Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Беспалов Игорь Александрович,
аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС,
г. Москва
Феномен личностного потенциала в контексте акмеологии

 На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, существует целый ряд научных работ, посвященных изучению феномена личностного потенциала (Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Байер И.В., Дроздов И.Н., Зубова О.Н., Маркин В.Н., Дьячкова Е.В., Ходаева Е.П. и др.). По мнению многих исследователей, изучение потенциала человека важно для целостного понимания личности в ее поступательном развитии, характерного для акмеологии. Понятие «потенциал» рассматривается на кафедре акмеологии преимущественно в контексте управленческой деятельности кадров государственной службы РФ. По мнению А.А.Деркача, феномен потенциала в акмеологии, содержательно отражает сущность двух общих законов акмеологии:

1. Закон самовыражения личности в профессии;

2. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала.

Таким образом, можно говорить об интегральной взаимосвязи личностного потенциала с профессиональным потенциалом. Феномен личностно-профессионального потенциала содержательно полно раскрыт в докторской работе В.Н.Маркова. По мнению Маркова, понятие «потенциал» как психологический феномен, интегрально описывает феномены мотивов и способностей (Рис 1).

Hbc1

Рис. 1. Потенциал, как интегральное описание способностей и мотивов личности

Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала (нереализованная часть потенциала). В этой связи несомненный научный интерес представляет собой рассмотрение феномена потенциала через призму концепции Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития таким образом – это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития выступает как потенциал развития, зона возможного роста. Особо стоит отметить тот факт, что, согласно концепции Выготского, для того, чтобы индивид смог осуществить переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития, необходимо те только наличие у него мотивации к развитию, но и сформированность соответствующих внутренних функций и структур (физиологических, психологических, ценностно-смысловых и др.), которые являются важными предпосылками готовности совершить этот переход. Личностный потенциал рассматривается Марковым как «самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов». Личность зрелого человека включена также в сферу профессиональных отношений. Посредством профессиональной деятельности личность не только создает общественно-полезный продукт, но и, что не менее важно, самореализуется через профессиональную деятельность. Это означает, что личностный потенциал человека раскрывается в профессиональной деятельности через профессиональную самореализацию. В.Н.Марков предлагает рассматривать личностно-профессиональный потенциал как часть личностного. Личностно-профессиональный потенциал, обеспечивающий прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности, рассматривается в качестве основы становления профессионализма личности, дополняя набор акмеологических инвариантов профессионализма. Личностно-профессиональный потенциал рассматривается как совокупность внутренних ресурсов человека, определяющих его профессиональные возможности. Основные направления реализации потенциала личности: внешнее, направленные на биосферу, социум, техносферу и инфосферу; внутреннее, связанное с направленностью личности и имеющее иерархическую структуру, которая объединяет различные уровни потенциала (биологический, психофизиологический и личностный) и опирается на переход от энергетической саморегуляции индивида к ценностно-смысловому самоуправлению личности. Таким образом, можно говорить о двухвекторной направленности реализации потенциала личности (Рис 2):

Hbc2

Рис. 2. Два вектора реализации потенциала личности

В.Н.Марков предлагает следующую иерархическую модель описания потенциала человека, как социально-личностной системы (Рис. 3):

hbc3

 Рис. 3. Строение потенциала человека как социально-личностной структуры (по В.Н.Маркову)

Личностно-профессиональный потенциал рассматривается в соотношении возможностей личности и требований профессии (Рис. 4).

hbc4

Рис. 4. Строение личностно-профессионального потенциала (по В.Н.Маркову)

Несомненный научный и практический интерес представляет собой попытка рассмотреть акмеологическое содержание личностного потенциала человека. Наличие акмеологического компонента в структуре личностного потенциала указывает на возможность его реализации по акмеологической траектории, т.е. личностно-развивающей. Это означает, что человек использует свои внутренние ресурсы как возможности для развития. При этом, как уже было отмечено, развивающие действия могут иметь два вектора направленности: на самого себя и на внешний мир. С точки зрения акмеологии, такая двухвекторная модель акмеологической реализации личностного потенциала человека есть не что иное, как отражение двух сторон единого процесса – антропосоциогенеза. Становление и развитие человека протекает в тесной взаимосвязи с процессом становления и развития общества и эти два процесса оказывают друг на друга взаимное влияние. Таким образом, реализуя свой личностный потенциал по акмеологической траектории, человек оказывает развивающее воздействие как на самого себя, так и на социум, и эти два процесса взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Эту идею развивают исследователи В.В. Ильин и С.Д.Пожарский с точки зрения социальной синергетики. Они отмечают, что человек, в известном смысле – продукт своей собственной практической деятельности. Изменяя мир, человек изменяет и самого себя, как в материальном, так и в духовном отношении. Таким образом, акмеологический потенциал каждого индивида аккумулируется в акмеологическом потенциале социума и является предпосылкой развития социальной системы. В связи с этим, феномен акмеологического потенциала и предпосылок его формирования и раскрытия приобретают научную новизну, актуальность и практический интерес.

Проанализировав вышеозначенные подходы, мы можем сделать вывод о том, что категория потенциала представлена в системе личности, а также в характеристиках, образующих структуру человека как индивида и субъекта деятельности. В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе её жизненного пути. Под ресурсами мы понимаем набор средств, которые могут быть задействованы человеком для достижения определенной цели или получения определенных результатов. Таким образом, к категории внешних ресурсов нами могут быть отнесены различные объекты, субъекты, явления и процессы внешнего мира: люди (человеческие ресурсы), материальные предметы (материальные ресурсы), внешние явления, события и т.д. В свою очередь, категория внутренних ресурсов может быть представлена в виде совокупности внутренних состояний, установок, ценностей, общих и специальных способностей, продуктов мыслительной и творческой деятельности, ментальных, поведенческих стратегий и т.д.

Предложенное выше определение личностного потенциала согласуется и обобщает проанализированные научные парадигмы отечественных и зарубежных исследователей. Однако ключевая особенность нашего определения заключается в том, что личностный потенциал рассматривается как нейтральный ресурс, который может раскрыться в различных вариациях и по различным жизненным сценариям. В этой мере, раскрытие личностного потенциала предопределяет жизненный путь личности, который является уникальным вариантом раскрытия и использования личностью своих ресурсов, преобразованных в возможности. Проблема же заключается в том, что раскрытие личностного потенциала не всегда может приводить к гармоничному развитию и совершенствованию личности (и его проявления в виде влияния на окружающую действительность, социум). В истории известны случаи, когда выдающиеся личности, являющиеся общественными и политическими деятелями, использовали свой личностный потенциал не для развития себя и социума, а наоборот, реализовывали его по деструктивному вектору, что приводило к дестабилизации общества, возникновению социальных, межрасовых и межнациональных конфликтов. В связи с этим, нам представляется важным рассмотреть феномен потенциала через призму акмеологии, выделить в его структуре такие компоненты, которые способствуют развитию личности по акмеологическому вектору, главная характеристика которого была определена В.Н.Маркиным, как «человекомерность». Не менее важным нам представляется также анализ факторов, формирующих в личности акмеологический вектор развития, таких, как акмеологическая культура, инновационная рефлексия, акмеологические потребности и т.д.

С целью решения этих задач мы обращаемся к рассмотрению сущности акмеологического подхода и попытаемся соотнести его с феноменом потенциала личности. Для этого нам представляется проанализировать, прежде всего, базисные положения, которые лежат в основе акмеологического подхода.

Акмеология начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-е годы ХХ столетия. Основными предпосылками послужили работы Н.А.Рыбникова и Б.Г.Ананьева, сущность которых заключалась в формировании комплексного подхода к изучению человека, а также тех этапов его жизненного пути, которые являлись максимально эффективными с точки зрения самореализации и результатов деятельности человека. Термин «АКМЕ» в переводе с древнегреческого буквально означает «вершина», «пик» в развитии чего-либо. Применительно к изучению человека «акме» стало обозначать тот период жизни человека, когда он находится на вершине своего профессионального и личностного развития. А.А.Деркач, являющийся одним из основателей акмеологии как самостоятельной научной дисциплины, указывает, что основной задачей акмеологии является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида, личности и субъекта деятельности, и достижение им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня [1].

По мнению А.А.Деркача, “сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый”. Говоря о задачах акмеологии как теоретико-практической области знания, необходимо указать, что акмеология, прослеживая механизмы и результаты воздействий на человека (как внутриличностных, так и средовых), ставит и решает задачи разработки такой организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости [3].

Е.В.Селезнева говорит о том, в настоящее время акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью.

В работах некоторых авторов предмет акмеологии расширяется от конкретного человека до различных социальных групп (управленческой команды, народа, энтоса и т.д.), где также фиксируются этапы «акме» в их развитии (Е.А.Яблокова, А.П.Федоркина, Ю.В.Синягин, В.Н.Маркин). Кроме того, различные авторы (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский) рассматривают с позиций акмеологии не только возрастной этап в развитии человека, но и достижение человеком вершин в отдельных видах деятельности (прежде всего, в профессиональной) или сферах жизни (общественной, семейной, духовной и др.). Таким образом, можно говорить о том, что человек накапливает потенциал в различных сферах своей жизни и, соответственно, имеет множество потенциальных возможностей собственного развития и совершенствования в различных направлениях. “Достигая «акме» в одной своей ипостаси, человек может достичь «акме» и в другой”. При этом человек переходит в новое качество, его потенциалы и возможности меняются, однако сама способность достигать «акме» остается. Это утверждение подтверждает идею К.Маркса о том, что человек есть существо не завершенное и стремящееся к постоянному процессу достраивания самого себя. В свою очередь, К.Д.Вентцель, говорит о том, что человек развивается благодаря прирожденному стремлению к своей целостности, непротиворечивости, путем раскрытия генетически обусловленных сил.

Согласно системному подходу к акмеологии, человек рассматривается как онтологически неоднородная неравновесная открытая система, развивающаяся как единое целое и непрерывно стремящееся к оптимальному уровню функционирования. Таким образом, целостность личности с позиций акмеологии обеспечивается согласованностью описанных выше основных составляющих личностной структуры, предложенных С.Л.Рубинштейном. Проблема достижения целостности личности является в настоящее время объектом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, данная проблематика является актуальной для исследователей, занимающихся вопросами изучения психологии профессиональной деятельности субъекта.

Применительно к теме нашего диссертационного исследования, представляется важным обратить внимание на проблему соотношения творческих и акмеологических способностей личности. А.А.Деркач указывает на то, что развитие творческого потенциала во многом обусловлено развитием способности к рефлексии, как механизму переосмысления стереотипов сознания, поведения, общения и мышления [3]. Это положение подчеркивает важность формирования рефлексивной культуры, как механизма личностного и профессионального развития. Детальному рассмотрению проблеме соотношения творческих и акмеологических способностей личности посвящена кандидатская диссертация О.Н.Зубовой. В своем исследовании Зубова приходит к выводу, что творческие и акмеологические способности имеют как специфическую, особенную структуру, так и некоторые общие компоненты, благодаря которым становится возможным преобразование творческих способностей в акмеологические. Соответственно, творческие способности являются источником для формирования акмеологических способностей, которые, в свою очередь, представляют собой новообразования более высокого уровня. Таким образом, творческий потенциал личности может трансформироваться в её акмеологический (личностно-развивающий) потенциал. Однако возникает вопрос, какие предпосылки и возможности необходимо создать, чтобы обеспечить данный переход? Проанализировав ряд акмеологических подходов к изучению данной проблемы (А.А.Деркач, Е.В.Селезнева) мы пришли к выводу, что для того, чтобы обеспечить эффективное развитие творческих способностей и создать предпосылки для формирования на их основе акмеологических способностей, необходимо сформировать в личности новообразование – её акмеологическую культуру. В широком понимании, культура представляет собой характеристику способа деятельности. Е.В.Селезнева в своей монографии определяет акмеологическую культуру как новообразование личности, обеспечивающее человеку ускорение качественного роста, закрепление новых достижений в этом росте и подготовку к новому росту. Акмеологическая культура предстает в виде способности субъекта оптимально использовать имеющиеся у него ресурсы в процессе решения поставленных задач и собственного развития. В исследованиях А.А.Деркача акмеологическая культура рассматривается также как личностное новообразование человека, однако как новообразование она возникает лишь в том случае, если человек целенаправленно и осознанно развивает её в себе. Деркач также добавляет, что стимулирование развития акмеологических способностей личности возможно благодаря включению человека труда в акме-ориентированный процесс развития, что, очевидно, требует от него развития новых специфических качеств. Это высказывание имеет большое значение при дальнейшем рассмотрении нами феномена акмеологического потенциала и процесса становления и развития профессионального «Я» управленческих кадров государственной службы (которая является полем профессиональной деятельности и развития).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в структуре потенциала личности, несомненно, существуют акмеологические компоненты, целенаправленное развитие которых создает предпосылки для формирования акмеологического потенциала, который является основой движения личности по акмеологическому вектору развития.

Список использованной литературы:

1. Учебник «Акмеология». - М.: РАГС, 2004.

2. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: Монография. - М., 1999.

 3. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 1999.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.-Воронеж, 2004.

5. Зубова О.Н. Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих. - М.: РАГС, 2004.

6. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.

7. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб.: Политехника, 2003.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39