Методы исследования в педагогике - это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теорий; методы описания, объяснения и прогнозирования; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования.
Научно-педагогические исследования осуществляются с помощью следующих методов: изучение и анализ литературы; наблюдение; изучение документов и результатов деятельности; эксперимент; анкетирование, интервьюирование; беседа; социометрия; референтометрия; парное сравнение и ранжирование; изучение и обобщение педагогического опыта; научно-педагогическая экспедиция; метод экспертных оценок.