Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Приближение к уровню целостности происходит через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании образования социокультурного опыта, накопленного человечеством.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство следующих процессов:
- Процесса конструирования и усвоения содержания образования;
- Процесса делового взаимодействия педагогов и учащихся по усвоению содержания образования, что является целью взаимодействия;
- Процесса взаимодействия педагогов и учащихся на уровне личных отношений (неформальное общение);
- Процесса самостоятельного освоения школьниками содержания образования (самообразование и самовоспитание).