Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Степанова Е.И., доктор психологических наук, профессор

Статья опубликована: Педагогика безопасности жизнедеятельности человека. Сборник научных трудов №3 /Под ред. Б.Ф. Кваши. - СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, 2002. С.55-70.

Научно - технический и социальный прогресс цивилизованного общества, сопровождающийся появлением все новых отраслей промышленности, развитием техники и технологии производства, механизации и автоматизации производственных процессов, является средой жизнедеятельности человека, главной производительной силы современного общественного развития. В этих условиях человеку приходится адаптироваться в природном, социальном и экономическом мире. Он должен быть не только исполнителем требуемых в профессиональной деятельности действий и операций, но и готовым принимать решения в постоянно изменяющихся ситуациях. Адаптация не есть простое приспособление человека к условиям среды, а изменение его самого под их влиянием, отказ от привычных способов деятельности и приобретение новых. В экстремальных ситуациях, которые довольно часто возникают в жизни, приходится преодолевать как внешние, так и внутри трудности, вызванные ими стрессовые состояния.

Общество предъявляет повышенные требования к образованию, культуре, профессиональной квалификации тружеников всех сфер производства и общественной жизни. Среднего образования, получаемого в общеобразовательной школе, в настоящее время явно недостаточно. Современный специалист, начиная с выбора профессии и кончая достижением мастерства, должен постоянно пополнять знания, обновляя их с учетом достижений науки и техники, овладевать умениями более высокого уровня. Для этого существуют различные формы обучения взрослых: курсы и факультеты повышения квалификации, переподготовки кадров, заочное и дистанционное образование, аспирантура и др. Специалист высокой квалификации призван учиться и совершенствоваться в мастерстве всю жизнь, если он хочет выжить в современном, отличающемся динамизмом мире.

Имеет общественное значение решение задач научной организации образования и обучения, труда и повышения его производительности, сохранности трудоспособности в течение всей сознательной жизни человека. Для успешного решения этих задач необходимы научные знания о возможностях развития человека, ресурсах и резервах. В настоящее время психологическая наука располагает достаточно разработанной теорией, подкреплений экспериментальными исследованиями психофизиологического, интеллектуального и личностного развития человека на протяжении всей его жизни. История психологии убеждает в том, что проблемы всегда соотносились с запросами общественной жизни. История науки это не только ее прошлое, но и ее настоящее и будущее, представляющее собой прогнозирование ее развития с учетом имеющихся в ней достижений. В вечерней лекции "Психология, междисциплинарные связи и система наук" (XVI Международный психологический конгресс, Москва, 1966 г.) Ж. Пиаже, высоко оценивая нелинейную классификацию наук Б.М.Кедрова, отметил, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. Являясь сама продуктом естественных и общественных наук, она в свою очередь оказывает воздействие на них, объясняя их формирование и развитие. Говоря о значении междисциплинарных связей в развитии наук и перемещении проблем человека в центр многих современных наук, Б.Г.Ананьев пишет: "Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании ". (Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. 1968, с.35).

Намечая пути становления человекознания, Б. Г. Ананьев разработал схемы наук, изучающих человека как индивида и его онтогенеза, личности и ее жизненном пути, субъекта деятельности. В схеме наук о человеке как индивиде и его онтогенезе имеют значение науки, изучающие конституциональные, половые, возрастные нейродинамические свойства и их взаимосвязи. В схеме наук о человеке как личности и ее жизненном пути преобладают общественные науки (философия, социология, право, теория воспитания и др.) В схеме наук о субъекте деятельности - науки, изучающие человека как субъекта познания, труда и общения (теория познания, теория и практика трудовой и профессиональной деятельности, художественного и технического творчества, коммуникативные средства общения и др.). И, конечно, в каждой схеме присутствует психология, являющаяся центром объединения наук.

Прошло более 30 лет с того времени, когда эти схемы были предложены для разработки системы человекознания на основе междисциплинарных связей. За этот период появились и продолжают появляться новые области знаний, имеющие отношение к проблемам человека, что должно отразиться на этих классификационных схемах. В самой психологии возникли такие ее отрасли, которые приобрели самостоятельность: возрастная психология, педагогическая, социальная, юридическая, политическая, инженерная и др. Развитие отраслей психологии свидетельствует о том, что проблемы человека соотносятся с запросами общественной жизни.

Науки развиваются по законам дифференциации и интеграции. Появление новых отраслей науки является показателем ее дифференциации, что наблюдается не только в психологии. Интеграция научных знаний о человеке в самой психологии пока еще не наступила, и, видимо, между разными ее отраслями будет происходить с разной степенью интенсивности. Уже теперь можно говорить об интеграции дифференциальной психологии, изучающей индивидуально-психологические особенности человека, и возрастной. Для выявления закономерностей возрастного развития человека необходимы знания об особенностях индивидуально- психологического развития лиц, составляющих возрастную группу. Для развития системы человекознания недостаточно интеграции научных знаний о человеке только в самой психологии, хотя именно в ней интеграция имеет особое значение в становлении системы человекознания. Необходимы междисциплинарные связи большого крута естественных и общественных наук, развивающихся не только по закону дифференциации, но и интеграции.

Отличаясь многообразием взаимосвязей в окружающем мире и многоуровневой организацией, человек, как сложная система, подлежит изучению не только средствами психологии, но и других наук. Проблема онтогенетического развития человека и индивидуальной изменчивости требует привлечения биологии, физиологии, медицины. Личность и субъект деятельности не могут быть изучены только средствами общественных наук, ибо формирование личности и становление субъекта деятельности происходят на известном уровне развития индивида. Следовательно, и здесь важны исследования биологов, физиологов и медиков.

Одним из параметров индивидуального и личностного разития человека является возраст. Далеко не все науки в системе междисциплинарных связей, необходимых в изучении человека, проявляют интерес к проблеме возраста. Прежде всего, к ней имеют ношение биохимия, физиология, демография, педагогика, медицина. Что касается общественных наук, то в большинстве из них возраст не является важной социальной проблемой, за исключением социологии.

Долгие годы актуальной проблемой, как в отечественной психологии, так и зарубежной, была проблема развития ребенка. На основе довольно многочисленных исследований были обнаружены движущие силы развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

Изучение детства было вызвано необходимостью научной организации воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка при переходе его из семейной среды воспитания в школу, а в школе из одного класса в другой. Перед психологией возникла проблема возрастной периодизации детского развития, основой которой явились этапы обучения и воспитания детей разного возраста (А.А.Люблинская, И.А.Арямов, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).

Природа хочет, чтобы дети были детьми.
Если мы хотим нарушить этот порядок,
Мы произведем скороспелые плоды.
Ж.-Ж.Руссо

Проведенные исследования позволили предположить, что психическое развитие человека имеет завершающие фазы или этапы (периоды) развития: детство, отрочество, юность, зрелость (взрослость), старение и старость. Последний период жизни человека явился предметом внимания геронтологии, успешно применяющей генетический метод исследования. Из всех периодов жизни человека наименее изученным долгое время оставалась зрелость, ответственный период, в котором происходит реализация потенциальных возможностей человека, проявляемая в активном участии в экономической и духовной жизни общества. Наука должна была ответить на ряд вопросов. Обучаем ли взрослый человек и в каком возрасте его обучение является наиболее эффективным? Происходит ли психическое развитие взрослого человека в зрелости? Каков диапазон сохранности трудоспособности взрослого человека? Так наука оказалась перед необходимостью заняться разработкой возрастной периодизации всего жизненного цикла человека, в чем приняли участие психологи, физиологи, антропологи, демографы. Б.Г.Ананьев, Д.Бромлей, Д.Биррен, Ш.Бюлер, Д.Векслер, В.В.Бунак, В.В.Гинзбург и др.)

Возраст является временной характеристикой онтогенетического (индивидуального) развития человека. Б.Г.Ананьев рассматривает возраст как единство влияния роста, общесоматического, нервно- психического созревания в условиях жизнедеятельности и воспитания человека. Такое емкое по содержанию определение возраста охватывает биологические и исторические (социальные) факторы развития человека. Возраст тем самым есть количественная и качественная сторона развития, которое происходит в течение всей жизни человека.

Развитие организма за счет накопления массы тела, роста, совершенствования нервной системы начинается в эмбриональном состоянии. Начиная с эмбрионального периода развития, будущий ребенок испытывает на себе через мать влияние социальных условий жизни. Материальное и моральное благополучие будущей матери во многом обеспечивают развитие ребенка после рождения.

Условия жизнедеятельности, а также воспитание - важные факторы формирования человека как личности и становления его как субъекта деятельности. Конвергенция природных и приобретаемых свойств человека происходит под влиянием этих факторов, по-разному влияющих на его развитие в разные периоды жизни.

Природа и воспитание подобны...
воспитание перестраивает человека
и, преобразуя, создает ему вторую природу.
Демокрит

Интерес к периодам развития человека, как мы уже отмечали, проявляла не только детская психология, но и геронтология. В детстве имеет значение эволюционное развитие, для которого свойственно появление нового по сравнению с предыдущим периодом развития, а в геронтологии - утрата или стабилизация сформированных на предыдущем этапе развития свойств или качеств.

Онтогенетическое развитие индивида происходит во времени, представляющем собой метрическую и топологическую характеристику возраста и определяющую особенности тех или иных качеств в общем процессе развития человека. Метрическое время - годы жизни, количество прожитых человеком лет. Один за малое количество лет успевает многое сделать, тогда как другой за многие годы жизни ничего значительного не совершит.

Время изменяет человека как в физическом,
так и в духовном отношении... глупец один
не изменяется, ибо время не приносит ему
развития, а опыт для него не существует.
А. С. Пушкин

Топологическое время есть рядоположенность жизненных событий, очевидцем которых является человек, качественная или содержательная сторона времени, представляющая собой однонаправленность и необратимость развития человека с сочетанием в разные периоды жизни эволюционных и инволюционных моментов развития, столкновение между которыми усиливается с возрастом, особенно в старости.

Метрическое и топологическое время сказываются на времени жизни, представляющем собой временной интервал между началом жизни человека и его концом, протяженность жизни, хронологические рамки жизни с ее содержанием (событиями, переживаниями, успехами).

Однонаправленность топологического времени состоит в том, что человек в течение жизни перемещается в своем развитии от одного возрастного периода к другому: от детства к отрочеству, от отрочества к юности, от юности к зрелости, от зрелости к старости. Возврат к прошлому периоду жизни невозможен, он может быть только в воспоминаниях, юноша не может возвратиться к детству, так же как пожилой человек к молодости, если это не связано с какими-то патологическими случаями в нарушении структуры личности.

Обратившись мыслями к своему прошлому,
я с удивлением вижу, что многое в нем
предвосхищает будущее, а то, что
пережито в зрелые годы, озаряет
внутренним светом того, что далеко, далеко позади.
М.Шагинян

Метрические и топологические свойства времени сказываются на возрастных периодах развития индивида, личности, субъекта деятельности, так как в процессе жизнедеятельности человека происходит взаимодействие метрических и топологических особенностей возраста, сопровождающееся эволюционными и инволюционными изменениями в функциях организма. В этом смысле годы накладывают отпечаток на человека. Можно оказать, что возраст есть определенность того или иного состояния различных систем человека.

Различают биологическое, историческое и психологическое время. Биологическое время - время биосистем организма (сердечные ритмы, ритмы дыхания и др.) Биологическое время влияет на нервную систему, психическое состояние, настроение, поведение человека. С биологическим временем связаны состояния нервно-психического напряжения, электроэнцефалографические и электрокожные показатели.

Историческое время - время эпохи и общественной среды, в которой родился и живет человек. С самого раннего возраста ребенок оказывается под влиянием общественного сознания, национальных традиций, языка и коммуникативных средств общения. В процессе усвоения знаний, норм поведения, овладения жизненными ролями происходит социальное формирование личности. В жизнедеятельности человека меняются жизненные роли, которые являются для него важными в тот или иной возрастной период. В детстве это ребенок, по мере взросления он становится юношей и молодым человеком, в зрелости - отцом или матерью, рабочим, инженером, врачом и др. В процессе овладения теми или иными ролями человек соизмеряет свое поведение с поведением других людей, с традициями и правовыми нормами общества, в котором он живет.

Исторические и жизненные события вызывают внутреннюю перестройку личности, что сказывается на переосмысливании прежних ориентации, отношений, устремлений. Общественное воздействие человек испытывает на себе через средства массовой информации. В зависимости от того, что провозглашает печать и телевидение возможны изменения в самосознании человека, в отношении к самому себе и своей жизни, к другим людям. Этот процесс, который называют социализацией личности, происходит в течение всей жизни человека и, особенно, в тот его период, когда все еще впереди, когда многое в жизни можно изменить.

В условиях социальных перемен в обществе, при нестабильности государственного устройства и экономики человек испытывает недостаточную уверенность в завтрашнем дне, тревогу не столько за себя, сколько за детей и внуков, за будущее грядущего поколения. С распадом советского государства, в котором BЫРОСло не одно поколение моих современников, в настоящее время в России произошло расслоение общества на просто русских и новых русских, бедных и богатых, первые из которых оказались приверженцами прежних традиций, а вторые - своего образа жизни, с негативным отношением к прошлому.

Произошли изменения в средствах массовой информации, оказавшихся на поводу у "новой" культуры. Невиданный размах получило телевидение, передачи которого проникают во все слои населения, захватывая все возрастные периоды жизни человека. Возраст как социальная проблема имеет прямое отношение к телевизионным передачам, которые не всегда имеют направленность на воспитание положительных качеств личности у подростков и юношей, воспитанию у них патриотизма и гражданственности. Пример тому засилье фильмов-боевиков и ужасов, которые ничего кроме агрессивности и насилия не воспитывают у молодежи.

Наркомания и алкоголизм, получившие распространение во всех слоях общества, свидетельствуют о неблагополучии в нем. Особенно пагубно их влияние на подростков и юношей. К первой четверти прошлого столетия относятся выступления и публикации В.М.Бехтерева по вопросам алкоголизма и мерам борьбы с его развитием, об алкогольном оздоровлении и алкогольной политике. Рассматривая распространение алкоголизма в России как социального явления, В.М.Бехтерев ни в одном из выступлений ничего не говорил о наркомании, столь распространенной в настоящее в нашем обществе. В состоянии ли одна медицина справиться с этим злом? Медицинская служба, призванная оберегать здоровье людей, пыталась доказать пагубность расширения пивной индустрии. Однако в этом противостоянии победа оказалась за пивными баронами, которых поддерживает телевидение. В телевизионных передачах наблюдается рекламирование новых марок пива вместо того, чтобы уменьшить показ прежних роликов.

В телевидении отсутствует социальная озабоченность в отборе заграничных фильмов. Какую воспитательную нагрузку несет на себе фильм "Детки", показ которого был приурочен ко дню милиции? Фильм, в котором показано времяпрепровождение наркоманов подросткового и раннего юношеского возраста, может послужить методическим пособием по технологии секса для молодежи. Основу повышенного интереса к сексу в подростковом и юношеском возрасте составляет любопытство, легкая внушаемость, подверженность чужим влияниям и к тому же еще стремление казаться взрослым.

Юность - весеннее время человека,
в котором засеваются семена на
будущие годы жизни.
Я.Княжнин

В телевидении наблюдается засилье рыночной рекламы, навязывающей зрителю изготовляемой предпринимателями продукции. При этом показ множество раз одних и тех же роликов приводит к тому, что они утрачивают новизну при их восприятии и не вызывают интереса. Часто при показе фильма или таких передач как "Поле чудес", "Жди меня", "Намедни", которые пользуются популярностью у зрителя, неожиданно включается рекламный ролик. Такое воздействие на подсознание вызывает у человека раздражение, дискомфорт. Информация, поступающая к человеку через телевизионные передачи, должна способствовать расширению его умственного кругозора, нести положительный заряд воздействия, необходимого для психического состояния и поведения. Психология, кстати, располагает экспериментальными данными восприятия человеком информации, предъявляемой ему в виде изображения, вербальных и невербальных средств. К сожалению, эти результаты исследования психологов мало находят практического применения.

Современный мир требует от человека как физической, так и психической выносливости. Если в этом мире человек испытывает искусственно усложняющиеся воздействия, что не способствует облегчению его психического состояния, то едва ли можно говорить о гуманизме в общественной жизни. Не способствуют повышению культуры населения публикации эксклюзивных интервью, в которых изобилуют жаргонные словотворчества, вольный стиль, вседозволенность в употреблении слов. В появлении таких слов как совки, трудоголики повинна широкая печать, унижающая тем самым старшее поколение современников. Культура речи является частью общей культуры.

Культура личности предполагает приобщение человека к культурному наследию, что невозможно без сохранения памяти на прошлое. Без памяти на прошлое не может быть настоящего и будущего общества. Заслуги старшего поколения, составляющие историю отечества, должны сохраняться в памяти молодежи и жить источником их активных действий в жизни.

Гордиться славою своих предков
Не только можно и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С.Пушкин

Передача социально-исторического опыта предшествующих поколений с помощью средств массовой информации во многом способствует воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к старшим, установлению связи времен, отражающейся в особенностях исторического развития общества.

Психологическое время - временные характеристики сенсорно - перцептивных, мнемических, мыслительных, аттенционных, психомоторных функций, а также свойств личности. Познавательные психические процессы протекают во времени. Хронометрические показатели выполнения испытуемыми экспериментальных заданий при изучении психических процессов принимаются во внимание при оценке успешности их выполнения. Временной интервал протекания психического процесса уменьшается или удлиняется в зависимости от сложности выполняемого задания. Решение сложной задачи требует больших временных затрат. Ритмичность свойственна не только биологическому времени, но и психическому.

В психологическом времени сказывается такое свойство топологического времени как рядоположенность событий и фактов. Если временной интервал жизни человека наполнен событиями, то время воспринимается и переживается как быстро текущее в отличие от бедной событиями жизни.

Отчего дни бегут?
Мчит их труд.
Что трудно тянет день?
Тянет лень.
Гёте

Психологическое время, отличаясь динамичностью, сказывается на возрастных периодах жизни человека. Многие отмечают, что в молодости время бежит, а в старости сбавляет свой бег. Перед молодым человеком будущее, ожидания, надежды. В старости ожиданий становится все меньше, если не иметь в виду тех пожилых людей, которые продолжают активную трудовую деятельность, поддерживающую их жизненный тонус. Как отмечают геронтологи, выход на пенсию, особенно одиноких людей, изменяя образ, ускоряет процесс старения. Люди же творческих профессий, продолжающие активную трудовую деятельность, отличаются длительной сохранностью трудоспособности и интереса к жизни.

Сохранение в памяти прошлого, запечатление настоящего и прогнозирование будущего относятся к психологическому времени, подверженному изменениям на разных этапах возрастного развития человека. Довольно часто взрослые ссылаются на ухудшение памяти с возрастом, хотя по результатам экспериментального исследования возрастное снижение памяти происходит после 40 лет. Однако профессиональная память не только не снижается, но продолжает развиваться и оказывать влияние на общую память. На снижение памяти влияют физическая и умственная утомляемость, состояние тревоги, эмоциональное перевозбуждение, что наблюдается в любом возрасте, а у взрослых чаще всего. Провалы в памяти могут исказить ход событий, известных человеку, особенно если они имели место в детстве или юности. Чем дальше события отодвигаются по временней оси жизни человека, тем больше возникает пробелов в памяти. В пожилом возрасте происходит не только снижение уровня развития памяти, но и гибкости и подвижности мышления, сказывающиеся на стереотипах поведения.

Возраст человека, как мы уже отмечали, есть функция биологического, исторического и психологического времени, обеспечивающая конвергенцию двух основных линий развития человека: онтогенетическую эволюцию и жизненный путь. Жизненный путь есть история жизни человека, временной интервал между рождением и смертью. Во временном интервале жизни имеют значение состояние здоровья человека, материальные условия жизни, удовлетворение потребностей и интересов, переносимость эмоциональных нагрузок и многое другое.

У всякого человека есть своя история,
а в истории свои критические моменты;
и о человеке можно безошибочно судить
только смотря по тому, как он действовал
и каким он является в эти моменты,
когда на весах судьбы лежала его жизнь,
и честь и счастье.
В.Белинский

История жизни человека складывается в соответствии с возрастными периодами жизни, в которых происходит формирование его как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. "Структура жизненного пути и его временные характеристики определяются общественно-классовым статусом личности, его функциями и ролями в определенном обществе, в конкретной общественно-экономической формации. Поэтому как структура жизненного пути, так и основные ее моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются от поколения к поколению" (Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -1969, с. 45). Структура жизненного пути человека изменяется в пределах индивидуальной жизни и составляет его биографию, в которой отражаются жизненные события, смена видов деятельности, успехи и неудачи.

По-разному люди преодолевают жизненные трудности, конфликты, потрясения, в чем сказываются индивидуально-психологические и возрастные особенности личности. Эти особенности формируются на основе типа нервней системы и темперамента, составляющих индивидные свойства человека. Один человек отличается активностью и самостоятельностью, другой - неуверенностью в своих силах, подверженностью чужим влияниям. Отсюда и разное реагирование на жизненные обстоятельства, разная приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, что связано воспитанием и образованием, наличием жизненного опыта.

Чем больше человек живет, тем с большим
количеством вещей он имеет дело и тем
больше увеличивается его опыт, а через
него - и его мудрость.
Я. А. Коменский

Приспособления к жизненным условиям легче происходит у молодых (в ранней и средней зрелости) по сравнению с пожилыми людьми, которые, несмотря на имеющийся у них жизненный опыт, испытывают затруднения в переключении выработанного способа деятельности на новый, в приспособлении к новому в жизни в связи с изменившимися условиями. Мешают этому снижение пластичности нервной системы, стереотипность мышления и поведения.

Одной из важных социальных проблем является сохранность трудоспособности человека, основу которой составляют индивидуальные и возрастные особенности его развития. Возрастные периоды отличаются закономерностями психофизиологического, интеллектуального и личностного развития человека. Как показали геронтологи, разные составляющие процесса развития человека от рождения до старости проявляются с разной степенью интенсивности.

Одни функции начинают стареть в раннем возрасте, другие достигают совершенства, о чем свидетельствуют оптимальные точки подъема уровня развития, в зрелости, третьи даже в старости сохраняют стабильность. В таком неравномерном развитии функций лежат внутренние противоречия в гуморальных, кортико- висцеральных, кортико-ретикулярных, кортикальных системах. Как показали исследования экспериментальной акмеологии неравномерность (гетерохронность) развития психофизиологических, психических процессов и интеллекта наблюдается во всех возрастных периодах жизни человека. В разных возрастных периодах возможности интеллектуального и личностного развития человека будут разными, а, следовательно, в соответствии с их ресурсами приобретение трудоспособности и его долголетие будут изменяться на всем протяжении жизни человека. Физическое долголетие зависит не только от состояния здоровья человека, но и от реализуемых в жизни возможностей интеллекта, духовных запросов, возникающих в процессе воспитания и образования. "... физическое долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте воспитанность интеллекта и способность к постоянному самообразованию занимают центральное место" (Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости // "Советская педагогика", 1969, №10).

Показателем сохранности трудоспособности и долголетия являются оптимумы продуктивности учебной и трудовой деятельности, которые располагаются в сензитивных возрастных периодах жизни человека. Лица, относящиеся к сензитивным периодам жизни, отличаются высокой восприимчивостью к различным средствам воздействия, включая педагогические. У взрослых такими сензитивньши периодами являются ранняя зрелость (18-25 лет) и первый период средней зрелости (26-35 лет). Оптимумы продуктивности в общем образовании располагаются в периоде ранней зрелости, чему соответствуют высокие показатели психофизиологического и интеллектуального развития в эти годы жизни. Для ранней зрелости характерны высокие показатели мнемических и мыслительных функций, гибкость и подвижность в решении задач.

Потенциал обучаемости в ранней зрелости наиболее высокий. В этот период происходит наряду с получением общего образования приобретение профессии и самоопределение в ней. Однако оптимумы продуктивности профессиональной деятельности располагаются в возрастах средней зрелости (26-40 лет), когда человек совершенствуется в избранной профессии, овладевая мастерством. Таким образом, социальная проблема приобретает значение в поисках резервов и ресурсов интеллектуального и личностного развития человека, способного к длительной трудоспособности и долголетию.

Говоря о социальных факторах долголетия, современные геронтологи совершенно справедливо выделяют как один из важных среди них образование взрослых, обеспечивающее продолжительность трудоспособности и жизненной активности человека. Можно предположить, что существует прямая зависимость между обучаемостью и трудоспособностью"... трудоспособность можно определить через характеристики обучаемости и одаренности, а не только прямыми испытаниями функций, адаптированных к профессиональным видам труда". (Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. - Л., 1968, с.326). Как общее, так и специальное образование, а также умственный труд, в процессе которого происходит не только усвоение знаний, но и умственное развитие человека, сказываются на его жизнеспособности и сохранности трудоспособности.

Если на ранних стадиях онтогенеза имеет место гетерохронность созревания с эволюционными показателями развития, период позднего онтогенеза - гетерохронность старения с возможно активным долголетием, связанным с противоречивыми взаимодействиями эволюционных и инволюционных моментов развития различных функций организма и психики. Происходят изменения пластичности нервной системы, снижается зрение и слух, Haблюдаются изменения в сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных процессах. Однако при этих возрастных изменения в пожилом возрасте не происходит снижения уровня развития интеллекта, о чем свидетельствуют экспериментальные данные по психологии взрослых. Сохранность интеллекта в пожилом возрасте позволяет говорить о расширении диапазона возрастов зоны трудоспособной активности человека.

Процессу старения психофизиологических функции противодействуют факторы трудовой и умственной деятельности. Сохранность трудоспособности в пожилом возрасте, о чем свидетельствуют исследования психологов, изучавших творческую деятельность ученых, писателей, художников в старости, зависит от социальных условий, образования и умственного труда. Пожилые люди, продолжающие активно участвовать в трудовой деятельности, отличаются сохранностью трудоспособности по сравнению с теми молодыми, которые относятся к труду как к повинности.

Возраст человека выражается не цифрой,
записанной в паспорте, а молодостью сердца,
тем, насколько горячо оно бьется в груди человека.
Н. Хикмет

На обучаемость и трудоспособность человека влияют его физическое и психическое здоровье, в связи с чем возрастает роль медицины с ее разделами: педиатрия, подростковая медицина, гериатрия. Профилактика и предупреждение заболеваний, восстановление трудоспособности - все это важно в любом возрасте человека. Здоровье подрастающего поколения является залогом здоровья трудоспособного населения, в чем имеет значение не только медицина с ее разделами, но и ее связь с физиологией, биохимией.

Одной из главных задач социальных наук и медицины являются поиски факторов, поддерживающих сохранность трудоспособности человека на всех этапах его жизненного пути. Как уже отмечалось, образование и умственный труд, положительно сказывающиеся на развитии умственных и профессиональных способностей взрослых людей, являются важным психогигиеническим фактором не только сохранности трудоспособности, но и источником самопознания и самореализации личности, ее потенциальных возможностей. Достижение мастерства в том или ином виде профессиональной деятельности связано с накоплением приобретаемых знаний и умений, а также с развитием способностей в процессе деятельности.

Итак, востребованность человеческих ресурсов в учебной и трудовой деятельности не может быть ограничена только возрастами ранней и средней зрелости, ибо потенциальные возможности трудоспособности располагаются и на периодах позднего онтогенеза. Это одна из социальных проблем, которая в решении задач трудоустройства требует учета научных данных психического развития взрослых в разные периоды их жизни.

    Литература:
  1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. - ЛГУ, 1965.- 110с.
  2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л.: ЛГУ, 1974. - 132 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ,- 338 с .
  4. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека! константность восприятия. - М., 1968. - 332 с.
  5. Бурльер Ф. Старение и старость. М.ИЛ. 1962. № 4. - 94 с.
  6. Бунак В.В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов. - Сов. педагогика. 1965, №11.
  7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. -Вопросы психологии. 1972, № 2.
  8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
  9. Гинзбург В.В. Элементы антропологии для медиков.-1963.-215с.
  10. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. - М.: Медицина, 1967. - 290 с.
  11. Грмек М.Д. Геронтология- учение о старости и долголетии.-М.: Наука, 1964.- 129с.
  12. Давыдовский И.В. Геронтология.- М., 1966.
  13. Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой. - М., 1972 и 1977.
  14. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. - Л., 1981.-80 с.
  15. Степанова Е.И. Человек : возраст, труд, образование. -Вопросы психологии. 1986, №1.
  16. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000. - 286 с.
Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39