Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена

«Психология уверенности в себе» Владимир Ромек, 1999

Коррекция неуверенности в себе

Лучше всего конечно, не создавать условий для возникновения неуверенности, повышать уровень психологической грамотности родителей и воспитателей. Имеет смысл также соответствующим образом оснащать дошкольные учреждения и школы, с раннего детства достойно вознаграждать сложные, полезные для общества, виды деятельности, инициативу и нововведения. Далее, конечно, нужно поощрять, или, как минимум - позволять, разнообразие личных и личностных проявлений в той мере, в какой это не вредит личным проявлениям других. Все эти меры в большой степени могут обеспечить раннее предотвращение неуверенности, что, вне всякого сомнения, полезно для общества и каждого конкретного человека. Возможно, поэтому разработка и публикация программ тренинга уверенности в себе в самых разных вариантах - для детей, взрослых, родителей с детьми, супружеских пар, небольших организаций и т.д. - подготовка соответствующих специалистов поддерживается финансово и организационно правительствами и профессиональными организациями психологов и педагогов многих стран мира.

Опыт коррекции неуверенности в достаточной степени обобщен, его эффективность, медицинская и социальная безопасность теоретически и практически многократно проверены. Можно назвать несколько способов такого рода коррекции.

Во-первых, конечно, хорошие результаты дает систематическая работа над собой. В последнее время появилось много литературы теоретического и практического характера. В ней можно найти описание способов, с помощью которых можно избавиться от присущего вам чрезмерного волнения, страха в определенных социальных ситуациях. Разобравшись с сутью своих затруднений, можно попробовать на себе и  затем целенаправленно тренировать уверенные образцы поведения. Если этот путь почему-либо невозможен или для вас не эффективен, можно применить другой способ - записаться в группу тренинга уверенности к квалифицированному психологу, и, вместе с "товарищами по несчастью", тренировать необходимые навыки в группе, одновременно привыкая к новым способам оценки собственных действий и спокойствию в стрессовых ситуациях. Обычно этот путь в такой же мере более эффективен, в какой обучение в университете эффективнее самообразования. Большую позитивную роль играет новый опыт социального взаимодействия и влияние группы.

И, наконец, знания об условиях формирования уверенности в себе вы можете применять в воспитании собственных детей, в профессиональной педагогической деятельности, в общении с другими людьми.

Рекомендуемая литература:

  1. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. С.- Петербург: "Академический проект", 1998,190 с.
  2. Аннекен Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). Ростов-на- Дону. 1992. 61 с.
  3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. Москва: Вече. 1997. С. 318-407.
  4. Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург: Питер. 1997. С.220 - 221.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Москва: Прогресс. 1990. С.291-307.

 

Что такое уверенное или неуверенное поведение?

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводящей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо не только отказ от активных действий по достижению некоторых целей, но и отказ от этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. На "дефицит поведения" как на одну из причин неуверенности в себе впервые обратил внимание Арнольд Лазарус. Он предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и не адаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения А. Лазарус назвал "дефицитом поведения", и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. А. Лазарус также выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность, по сути, являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований.

Здесь мы назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации - т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

Рекомендуемая литература:

  1. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы "субъект затрудненного общения" // Психологический вестник РГУ, Вып. 2, часть 1, Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1997, с.24-41.
  2. Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург: Питер. 1997. С.234, 499-502.
  3. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1996. С. 138-146.
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39