Коршунова Т.Ю., ассистент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Акмеографический метод исследования базируется на анализе продуктов, результатов деятельности и отличается от биографического метода тем, что рассматривает личность в период расцвета, совершенства, профессиональной зрелости.
Продуктивность профессиональной деятельности мы связываем с понятием успеха. По "Толковому словарю русского языка" "успех - 1) удача в достижении чего-либо; 2) общественное признание; 3) хорошие результаты в учебе, работе". Успех в профессиональной деятельности проявляется в достижении работниками значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.
Однако было бы неверно рассматривать наблюдаемые у человека качественно-количественные характеристики развития в связи с вступлением его в состояние взрослости. Они определяются не только теми объективными и субъективными факторами, которые воздействуют на него лишь на этом отрезке жизненного пути. Настоящее, при его изучении, относится ли это к развитию целого общества или отдельного взрослого человека, во многом обусловлено тем, как осуществлялось его раннее воспитание в пору младенчества, до школы и в школе, в отрочестве, юности.
Так, изучая профессиональный портрет учителя 30-х годов и сопоставляя его с портретом современного учителя, мы обнаружили, что ничто не исчезает, а изменяясь, перерастает в другое качество и профессиональные черты личности учителя прошлого времени проявляются у современного учителя.
Одним из эффективных путей изучения студентами биографий различных категорий профессионалов, начиная от древних философов, педагогов, ученых и заканчивая предпринимателями в курсе "История образования", является акмеографический метод. Его использование может осуществляться по разным схемам, простейшей из которых является следующая: рождение, домашнее воспитание, образование, профессиональная деятельность и ее результаты.
Акмеографические поиски студентов и магистрантов направлены, прежде
всего, на выявление условий и факторов, способствующих развитию
профессионализма, а также препятствующие ему.
Важнейшей стороной исследовательской деятельности студентов является
определение акмеологических инвариант профессионализма - основных
личностных качеств и умений профессионала, обеспечивающих высокую
продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее
содержания и специфики.
Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах (мотивах), которые также подвергаются студентами и магистрантами тщательному анализу. Подход к изучению личности и деятельности профессионала с применением акмеографического метода исследования позволяет выпускнику педагогического вуза приобрести знания и умения по выявлению факторов и условий, обеспечивающих активное саморазвитие известных исторических деятелей, поиска и нахождения личностных качеств, способствовавших достижению признания их заслуг и успеха.