Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество часов на дисциплину: 44
Количество аудиторных часов на дисциплину: _11_, из них лекций 11
Цель дисциплины:
Ознакомление магистрантов с основными психологическими характеристиками любой профессиональной деятельности, а также с психологическими закономерностями продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической и предпринимательской деятельности.
Задачи дисциплины:
- Освоение основных понятий психологии профессиональной деятельности и профессиональной акмеологии;
- Формирование ценностного отношения к психологическим закономерностям профессиональной самореализации, к объективным и субъективным факторам достижения профессионализма в педагогической и предпринимательской деятельности;
- Овладение умением анализа психологических характеристик профессиональной деятельности, как предпосылкой достижения ее продуктивности и эффективности;
- Осуществление самодиагностики личностных свойств и качеств магистрантов, значимых для эффективного и продуктивного выполнения профессиональной деятельности.
Научность - принцип, предполагающий рассмотрение материала в соответствии с закономерностями, выявленными психологией труда, психологией профессиональной деятельности, профессиональной акмеологией.
Преемственность - принцип, предполагающий опору на знания, сформированные у магистрантов при изучении дисциплин психолого- педагогического цикла (Введение в психологию, Психология развития, Социальная психология, Педагогическая психология, Теоретическая педагогика, Профессиональное самоопределение и карьера).
Личностная ориентированность - принцип ориентации содержания и организации курса на потребности слушателей, на развитие их субъектной позиции в личностном и профессиональном самопознании и саморазвитии.
Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль освоения курса осуществляется в процессе
индивидуальных собеседований и консультаций магистрантов с
преподавателем, при выполнении ими заданий для самостоятельной
работы, в ходе обсуждения результатов диагностики и самодиагностики.
Итоговая аттестация
Формой контроля усвоения учебной программы является зачет.
Примерные вопросы к зачету:
- Перечислите отрасли психологической науки, изучающие различные характеристики профессиональной деятельности.
- Охарактеризуйте основные стороны профессионального труда.
- Что представляет из себя модель специалиста?
- В чем отличие профессиограммы и психограммы?
- Что такое профессионализм деятельности, в чем он проявляется?
- Охарактеризуйте уровни и этапы профессионализма в деятельности.
- Как связаны процессы социализации и профессионализации?
- В чем проявляется мотивационная сфера профессионализма?
- В чем проявляется операционная сфера профессионализма?
- Охарактеризуйте особенности профессионального сознания, самосознания.
- Охарактеризуйте особенности профессионального мышления.
- Как связаны профессиональная среда и профессионализм?
- Как связаны профессионализм и профессиональная карьера?
- Каковы основные препятствия для достижения профессионализма?
- Охарактеризуйте одну из известных вам моделей оценки профессионализма в деятельности.
- Каковы психологические особенности проявления профессионализма в педагогической деятельности?
- Каковы психологические особенности проявления профессионализма в предпринимательской деятельности?
- Охарактеризуйте свои психологические особенности в связи с занятием преподавательской или предпринимательской деятельностью.
Основное содержание:
Профессиональная деятельность человека.
Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет,
цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной
деятельности. Стороны профессионального труда. Модель специалиста.
Профессиограмма. Психограмма. Профессионализм. Компетентность.
Квалификация. Стороны и критерии профессионализма.
Становление профессионализма.
Психологические закономерности становления профессионала, общие для
разных профессий.
Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и
личностное самоопределение. Профессионализация и социализация.
Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная
адаптация. Операциональная сфера профессионализма.
Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное
сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество.
Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность.
Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и
возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к
профессионализму.
Профессионализм педагогической деятельности.
Различные подходы к определению и диагностике профессионализма
педагогической деятельности.
Системный подход к моделированию профессионализма педагогической
деятельности (Н.В. Кузьмина).
Модульное представление профессиональной компетенции педагога А.К.
Марковой.
Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога как
модель трех уровней его профессионализма (В.П. Симонов).
Акмеологическая диагностика педагогического мастерства (Ю.А. Гагин).
Профессионально-педагогическая карьера. Аттестация педагогических
кадров как форма оценки и совершенствования профессионализма.
Психология предпринимательской деятельности.
Предпринимательская активность человека. Предпринимательское
поведение человека. Основные признаки и психологические
характеристики предпринимательской деятельности. Предпринимательские
способности, их диагностика и развитие.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа магистрантов по курсу предполагает работу с
основной и дополнительной литературой, изучение различных моделей
профессионализма в педагогической и предпринимательской деятельности,
самодиагностику профессионально-значимых личностных свойств и
качеств, анализ результатов диагностики и самодиагностики, выработку
рекомендаций по самосовершенствованию для продуктивного и
эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности,
подготовку к зачету по курсу.
Основные понятия
Стороны профессионального труда, профессиограмма, психограмма,
акмеограмма, профессионализм, стороны и критерии профессионализма;
уровни, этапы ступени профессионализма; профессионализация,
мотивационная и операциональная сфера профессионализма,
профессиональное сознание, профессиональное мышление,
профессиональная среда, предпринимательские способности, модели
профессионализма деятельности.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Раздел У1. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М: Наука. 1977. С. 332 - 361.
- Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. - Таллинн.1994.
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии.- СПб.2000.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.1995.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб-Рыбинск.1993.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. - М. 1998.
- Практическая психология: Учебник /Авторы: М.К. Тутушкина и др. - СПб.1998.
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб. 2000.
- Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учебное пособие-. Л.1981.
- Квалиметрия человека и образования: Методология и практика /Под науч.ред. А.И. Субетто.Ч.3.-М.1993.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей /Отв.ред. Ю.А. Кудрявцев .- М.,2000.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.1999.
Профессиограмма - научно обоснованные нормы и требования
профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности
специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования
профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем
создают условия для развития самого работника. Это обобщенная
эталонная модель успешного специалиста в данной области.
Психограмма - это описание человека труда в профессии.
Психологические качества, желательные для эффективного выполнения
профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста,
преодоления экстремальных ситуаций в труде.
Акмеограмма - акмеологическое описание требований,
предъявляемых к профессионализму, мастерству и индивидуальности
работника.
Профессионализм - уровень осуществления профессиональной
деятельности, при котором человек превращается из деятеля,
специалиста в субъект труда, в профессионала. Профессионализм
характеризуется продуктивностью и эффективностью осуществления
профессиональной деятельности.
Профессионализация - восхождение специалиста к
профессионализму. Целостный непрерывный процесс становления личности
специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора
профессии, длится в течение всей профессиональной жизни и
завершается, когда человек прекращает профессиональную
деятельность.
Процесс профессионализации - это приближение
состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону
модели специалиста.
Мотивационная сфера профессионализма - характеризуется
мотивами, которые побуждают человека в профессиональной деятельности,
из каких ценностных ориентаций он исходит то, какой смысл имеет в его
жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится
достичь, насколько он удовлетворен трудом.
Операциональная сфера профессионализма - характеризуется тем,
какими приемами специалист достигает поставленной цели, какие
технологии использует, какие средства - знания, мыслительные
операции, способности применяет для достижения целей-результатов
труда.
Профессиональное сознание (самосознание) - это комплекс
представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ
себя как профессионала, система отношений и установок к себе как
профессионалу.
Профессиональное мышление - использование мыслительных
операций как средств осуществления профессиональной деятельности.
Процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком
профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и
результатов труда). Приемы постановки, формулирования и решения
профессиональных задач, этапы принятия и реализации решений в
профессиональной деятельности, целеобразования и планирования в ходе
труда, выработки новых стратегий профессиональной деятельности.
Профессиональная среда - совокупность предметных и социальных
условий труда, включающая сам предмет труда, средства, орудия труда,
объективно необходимые действия и операции труда, а также
межличностные отношения, психологический климат в труде, субъективное
восприятие и осознание самими участниками разных сторон труда.
Автор-составитель примерной программы дисциплины "Психология профессиональной деятельности" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Эхов С.Ф.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению
подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического
совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно-
методического объединения по направлениям педагогического образования
на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).