Компонентами педагогического процесса являются: учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы деятельности, результаты, составляющие внутреннее единство.
Методы осуществления целостного педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения задач образования личности.
Образование - это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности. Образование - процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.
Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, есть педагогическая задача - основная единица педагогического процесса.
Педагогический процесс - совокупность специально организованных последовательных целенаправленных действий педагога и воспитанника (их взаимодействие) с целью образования, развития и формирования личности последнего.
Содержание педагогического процесса - это объем и характер знаний, умений и навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.