Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена

Экзамен по "Теоретической педагогике" проводится в устной форме.

Экзамен состоит из двух частей: репродуктивной и творческой. Репродуктивная часть предполагает ответ студента на один из вопросов по программе учебной дисциплины. Творческая часть предусматривает поиск студентом путей разрешения одного из противоречий целостного педагогического процесса.

Критерии оценки:

"Отлично"- студент полно отвечает на первый вопрос и демонстрирует понимание сущности противоречия, предлагает пути, формы, методы его разрешения в практике, основываясь на гуманистической образовательной парадигме.

"Хорошо" - студент полно отвечает на первый вопрос, демонстрирует понимание сущности противоречия, предлагает отдельные пути, формы, методы его разрешения в практике.

"Удовлетворительно" - студент полно и правильно отвечает только на первый вопрос.

"Неудовлетворительно" - студент не полно отвечает на первый вопрос, не отвечает на второй вопрос.

Вопросы к экзамену

  1. Педагогика как наука: структура, функции, связь с другими науками.
  2. Методология педагогики. Объект и предмет педагогики. Функции образования.
  3. Категории педагогики.
  4. Методы педагогических исследований.
  5. Понятие о целостном педагогическом процессе: состав, структура, функции.
  6. Философские основы, движущие силы и сущностные характеристики целостного педагогического процесса.
  7. Педагогические цели: классификации, типы, виды.
  8. Логика развития и принципы организации целостного педагогического процесса.
  9. Понятие о педагогической задаче.
  10. Педагогический процесс: содержание, закономерности, формы организации, методы осуществления.
  11. Понятие об образовании. Образование как процесс.
  12. Состав и структура системы образования РФ.
  13. Аксиология образования.
  14. Образование как фактор развития личности.
  15. Образовательные концепции и парадигмы.
  16. Парадигмы личностно ориентированного образования.
  17. Концепция личностно ориентированного образования И.С.Якиманской.
  18. Аксиологическая концепция личностного воспитания.
  19. Дидактическая модель личностно ориентированного образования.
  20. Проективная модель личностно ориентированного обучения.
  21. Понятие о содержании образования. Концепции отбора содержания образования.
  22. Уровни представления содержания образования.
  23. Критерии и принципы отбора содержания образования. Требования, предъявляемые к содержанию образования.
  24. Учебный план ОУ. Рабочие учебные программы.
  25. Механизмы и факторы социализации.
  26. Типы воспитательных систем. Современное понимание сущности воспитания.
  27. Структура процесса воспитания.
  28. Сущностные свойства, единица и логика процесса воспитания.
  29. Коллектив. Типология коллективов.
  30. Стадии, условия, противоречия развития коллектива.
  31. Коллектив и личность.
  32. Процесс обучения: состав и структура.
  33. Функции и логика процесса обучения. Взаимосвязь преподавания и учения.
  34. Сущность педагогической технологии.
  35. Модели процесса обучения.
  36. Концепция процесса обучения.
  37. Ассоциативно-рефлекторная и деятельностная теории обучения.
  38. Понятие о дифференциации обучения.

Противоречия социально-педагогического уровня:

  1. между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
  2. между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;
  3. несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества, школы, учителей, родителей;
  4. между общественными интересами и интересами личности;

Противоречия организационно-педагогического уровня:

  1. между целями (учащегося, педагога) и содержанием их деятельности;
  2. между задачами (учащегося, педагога) и средствами их решения;
  3. между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
  4. между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебного процесса;
  5. между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
  6. между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками;
  7. между требованиями, предъявляемыми поставленной учебно-познавательной задачей (при наличии мотивов учения), и уровнем подготовки (т.е. реальными возможностями) обучаемых к решению поставленной задачи;
  8. между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
  9. между преимущественно фронтальным способом предъявления учебного материала на уроках и индивидуальным способом усвоения содержания учебного материала;
  10. между увеличением потока фактологических знаний и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
  11. между целями и результатами педагогического процесса.

Противоречия психологического, личностного уровня:

  1. между сознанием (учащегося, педагога) и их поведением; сознанием (учащегося, педагога) и их чувствами;
  2. между долгом (учащегося, педагога) и их поведением;
  3. между притязаниями (учащегося, педагога) и их реальными возможностями;
  4. между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанника к их осуществлению;
  5. между оценкой (учащегося, педагога) и их самооценкой;
  6. между коллективом и личностью;
  7. между коллективом и его отдельными членами или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими;
  8. между перспективами коллектива и отдельных воспитанников;
  9. между нормами поведения в коллективе и в стихийно сложившихся в нем группах;
  10. между отдельными группами воспитанников.
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39