Экзамен по "Теоретической педагогике" проводится в устной форме.
Экзамен состоит из двух частей: репродуктивной и творческой. Репродуктивная часть предполагает ответ студента на один из вопросов по программе учебной дисциплины. Творческая часть предусматривает поиск студентом путей разрешения одного из противоречий целостного педагогического процесса.
Критерии оценки:
"Отлично"- студент полно отвечает на первый вопрос и демонстрирует понимание сущности противоречия, предлагает пути, формы, методы его разрешения в практике, основываясь на гуманистической образовательной парадигме.
"Хорошо" - студент полно отвечает на первый вопрос, демонстрирует понимание сущности противоречия, предлагает отдельные пути, формы, методы его разрешения в практике.
"Удовлетворительно" - студент полно и правильно отвечает только на первый вопрос.
"Неудовлетворительно" - студент не полно отвечает на первый вопрос, не отвечает на второй вопрос.
Вопросы к экзамену
- Педагогика как наука: структура, функции, связь с другими науками.
- Методология педагогики. Объект и предмет педагогики. Функции образования.
- Категории педагогики.
- Методы педагогических исследований.
- Понятие о целостном педагогическом процессе: состав, структура, функции.
- Философские основы, движущие силы и сущностные характеристики целостного педагогического процесса.
- Педагогические цели: классификации, типы, виды.
- Логика развития и принципы организации целостного педагогического процесса.
- Понятие о педагогической задаче.
- Педагогический процесс: содержание, закономерности, формы организации, методы осуществления.
- Понятие об образовании. Образование как процесс.
- Состав и структура системы образования РФ.
- Аксиология образования.
- Образование как фактор развития личности.
- Образовательные концепции и парадигмы.
- Парадигмы личностно ориентированного образования.
- Концепция личностно ориентированного образования И.С.Якиманской.
- Аксиологическая концепция личностного воспитания.
- Дидактическая модель личностно ориентированного образования.
- Проективная модель личностно ориентированного обучения.
- Понятие о содержании образования. Концепции отбора содержания образования.
- Уровни представления содержания образования.
- Критерии и принципы отбора содержания образования. Требования, предъявляемые к содержанию образования.
- Учебный план ОУ. Рабочие учебные программы.
- Механизмы и факторы социализации.
- Типы воспитательных систем. Современное понимание сущности воспитания.
- Структура процесса воспитания.
- Сущностные свойства, единица и логика процесса воспитания.
- Коллектив. Типология коллективов.
- Стадии, условия, противоречия развития коллектива.
- Коллектив и личность.
- Процесс обучения: состав и структура.
- Функции и логика процесса обучения. Взаимосвязь преподавания и учения.
- Сущность педагогической технологии.
- Модели процесса обучения.
- Концепция процесса обучения.
- Ассоциативно-рефлекторная и деятельностная теории обучения.
- Понятие о дифференциации обучения.
Противоречия социально-педагогического уровня:
- между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;
- несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества, школы, учителей, родителей;
- между общественными интересами и интересами личности;
Противоречия организационно-педагогического уровня:
- между целями (учащегося, педагога) и содержанием их деятельности;
- между задачами (учащегося, педагога) и средствами их решения;
- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
- между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебного процесса;
- между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
- между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками;
- между требованиями, предъявляемыми поставленной учебно-познавательной задачей (при наличии мотивов учения), и уровнем подготовки (т.е. реальными возможностями) обучаемых к решению поставленной задачи;
- между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
- между преимущественно фронтальным способом предъявления учебного материала на уроках и индивидуальным способом усвоения содержания учебного материала;
- между увеличением потока фактологических знаний и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- между целями и результатами педагогического процесса.
Противоречия психологического, личностного уровня:
- между сознанием (учащегося, педагога) и их поведением; сознанием (учащегося, педагога) и их чувствами;
- между долгом (учащегося, педагога) и их поведением;
- между притязаниями (учащегося, педагога) и их реальными возможностями;
- между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанника к их осуществлению;
- между оценкой (учащегося, педагога) и их самооценкой;
- между коллективом и личностью;
- между коллективом и его отдельными членами или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими;
- между перспективами коллектива и отдельных воспитанников;
- между нормами поведения в коллективе и в стихийно сложившихся в нем группах;
- между отдельными группами воспитанников.