995.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность .- М., 2000.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.. 1999.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М., 1997.
- Управление развитием школы /Под ред.М.М. Поташника и В.С Лазарева. -М., 1997.
- Управление современной школой /Под ред. В.Ю. Кричевского. - СПб., 1998.
- Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. - М., 1980.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.
- Керженцев П.М. Принципы организации.-М.,1998.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск, 1978.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. - М.,2000.
Акме - высшая степень чего-либо, совершенство
Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, изучающая закономерности саморазвития зрелого человека; самореализацию его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин.
Акмеология образования — направление акмеологии, изучающее зависимости между уровнем продуктивности целостных образовательных систем по признакам конечных и текущих результатов (образовательных и профессиональных) и факторами коллективной, групповой и индивидуальной деятельности руководителей и педагогов, обеспечивающими меру этой продуктивности.
Индивидуальный стиль деятельности -индивидуально-специфическая система активных и адаптивных психолого-педагогических средств выполнения той или иной деятельности.
Менеджмент -совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т е искусство управления.
Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, opганизационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Ограничение -фактор, сдерживающий потенциал организации, управления или человека.
Продуктивность деятельности -характеризуется мерой соответствия полученных в деятельности результатов поставленным целям.
Профессионализм - интегрированный показатель продуктивной и эффективной меры деятельности и способов ее достижения.
Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А.Балакирева.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им А И Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.)