Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество часов на дисциплину:
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 24, из них лекций - 16.
Цель дисциплины:

Развитие профессионального мышления будущих исследователей психолого- педагогических проблем общеобразовательной и высшей школы, преподавателей высшей школы на основе овладения ими закономерностями продуктивного управления образовательными системами, как один из важнейших аспектов акмеологии образования.

Задачи дисциплины:

  • Ознакомление с основными понятиями акмеологии и акмеологии образования;
  • Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как продуктивного решения управленческих задач в системе образования;
  • Формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции в решении задач управления образовательными системами;
  • Осознание собственных ограничений в профессионально- педагогической деятельности и путей оптимальной реализации личностно- творческого потенциала.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
  • Преемственность с содержанием психолого- педагогических дисциплин, ранее изученных магистрантами в бакалавриате;
  • Интеграция и систематизация в рассмотрении закономерностей управления образовательными системами в опоре на содержание курсов "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика", "Социальная психология", "Педагогическая психология", "Инновационные процессы в образовании", "Педагогическая акмеология";
  • Актуальность поиска продуктивных способов управления образовательными системами в условиях модернизации современного образования;
  • Практикоориентированость содержания курса в опоре на передовой педагогический опыт осуществления педагогического менеджмента и самоменеджмента в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и России;
  • Личностная ориентированность содержания курса на формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции, на личностный и профессиональный рост слушателей, на достижение продуктивности в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется на семинарских занятиях путем включения магистрантов в активное обсуждение и решение обсуждаемых проблем, в самоконтроль и самооценивание. Текущий контроль включает анализ выполнения магистрантами заданий для самостоятельной работы в процессе индивидуального собеседования и консультирования.

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, на котором магистранты должны продемонстрировать:

  • Знание основных понятий акмеологии и акмеологии образования, педагогического менеджмента;
  • Владение знаниями и умениями педагогического менеджмента как продуктивного решения управленческих задач в системе образования;
  • Уровень профессионального самосознания и профессиональную позицию в решении задач управления образовательными системами;
  • Осознание собственных ограничений в профессионально- педагогической деятельности и путей оптимальной реализации своего личностно-творческого потенциала.
Основное содержание

Акмеология образования. Предмет, цели и задачи. Основные понятия.
Предмет и задачи акмеологии. Акмеология образования как одно из направлений акмеологии. Предмет, цели и задачи акмеологии образования. Понятие о продуктивности образовательных систем. Закономерности продуктивного управления образовательными системами, как один из аспектов акмеологии образования. Понятие о педагогическом менеджменте и самоменеджменте.

Образовательное учреждение как субъект акмеологического развития.
Система непрерывного образования. Образовательное учреждение как объект и субъект управления. Педсовет как орган коллегиального управления. Структура педагогического совета. Виды и типы педсоветов. Нетрадиционные формы организации работы педагогических советов. Методическая работа образовательного учреждения. Методические объединения педагогов и их роль в развитии образовательного учреждения. Функции методических объединений. Критерии качества деятельности методических объединений. Творческие мастерские педагогов. Наставничество. Образовательное учреждение как пространство и среда для личностной и профессиональной самореализации педагога.

Педагогический менеджмент в системе образования.
Понятие педагогического менеджмента. Принципы педагогического менеджмента. Функции педагогического менеджмента. Управление и менеджмент. Стили управленческой деятельности. Уровни педагогического менеджмента: управление образовательным учреждением, управление классом, самоменеджмент педагога. Планирование и организация как функции педагогического менеджмента.
Виды планирования. Годовой план образовательного учреждения. Концептуальность годового плана ОУ. Этапы планирования. Участие педагогического коллектива в планировании. Организация и руководство. Организация и самоорганизация. Делегирование полномочий. Структура руководства и ответственности.
Принятие управленческих решений как функции педагогического менеджмента. Мотивация и стимулирование как функции педагогического менеджмента.
Управленческое решение как функция менеджмента. Типы управленческих решений. Стадия принятия управленческого решения. Уровни принятия управленческих решений. Критерии оценки управленческих решений. Результативность и эффективность принимаемых управленческих решений.
Методы изучения мотивации членов педагогического коллектива. Единство цели. Система ценностей педагогического коллектива. Духовные и материальные стимулы деятельности. Качество педагогического труда и его стимулирование. Основные критерии оценки качества труда педагогического коллектива образовательного учреждения.

Контроль и анализ как функции педагогического менеджмента.
Цели и виды контроля. Задачи административного контроля в образовательном учреждении. Контроль и самоконтроль. Процедура аттестации педагогических кадров и образовательного учреждения. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса.

Деловая культура педагога как менеджера образовательного процесса.
Стили руководства. Деловое поведение. Виды деловой коммуникации. Партнерские отношения. Гармония внешнего вида и внутреннего содержания. Деловая речь. Жесты. Организация коммуникативного пространства и среды. Самопрезентация педагога и руководителя.

Профессиональное саморазвитие педагога.
Ограничения в профессионально-педагогической деятельности. Интеллектуальное саморазвитие как ведущий фактор личностного и профессионального роста. Средства эмоционально-волевого саморазвития педагога. Формы, методы и приемы личностного и профессионального саморазвития педагога. Развитие "Я-концепции", профессиональной позиции и личностного потенциала педагога.

Организация самостоятельной работы
При подготовке к семинарским занятиям магистранты выполняют тест "Анализ своих ограничений" и составляют программу саморазвития. Участвуют в практикуме по постановке целей. Готовятся к участию в деловой игре "Кадровое решение". Составляют резюме для приема на работу в образовательное учреждение. Готовятся к аргументированному ответу на вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях. Изучают практический опыт педагогического менеджмента в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Основные понятия

Акмеология, акмеология образования, акмеологическое развитие, продуктивность деятельности, менеджмент, педагогический менеджмент, самоменеджмент, принципы педагогического менеджмента, уровни педагогического менеджмента, деловая культура, пространство и среда личностной и профессиональной самореализации педагога, аттестация педагогических кадров и образовательного учреждения, профессиональное саморазвитие педагога.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь- справочник по педагогической акмеологии. - СПб.2000.
  2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. -СПб.1995.
  3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.,1999.
  4. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. - М., 1993.
  5. Кухарев Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. - Минск, 1997.
  6. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом. - М., 1995.
  7. Максимова В.Н. Акмеология образовая. - СПб.2001.
  8. Панасюк А.Ю. Управление общением. -М.,1990.
  9. Плешин Ю.И. Управление персоналом. - СПб., 1995.
  10. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность .- М., 2000.
  11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.. 1999.
  12. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М., 1997.
  13. Управление развитием школы /Под ред.М.М. Поташника и В.С Лазарева. -М., 1997.
  14. Управление современной школой /Под ред. В.Ю. Кричевского. - СПб., 1998.
б) дополнительная литература
  1. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. - М., 1980.
  2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.
  3. Керженцев П.М. Принципы организации.-М.,1998.
  4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск, 1978.
  5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. - М.,2000.
в) словарь терминов
Акме - высшая степень чего-либо, совершенство
Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, изучающая закономерности саморазвития зрелого человека; самореализацию его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин.
Акмеология образования — направление акмеологии, изучающее зависимости между уровнем продуктивности целостных образовательных систем по признакам конечных и текущих результатов (образовательных и профессиональных) и факторами коллективной, групповой и индивидуальной деятельности руководителей и педагогов, обеспечивающими меру этой продуктивности.
Индивидуальный стиль деятельности -индивидуально-специфическая система активных и адаптивных психолого-педагогических средств выполнения той или иной деятельности.
Менеджмент -совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т е искусство управления.
Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, opганизационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Ограничение -фактор, сдерживающий потенциал организации, управления или человека.
Продуктивность деятельности -характеризуется мерой соответствия полученных в деятельности результатов поставленным целям.
Профессионализм - интегрированный показатель продуктивной и эффективной меры деятельности и способов ее достижения.

 

Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А.Балакирева.

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им А И Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.)

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39