Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.
Центральным противоречием, внутренне присущим процессу обучения и определяющим его развитие, является противоречие между требованиями, предъявляемыми поставленной учебно-познавательной задачей (при наличии мотивов учения), и уровнем подготовки (т.е. реальными возможностями) обучаемых к решению поставленной задачи.
На основе разрешения этого противоречия происходит развитие, как самого процесса обучения, так и его субъектов - учителей и учащихся.
Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие - единство деятельностей - преподавателя и учащихся, протекающее в определенных условиях. Таким образом, обучение с точки зрения деятельностей (процессов) - это преподавание и учение, субъектами которого и являются учителя и ученики.
Если рассматривать обучение с точки зрения состава процесса, то в состав процесса обучения входят следующие структурные элементы (состав) часто называемые компонентами процесса обучения: 1) целевой 2) стимулирующе- мотивационный 3) содержательный 4) контрольно- регулировочный 5) операционно-деятельностный 6) оценочно - результативный.
Целевой компонент отражает осознание педагогами и принятие учениками целей изучения темы, раздела, учебного предмета в целом.
Стимулирующе - мотивационный предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности и мотивов в решении учебно-познавательных задач. Причем, стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у учащихся положительных мотивов учения, индивидуального личностного смысла учения.