Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на курс:108
Количество аудиторных часов на курс: 54, из них лекций 36

Цель курса: сформировать научное представление будущих бакалавров технологического образования о развитии человека с выявлением его потенциальных возможностей и реализацией их в конкретных видах деятельности.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов знания о психологических механизмах перехода человека с одной возрастной стадии на другую, об условиях и факторах, определяющих особенности развития человека в каждый возрастной период, о психических новообразованиях каждого возрастного периода;
  • научить студентов осуществлять психологический анализ проблем развития человека в каждый из возрастных периодов;
  • научить студентов понимать свои возрастные особенности, особенности обучающихся и их проблемы для осуществления индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала курса:

Преемственность содержания с курсами "Психологии человека", "Социальная психология", подготовка к усвоению курсов специальной подготовки,направленных на работу с людьми разного возраста; выделение проблем, закономерно проявляющихся в развития, и подготовка к их разрешению

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на лабораторных занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций с преподавателями.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета.

Основное содержание

Предмет, задачи и основные понятия психологии развития. Предмет психологии развития и ее задачи. Значение знаний о психическом развитии человека для педагога. Основные разделы психологии развития. Связь психологии развития с общей психологией, физиологией, педагогикой, социологией. Основные понятия психологии развития. Эволюционное, биологическое, специальное развитие, инволюционные изменения. Социальное и биологическое в человеке. Человек и историческая эпоха. Понятие "время жизни". Жизненный цикл. Переживание времени человеком. Возраст и жизненный путь человека (паспортный, биологический, социальный возраст).

Методология и методы исследования психического развития. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Методологические основы психологического исследования и их реализация в психологии развития. Принцип детерминизма (причинная обусловленность), взаимосвязь психики и деятельности, объективность изучения человека. Организация исследования в психологии развития. Классификация методов исследования. Общие или организационные методы (сравнительный, возрастного среза, лонгитюдный). Методы добывания научных фактов. Метод наблюдения. Проведение наблюдения в естественных условиях (во время занятий, прогулки и др.). Запись наблюдаемого и использование наблюдаемого материала. Метод эксперимента. Требования к психологическому эксперименту. Этапы экспериментального исследования. Виды эксперимента (естественный и лабораторный). Методы анкетирования. Типы анкет (прямые вопросы, селективные, анкеты-шкалы). Метод тестов. Метод беседы. Монографическое изучение испытуемого.

Понятие развития человека. Обучение как важный фактор развития человека. Понятие обучаемости. Понятие возраста. Наследственность, среда и воспитание. Соотношение социального и биологического на протяжении жизни человека. Проблема возрастной периодизации жизни человека. Подходы к выделению периодов жизни (биологические особенности, психические особенности, особенности взаимоотношений с окружающим. Возрастные периодизации. Этапы психосексуального развития (З.Фрейд), стадии умственного развития по Пиаже. Возрастные классификации зарубежных авторов и в отечественной психологии. Понятие акселерации. Границы возрастных периодов

Особенности психического развития ребенка первого года жизни. Материнство и детство. Общество и семья. Материальная обеспеченность общества и семьи, и их влияние на ребенка в эмбриональный период развития. Этапы внутриутробного развития ребенка. Кризис новорожденного. Новорожденный и младенец. Врожденные безусловные рефлексы. Функциональное развитие мозга под влиянием внешних условий. Проявление условных рефлексов. Этапы развития ребенка. Развитие познавательных функций. Эмоциональное развитие. Потребности ребенка. Движения и предметные действия. Речь и общение. Роль взрослых в развитии ребенка. Фазы привязанности. Развитие речи. Роль матери в развитии ребенка.

Характеристика раннего детства (преддошкольный период). Психология первого детства (дошкольный период - 3-7 лет). Анатомо- физиологическое совершенствование организма ребенка (вес, рост, зубы). Роль бодрствования в познании окружающего мира. Активность ребенка и развитие речи. Соотношение слова с предметом. Употребление слов как общения. Звуковая речь и фонематический слух. Усвоение социально-значимых звуковых эталонов. Овладение фонетикой, грамматикой простого предложения. Овладение структурой предложения. Основные тенденции в развитии речи.

Овладение предметными действиями. Познание качества предметов, взаимосвязей между свойствами предметов. Переход от отдельных ощущений к восприятию предмета в целом. Координация и согласованность движений как основа овладения пространственными отношениями. Роль ходьбы в развитии двигательного аппарата, в овладении пространством, в развитии предметно-действенного мышления. Развитие самопознания. Осознание себя как индивида, как члена семьи.

Физическое развитие организма ребенка (рост, функциональное развитие мозга). Усиление регулирующей роли коры головного мозга. Переход ребенка на новую ступень развития, связанную с социальной ситуацией (обязанности ребенка). Новые взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе развивающегося самосознания. Потребности и интересы. Роль игры в развитии дошкольника. Теории игры. Биогенетическая теория, социальная природа игры. Игра как средство развития ребенка. Расширение кругозора, развитие познавательных психических процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, индивидуально- психологических качеств личности.

Психология готовности ребенка к школе. Понятие готовности к школе. Готовность ребенка к обучению в школе как достижение степени развития, необходимой для участия в школьном обучении. Психофизиологическая готовность. Личностная готовность. Готовность к познавательной деятельности (интеллектуальной). Продуктивные виды деятельности к началу поступления в школу: рисование, лепка, конструирование. Роль посильного труда. Продуктивные виды деятельности как средства развития познавательных возможностей ребенка, его способностей в направлении дальнейшего развития. Диагностика определения готовности ребенка к поступлению в школу.

Психология младшего школьника (7-10 лет). Значение поступления ребенка в школу. Психофизиологическая готовность к обучению и обучаемости. Развитие познавательных психических процессов в начальной школе (восприятия, памяти, мышления, воображения). Развитие умения смотреть и слушать. Механическое и смысловое запоминание. Непроизвольное и произвольное внимание. Роль интереса в учебной деятельности. Образное и логическое мышление. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения. Развитие воссоздающего воображения при восприятии окружающих предметов, в процессе чтения. Проявление эмоционально-волевой сферы. Проявление любознательности и ее роль в развитии познавательных интересов. Интеллектуальные, моральные, эстетические чувства. Особенности личности и ее направленности. Учение как ведущий вид деятельности. Учебная деятельность и игра как факторы психического развития младшего школьника.

Психологические особенности подростка (с 11-12 до 14-15 лет). Роль учебной деятельности в развитии подростка. Физическое развитие и его особенности в подростковом возрасте. Период продолжения первичной социализации личности. Стремление к самостоятельности и взрослости. Неравномерность в темпах развития. Проявление негативизма. Возможные трудности в становлении характера. Развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие речи. Развитие логического мышления и смысловой памяти. Развитие творческого воображения. Проявление сознательного отношения к учению. Овладение приемами самостоятельной работы над учебным материалом. Игры подростков: подвижные, спортивные. Интересы. Особенности эмоционально-волевой сферы. Развитие личности и ее направленности.

Психология ранней юности (15-17 лет). Общественное положение юноши. Ранняя юность как период завершения физического развития человека: формирование организма, его конституциональных особенностей. Развитие познавательных психических процессов. Роль логического мышления и смысловой памяти, произвольного внимания как основы формирования мировоззрения и убеждений.

Творческое мышление и воображение как основа формирования умственной самостоятельности. Роль научных знаний в формировании жизненной позиции, мировоззрения и убеждений. Проявление активного отношения к знаниям. Овладение системой знаний и проявление готовности к ее применению. Умение пользоваться знаниями при доказательной форме изложения мысли и применении их на практике. Роль книги и нравственного просвещения в развитии юноши. Жизненные планы и выбор профессии. Эмоционально-волевая сфера. Особенности личности и ее направленности. Причины кризисного состояния молодежи. Акцентуация характера. Поведенческие реакции в юношеском возрасте: эмансипации, группирования, увлечения, телесно - мануальные, лидерские, эгоцентрические, азартные. Неформальные объединения молодежи.

Комплексный подход к изучению взрослого человека. Человек как сложная многомерная система, требующая целостного его изучения. О субординации между структурными уровнями организации сложной системы, проявляющейся в подчинении менее сложного к более сложному. О дифференциации и интеграции научных знаний о человеке. Комплексное изучение человека как реализация системного подхода. Воплощение идей В.М.Бехтерева о комплексном изучении человека психологической школой Б.Г.Ананьева. О научно-организационном обеспечении целостного изучения человека как сложной системы, состоящей из ряда структурных уровней (от базальных компонентов метаболизма и нейродинамических свойств до структуры интеллекта и личности).

Определение предмета психологии взрослых. Место психологии взрослых в системе возрастов жизненного цикла человека. Сущность генетического подхода в определении места возрастной психологии взрослых в возрастной классификации. Понятие "геронтогенеза", позволяющего понять неравномерность развития психических функции и интеллекта взрослого человека. Потенциальные возможности развития взрослого человека, использование человеческих ресурсов в учебной и трудовой деятельности. Образование и труд как важные факторы долголетия взрослого трудоспособного населения. Взрослый человек в системе непрерывного образования. Непрерывное образование как требование социального и научно-технического прогресса общества. Взаимосвязь образовательных, воспитывающих и развивающих функций обучения взрослых. Взрослый человек как субъект учебной и трудовой деятельности. Общее и специальное образование, их взаимосвязь. Взаимопонимание во взрослом состоянии.

Основные понятия:

Развитие, психическое развитие, созревание, психические новообразования, социальная ситуация развития, кризисы развития, психомоторное и сенсорное развитие, когнитивное развитие, психосоциальное развитие, новорожденность, младенчество, детство, подростничество, юность, зрелость,старение.

Организация самостоятельной работы осуществляется в процессе подготовки и выполнения лабораторных работ, ориентированных на работу с психологической литературой, проведение психологических микроисследований и анализа полученных экспериментальных данных; аннотирование и реферирование психологической. литературы.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Абрамова Т. С. Возрастная психология. — М., 1999.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — М., 2000.
  3. Гамезо В.М. и др. Возрастная психология (Личность от молодости до старости). — М., 1999; СПб., 2000.
  4. Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 2000.
  5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб., 2001.
  6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. — СПб., 2000.
    б) дополнительная литература
  1. Басов М.Я. Методики психологических наблюдений над детьми // Избр.психол. произв. — М., 1975.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.— М., 1973.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. — М.1983.Т. 3.
  4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. — М., 1978.
  5. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. труды.— М.,1986. Т. 1.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.—М., 1997.
  8. Смирнов А.А. Возрастная и педагогическая психология // Избр.психол.труды. – М.,1987.Т.2С.163-229.
  9. Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб.,1999.
  10. Теплое Б.М. О методах психологического исследования // Избр. психол.труды. — М, 1985. Т. С. 281-317.
  11. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. — СПб., 2000.

в) словарь терминов

Акселерация - ускоренное развитие в детстве, отрочестве и юности, обусловленное биологическими и социальными факторами.

Время жизни - протяженность жизни или временной интервал между рождением и смертью, хронологические рамки жизни человека.

Возраст - ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.

Возраст биологический - наследственная, врожденная и средовая обусловленность развития организма.

Возраст паспортный - время исчисления в годах прожитое человеком от рождения.

Возраст социальный - место и обязанности человека в обществе в тот или иной период жизни.

Генотип - совокупность особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием наследственных факторов.

Гетерохронность - неравномерность развития, разновременная последовательность в развитии различных функций как физиологических, так и психических.

Лонгитюдное исследование - длительное изучение одних и тех же людей в течение ряда лет.

Развитие - новообразование (в организме, интеллекте, личности), количественные и качественные изменения в психике.

Наследственное - передаваемое в психическую сферу через гены.

Врожденное - изменения, связанные с условиями внутриутробного развития, как проявление взаимосвязи внешней и внутренней среды.

Развитие эволюционное - проявление нового в психике, чего не было ранее.

Развитие инволюционное - утрата имеющихся психических свойств.

Развитие биологическое - детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Развитие специальное - результат профессиональной подготовки.

Онтогенез - становление целостности человеческого организма от зачатия до смерти, совокупный эффект наследственности и среды, а не простое воспроизводство наследственной программы развития.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся человек является особенно восприимчив к воздействующим на него факторам (среды, обучения, воспитания).

Социализация - развитие индивида в социальных условиях жизни, приобретение социального опыта.

Авторы-составители программы курса "Психология развития": профессор кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена, доктор психологических наук Е.И. Степанова; доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат психологических наук Ю.И. Виноградов

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №1 от 30 августа 2001 г.)

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
Система управления сайтом Host CMS
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39