Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Кафедра акмеологии образована в РГПУ им. А. И. Герцена в сентябре 1996 года на базе существовавшей с 1975 года кафедры педагогики и психологии профтехобразования и является ее естественной преемницей.

В 60-70 годы перед системой профтехобразования стояли задачи подготовки квалифицированных рабочих для различных сфер производства, что определяло потребность в квалифицированных преподавателях разнопрофильных ПТУ. Если педагогические Вузы обеспечивали ПТУ специально подготовленными преподавателями общеобразовательных дисциплин, то совсем иначе обстояло дело с мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. Мастера производственного обучения в большинстве случаев имели среднее техническое образование. Отсутствие у них педагогического образования негативно сказывалось на организации учебно-воспитательного процесса, ибо именно от них во многом зависело решение главной задачи - обеспечение общего и специального развития учащегося как основы подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Это обстоятельство и послужило основанием для открытия в ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1971 году по инициативе ректора, профессора, члена-корреспондента АПН СССР Александра Дмитриевича Боборыкина факультета подготовки инженерно-технических работников системы профтехобразования.

Первым деканом факультета был известный дидакт, доцент, кандидат педагогических наук Константин Павлович Королев. Ему удалось объединить творческих педагогов и психологов для решения сложной задачи - помочь восхождению к вершинам профессионализма работникам системы профтехобразования.

На факультете проходили педагогическую подготовку преподаватели специальных и общетехнических дисциплин ПТУ из разных регионов страны. Обучение осуществлялось с отрывом от работы в течение 4-х месяцев. С момента создания кафедры педагогики и психологии профтехобразования долгие годы ее плодотворно руководила Екатерина Ивановна Степанова, профессор, доктор психологических наук, академик ААН - ученица создателя ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева.

На кафедре работали доценты К.П. Королёв (с 1975 по 1979 год), Л.П. Дунаева-Яковлева (с 1975 по 1982 год), Б.И. Переверзев (с 1975 по 1985 год), Л.А. Даниличева (с 1975), Л.А. Балакирева (с 1978 года), Н.Н. Коршунова, В.А. Ченобытов (с 1984 года), Эхов С.Ф. (с 1988 года).

С организацией кафедры заметно улучшилась педагогическая подготовка слушателей факультета, т.к. была определена единая стратегия педагогической подготовки кадров для ПТУ на основе принципов гуманизации и достижения высоких результатов педагогической деятельности с формированием в период обучения готовности к реализации актуальных образовательных и воспитательных задач. Этому способствовали организация на кафедре научно-исследовательской работы и создание единого методического комплекса психолого-педагогических и специальных дисциплин. Научно-исследовательская работа кафедры была тесно связана с научно-методической, что способствовало соединению педагогической теории с практикой. Осуществлялось исследование проблем обучения взрослых, социальной психологии, профессиональной ориентации, истории отечественной психологии и профессионального образования, педагогического и методического мастерства, культуры и компетентности преподавателя, профессионального обучения и трудового воспитания.

На первом этапе исследования был опубликован сборник научных трудов "Педагогика и психология в системе профтехобразования" (ред. Е.И. Степанова, 1978 год). В дальнейшем появились методические разработки в помощь слушателям факультета: "Психологический анализ урока", "Методический анализ урока", "Методические рекомендации по составлению психологической характеристики учащихся ПТУ", "Методические разработки к семинарским и практическим занятиям по курсу "Общая и возрастная психология"", "Учебные задания к практическим занятиям по методике преподавания спецдисциплин", "Индивидуальный подход к учебной работе классного руководителя и мастера профтехобразования", "Как сделать урок увлекательным", "Профессионально-психологическая подготовка к труду в условиях интенсификации производства" и др. Все эти издания можно рассматривать как связь науки с практикой, воплощение теоретических разработок в практические рекомендации, необходимые преподавателям ПТУ. За 20 лет сотрудниками кафедры была проведена огромная работа по психолого-педагогической подготовке специалистов для системы ПТО. Более двух тысяч мастеров производственного обучения, преподавателей спецтехнологии училищ страны получили в стенах ЛГПИ им. А.И. Герцена современные знания по педагогике, психологии, методике учебной и воспитательной работы, повысили свою квалификацию.
В 1988 году, в связи с закрытием факультета педагогической подготовки ИТР ПТО, кафедра педагогики и психологии ПТО продолжила свою деятельность на индустриально-педагогическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В этот период сотрудники кафедры активно работали над исследованием проблемы становления учителя трудового обучения как субъекта профессионально-педагогической деятельности. Результатом явились гуманизация и гуманитаризация профессиональной подготовки выпускников факультета, создание учебного плана факультета, построенного на идеях самореализации личности в профессионально-педагогической деятельности и имеющего культурологическую направленность, обновление содержания психолого-педагогических дисциплин, использование личностно-ориентированных технологий обучения специалистов для системы образования.

С 1991 по 1996 год кафедру возглавлял Анатолий Михайлович Зимичев, профессор, доктор психологических наук, вице-президент и академик ААН. Во многом именно под его влиянием сотрудники кафедры заинтересовались проблемами интенсификации профессионального обучения, системотехники, педагогического проектирования, педагогической эргономики и акмеологии.

К этому времени существенно изменился индустриально-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена, и на повестку дня встал вопрос о подготовке специалиста современного уровня - учителя технологии и предпринимательства.

Учитель технологии и предпринимательства - это специалист особого рода, он должен обладать фундаментальными общенаучными знаниями, знаниями в области современных технологий и в сфере предпринимательской деятельности. Теоретические и практические результаты, полученные в ходе научных исследований кафедры этого периода, были положены в основу создания концепции развития факультета, программы опытно-экспериментальной работы по переходу на многоуровневую систему подготовки специалистов, а также нового учебного плана факультета. Именно в этот период встал вопрос о переименовании кафедры. Ввиду изменившихся социокультурных и образовательных тенденций название кафедры уже не отражало решаемых ею задач, как в научно-исследовательской, так и в научно-методической работе. Демократизация общественной жизни стимулировала интенсивное развитие акмеологической науки - отрасли научного знания, возникшей на стыке естественных, социальных и гуманитарных наук, у истоков которой стоял Борис Герасимович Ананьев. Акмеология изучает феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Особенно актуальным направлением разработок в современной акмеологии является изучение профессионализма человека как высшей ступени в его развитии в качестве субъекта познания, труда и общения, определение главных параметров профессионализма.

В 1996 году кафедра педагогики и психологии ПТО была переименована в кафедру акмеологии. С 1996 года заведующим кафедрой акмеологии является Сергей Федорович Эхов, доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент ААН.

В этот период в центре внимания сотрудников кафедры находится научно-методическое обеспечение многоступенчатой подготовки специалистов в условиях высшего профессионального педагогического образования. Кафедра работает над научно-исследовательской темой "Акмеологическое обеспечение подготовки специалиста в сфере образования (по специальности 03.06.00 - технология и предпринимательство)".

Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования представляет собой уникальный феномен подготовки специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области общекультурных, общенаучных, психолого-педагогических, специальных профильных дисциплин, которые в современных условиях становятся остро востребованными не только в сфере образования, но и во многих других сферах жизни общества. Системное психолого-педагогическое знание, которое осваивает студент университета, обладает не только предметной, но и преобразующей силой - оно при определенных условиях "включает" в человеке им обладающим внутренние механизмы "восхождения к индивидуальности", раскрытия потенций личностной и профессиональной самореализации.

Однако, как показывает практика, это преимущество системы высшего профессионального педагогического образования используется не всегда и не в полной мере.

Качество специалиста в сфере образования характеризует его способность не только эффективно выполнять функции профессионально-педагогической деятельности (решать типичные и нестандартные проблемы и задачи, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащихся), но и активно "выстраивать" свою индивидуальность, как важнейший фактор достижения вершин профессионализма в различных видах деятельности.

Акмеология как междисциплинарная область исследований изучает главную особенность взрослого состояния человека в отличие от детства и юности - достижение зрелости (умственной, гражданской, трудовой), профессионализма и расцвета творческих способностей в различных видах профессиональной деятельности (Е.И. Степанова).

К сожалению, акмеологические подходы пока еще недостаточно широко внедряются в образовательную практику высшей педагогической школы. Это отчасти связано с процессом становления акмеологии как науки, с естественным уточнением ее предмета, а также с непониманием частью преподавателей высшей школы специфики акмеологического знания.

Совершенствование подготовки специалистов в многоступенчатой системе высшего профессионального педагогического образования связано, прежде всего, с поиском средств и организационно-педагогических условий становления студентов субъектами собственного личного и профессионального развития и максимальной самореализации, и в этой связи субъектами учебной, а затем и профессиональной деятельности. Все это требует более целенаправленного использования акмеологических идей, принципов, закономерностей и технологий в содержании профессиональной подготовки в условиях высшего профессионального педагогического образования.

Таким образом, речь может идти о разработке системы акмеологической подготовки специалистов в условиях высшего профессионального педагогического образования.
Можно обозначить несколько путей внедрения акмеологических знаний в содержание профессиональной подготовки специалиста сферы образования.
Одним их них является выделение акмеологических идей в нормативных психолого-педагогических курсах и использование акмеологических технологий в образовательном процессе.

Научно-исследовательская работа, проведенная преподавателями кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена, позволила:

  1. Найти "акмеологический стержень" в содержании психолого-педагогической профессиональной подготовки специалистов;
  2. Согласовать основные, ключевые понятия, используемые для раскрытия акмеологических идей в содержании читаемых курсов, составить акмеологический глоссарий;
  3. Выделить акмеологические модули в содержании профессиональной подготовки специалистов на разных ступенях высшего педагогического образования;
  4. Определить основные направления и подходы к разработке методологии и процедур акмеологической диагностики студентов -будущих специалистов.
Другой, не менее важный путь - разработка программ собственно акмеологических дисциплин и включение их в учебный план за счет национально-регионального (вузовского) компонента ГОС и курсов по выбору.
В этот период с кафедрой активно сотрудничала Валерия Николаевна Максимова, профессор, доктор педагогических наук, действительный член ААН. Разработанный и прочитанный ею курс "Школьная акмеология" вызвал интерес у студентов и стал основой для разработки курсов "Акмеология образования", "Введение в педагогическую акмеологию".

Программы акмеологических дисциплин разработаны и прошли апробацию на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена: Основы самопознания и саморазвития личности, Акмеологический тренинг, Педагогическая акмеология, Социальное проектирование, Педагогический менеджмент, Психология управления персоналом, Профессиональная акмеология, Психология взрослых: экспериментальная психология, Акмеология образования, Психология профессиональной деятельности, Акмеография.

В последнее время сотрудники кафедры акмеологии опубликовали научно-методические работы, обеспечившие переход факультета и кафедры к новому учебному плану, соответствующему новому государственному образовательному стандарту высшего профессионального педагогического образования

В настоящее время кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена осуществляет:

  1. Экспериментальное акмеологическое изучение студентов по разработанной программе.
  2. Разработку диагностических методик изучения успешности студента в учебной и профессиональной деятельности.
  3. Апробацию акмеологических курсов и создание их комплексного методического обеспечения.
  4. Внедрение в содержание образовательного процесса научных разработок в сфере акмеологии, акмеологические методы обучения и подходы к сопровождению профессиональной подготовки специалистов;
  5. Направленность УНИРС и НИРС на изучение акмеологических проблем подготовки специалистов в сфере технологии и предпринимательства;
  6. Установление научных связей со специалистами и организациями, занимающимися проблемами акмеологии;
  7. . Формирование банка научной информации по акмеологическим проблемам;
  8. Развитие координационных связей с учеными других кафедр университета, вузов, научных организаций, образовательных учреждений города и России в проводимых исследованиях;
  9. Активную пропаганду новых подходов в профессиональной подготовке специалистов, в том числе акмеологической, через выступления перед научной и педагогической общественностью, через научные и методические публикации.
Кафедра акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена, разрабатывая теоретические и методические основы акмеологической подготовки специалистов в условиях высшего педагогического образования, приглашает к сотрудничеству специалистов в области акмеологии образования, профессиональной и педагогической акмеологии.
Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39