Вопросы к экзамену
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Место педагогической психологии среди отраслей психологической и педагогической науки.
- Основные этапы становления педагогической психологии.
- Структура педагогической психологии.
- Методы исследования, используемые в педагогической психологии. Источники информации как основания методов педагогической психологии.
- Основные тенденции развития современного образования.
- Образовательный процесс как объект исследования педагогической психологии.
- Понятие образовательной парадигмы. Истоки и сущность гуманистической образовательной парадигмы. Сравнительный анализ проявлений традиционной и гуманистической парадигм в образовательном процессе.
- Понятие о личностно-деятельностном подходе к образовательному процессу.
- Проявления личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу с позиции учителя.
- Проявления личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу с позиции учащегося.
- Понятие субъекта деятельности. Общая характеристика субъектов образовательного процесса.
- Специфические особенности учащихся как субъектов образовательного процесса.
- Специфические особенности родителей как субъектов образовательного процесса.
- Педагог как субъект образовательного процесса.
- Особенности психических проявлений учителя и учащихся в образовательном процессе.
- Учет психологических особенностей взаимоотношений учащегося со сверстниками и педагогами в образовательном процессе на разных этапах обучения.
- Понятие учебной деятельности, ее отличие от научения.
- Основные характеристики учебной деятельности.
- Деятельностные характеристики учебной деятельности.
- Предметное содержание, средства и способы учебной деятельности.
- Продукт учебной деятельности и ее результат.
- Внешняя структура учебной деятельности.
- Особенности мотивации учебной деятельности обучающихся на разных ступенях обучения. Формирование учебной мотивации.
- Основные факторы, методы и приемы формирования познавательных интересов обучающихся.
- Управление учебной деятельностью школьника со стороны учителя.
- Различие учебных операций выполняемых учащимися при осуществлении учебных действий в традиционном и развивающем обучении.
- Понятие учебной ситуации. Состав учебной ситуации. Место учебной ситуации в образовательном процессе.
- Общие характеристики учебной задачи. Психологические требования к учебной задаче.
- Проблемное обучение и его роль в развитии учащегося.
- Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности.
- Общая характеристика процесса усвоения. Этапы, стадии усвоения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Формирование навыка в процессе усвоения.
- Самостоятельная работа учащихся как высшая форма учебной деятельности.
- Прочность усвоения и ее обеспечение во взаимодействии учителя и учащихся.
- Личностная обусловленность усвоения и ее обеспечение во взаимодействии учителя и учащихся.
- Действенность усвоения и ее обеспечение во взаимодействии учителя и учащихся.
- Учитель как субъект педагогического труда.
- Понятие о продуктивности педагогической деятельности.
- Педагогические функции и умения.
- Понятие об индивидуальном стиле деятельности педагога и обучающегося.
- Основные виды стилей педагогической деятельности.
- Становление профессионализма педагога.
- Акмеологические инварианты в педагогической деятельности. Объективные и субъективные условия достижения "акме" в педагогической деятельности.
- Общая характеристика взаимодействия субъектов в образовательном процессе.
- Психологические механизмы воспитания как процесса освоения обучающимися человеческой культуры.
- Основные задачи психологической службы в образовательном учреждении.
- Основные задачи, аспекты и методы, используемые для психодиагностики субъектов образовательного процесса.
- Анализ внедрения идей гуманистической образовательной парадигмы в учебный процесс на факультете.
Критерии оценок на экзамене
- "Отлично" - студент понимает сущность рассматриваемых понятий, полно раскрывает вопрос, способен привести примеры из практики
- "Хорошо" - студент понимает сущность рассматриваемых понятий, но недостаточно полно раскрывает вопрос; способен привести примеры из практики
- "Удовлетворительно" - студент воспроизводит материал, не понимая в полной мере сущности рассматриваемых понятий; приводит отдельные примеры
- "Неудовлетворительно" - студент не может воспроизвести материал, не понимает сущности рассматриваемых понятий, не способен привести примеры из практики