Педагогическая технология - это системно организованный на основе определенных принципов метод (способ) целенаправленного прогрессивного развития личности в целостном педагогическом процессе и (или) формирования различных педагогических объектов, обеспечивающих условия этого развития.
Сущность педагогической технологии рассматривается в рамках категории "метод (способ) деятельности". Педагогический смысл технологии заключается в том, что она есть способ изменения индивида в направлении его прогрессивного развития. Так как педагогическую технологию трактуют с позиции категории метода, то в качестве ее компонентов выделяют: цель, объект, подход, путь, моменты пути или движения к результату (фазы, стадии или этапы), процессы и операции, действия, частные методы действия и средства, используемые в них.
Учащийся и его различные личностные стороны, включенные в ситуацию развития, выступают как объект педагогической технологии. Предметом является изменение человека в направлении его прогрессивного развития. Цель тесно связана с объектом технологии, в качестве которого выступает учащийся. Взаимосвязанное рассмотрение цели и объекта педагогической технологии ставит учащегося в ее центр. Цель педагогической технологии выражает, какие изменения должны происходить в учащемся; она определяет содержание его нового качества как человека, индивидуальной личности и представляет собой систему формируемых в нем личностных свойств, знаний, умений и способностей. Наиболее полно и целостно становление нового качества личности учащегося происходит в процессе образования. При этом разные его стороны формируются обучением и воспитанием. Цель технологии не только выполняет функцию целостного представления содержания и уровня предполагаемого развития учащегося, но и является критерием достижения этого развития. Результативность технологии определяется сопоставлением достигнутого уровня развития учащегося с целевой моделью его развития. Исходя из этого цель технологии должна быть задана диагностично.