Логика развертывания воспитательного процесса предполагает, что с помощью методов вначале формируется положительное отношение, интерес, потребность проявить себя, попробовать свои силы в определенной сфере бытия, т.е. создается положительный мотив для вхождения в эту сферу и развивающего, созидательного влияния той деятельности, в которую включится личность.
На основе диагностики и самодиагностики формируются, прогнозируются совместно с детьми те необходимые изменения, которые должны произойти на индивидуально-личностном уровне, определяются жизненные цели и планы в этой области, перспективы развития. Таким образом достигается осознанность целеполагания и ощущение причастности к социальной сфере, в которую человек вступает.
Личности предлагается необходимый блок информации, обеспечивающей целостное представление о сфере самореализации, свободу и целесообразность действий в ней.
Параллельно идет включение в многообразную деятельность, где приобретается опыт, адекватный целям воспитания и полученной информации. Формируется система отношений, адекватных целям и приобретенному опыту деятельности.
Дается оценка, самооценка динамики личностных проявлений относительно спрогнозированных целей.
На основании рефлексии намечаются новые цели, конкретизируются и корректируются задачи воспитания.
При решении конкретной воспитательной задачи по отношению к определенному содержанию предметной деятельности, несущей воспитательный потенциал, обдумываются выбор и сочетание:
- Средств педагогического влияния;
- Форм взаимодействия взрослых и детей;
- Позиций, занимаемых взрослым и ребенком в совместной деятельности и общении;
- нравственно-психических ресурсов воспитателя как носителя позитивного опыта в каждой из сфер бытия.