Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена

Из книги: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975, с. 40-44.

Мотивация и продукты воображения

А) Психогенные потребности. В работах, посвященных уровню притязаний, мотивация изучается в плане реальной сознательной деятельности. Некоторые авторы полагают, что наилучшим способом изучения мотивации является исследование продуктов воображения. Сторонники этого направления основываются на фрейдистских представлениях о функции сновидений и механизме проекций, а также на исследованиях участия воображения и проецирования в процессах восприятия. Две группы исследователей специально занимались анализом продуктов воображения. Первая - это группа сотрудников Гарвардской психологической клиники под руководством Меррея (1938). В 30-40-е гг. здесь работали такие исследователи, как Сире, Розенцвейг, Мак-Киннон, Занфорд, Франк, Бек, Овсянкина, Уайт и др., и их исследования явились ценным вкладом в изучение мотивации. Классическая работа этой группы - книга Меррея (1938) - открыла новые пути изучения мотивации и содержала в себе, в частности, первые исследования, в которых был применен метод тематической апперцепции, позволивший выявить такие специфически человеческие (психогенные) потребности, как, например, потребность в успехе, или достижении (need for achievement = n Ach), потребность в аффилиации (Affiliation), потребность в познании и исследовании и т. д.

Б) Потребность в успехе, или достижении. Вторая группа исследователей, не вполне свободная от влияния первой, объединялась вокруг работ Мак-Клелланда (1953), посвященных изучению потребностей в аффилиации и особенно потребности в достижении. Современный обзор этих исследований с обширной библиографией можно найти в книге Аткинсона (1958).

Мак-Клелланд (1953) исходил из предположения, что на первой стадии исследования необходимо стимулировать изучаемую потребность методом лишения, как и при изучении биологических потребностей. Ощущение голода создается путем лишения индивида всякой пищи в течение более или менее длительного времени. Автор полагал вначале, что с помощью экспериментальных неудач можно создать аналогичный метод лишений и для потребностей в достижении. Постепенно стало выясняться важное значение познавательных факторов, вводимых посредством инструкций, предлагаемых испытуемым. Потребность в достижении формировалась Мак- Клелландом таким образом, чтобы имелось 6 ступеней ее интенсивности. С этой целью испытуемые - студенты университета - должны были в течение 12 мин выполнить ряд заданий (анаграммы и т. п.); инструкция создавала либо безразличную ситуацию, не предполагавшую личной заинтересованности в успехе, либо стрессовую (испытуемым сообщалось, что их результаты будут использованы для определения их умственных способностей или профессиональной пригодности). Сразу же после этого им предлагалось принять участие в проводимом новым экспериментатором тесте на творческое воображение (типа ТАТ) - с целью определения их идей и образов (thought sampling), вызванных потребностями различной степени интенсивности. В этом испытании использовались следующие 4 стандартных изображения: 1. Сцена между отцом и сыном (заимствованная из ТАТ Меррея). 2. Молодой человек в производственной ситуации неопределенного содержания (там же). 3. Два человека у станка в мастерской. 4. Мальчик сидит за столом, перед ним открытая книга (две последние картинки новые). Интерпретация этих картинок испытуемыми выражалась в форме ответов на 4 вопроса: 1. Что здесь происходит и кто действующие лица? 2. Как возникла эта ситуация, или, другими словами, что происходило до момента, изображенного на картинке? 3. Каковы мысли, желания действующих лиц, кто о чем думает? 4. Что сейчас произойдет? Что будут делать персонажи?

Был разработан способ оценки интерпретаций, даваемых испытуемыми. Обзор этой методики можно найти в книге Аткинсона (1958, р. 177-241, 685-837). С помощью этого метода удается выявить в интерпретации испытуемого все, что является выражением его интереса или эмоциональной оценки действий лиц, изображенных на картинках (например: "Он хочет стать крупным бизнесменом", "Он несчастен, потому что провалился на экзамене", и т. д.). Суммарный результат каждого испытуемого выступает в форме индекса достижения, являющегося итогом оценки различных элементов воображения, имеющих отношение к потребности в успехе.

В) Индекс достижения у мужчин и женщин. Установлено, что у учащихся мужского пола величина индекса находится в прямой зависимости от уровня стимуляции потребности в достижении в непосредственно предшествовавшем испытании. Аналогичные результаты были получены в исследованиях, проведенных позднее на большой выборке испытуемых-юношей (Ve-roff and al., 1953) и на индейцах племени навахо. Иначе обстоит дело у испытуемых-девушек. У них индекс остается па постоянном и к тому же довольно высоком уровне независимо от условий мотивации в предыдущем испытании (Veroff and al., 1953). Потребность в достижении у испытуемых-женщин, видимо, более чувствительна к тому, насколько социально приемлема соответствующая деятельность (McClelland, 1953). Можно утверждать также, что существует определенная связь между высоким уровнем потребности в достижении и атмосферой в семье; атмосфера индивидуализма и независимости, вероятно, усиливает у сына потребность в успехе. Так, существует отрицательная корреляция (-0,56) между уровнем потребности в успехе у сыновей и их восприятием отца как "помощника" и "друга". В отношении матери такая корреляция равняется - 0,39 (McClelland, 1953).

Г) Валидность индекса. Важно знать, можно ли считать индекс достижения, полученный посредством оценки продуктов воображения испытуемого, валидной мерой мотивации. Это еще весьма проблематично, если принять во внимание следующие факты. Корреляция между первым результатом и результатом, полученным неделю спустя, невелика и не значима (0,22 для группы из 40 испытуемых). Между величиной мотивации, полученной на основании индекса Мак-Клелланда, и клинической оценкой той же самой черты у тех же самых испытуемых при психологическом и психиатрическом изучении нет никакой корреляции. Нет никакой корреляции этой величины и с оценкой самим испытуемым своей мотивации. С другой стороны, индекс имеет несомненное значение, поскольку наблюдается значимая корреляция его со многими видами деятельности. Так, Лоуэл (1952) отметил, что результаты выполнения одного теста группой испытуемых с высоким индексом существенно улучшались на протяжении 5 последовательных 4-минутных периодов работы, тогда как результаты испытуемых с более низким индексом не улучшались (t = 3,76). Число арифметических операций, выполненных первой группой, также значительно больше по сравнению со второй (t =2,40) (рис.76).


Рис. 76. Результаты двух групп испытуемых с различными уровнями потребности в успехе при выполнении теста на воспроизведение слов.

Испытуемые должны были восстановить точный порядок букв таким образом, чтобы получилось слово. Среднее число слов, восстановленных к концу каждого 4-х минутного периода, подсчитывалось для каждой группы в отдельности на протяжении 5 последовательных периодов. Верхняя кривая показывает, что результаты испытуемых с более высоким уровнем потребности в успехе улучшаются от периода к периоду; в пятом периоде они воспроизводят в среднем на 5,32 слова больше по сравнению с первым. В группе с низким уровнем потребности в успехе не наблюдается такого заметного прогресса, результат здесь улучшается в среднем на 0,43 слова. Разница между группами - 4,89 слова - статистически значима (t =3,76). Можно сделать вывод, что более высокий уровень потребности в успехе обеспечивает более заметное научение в решении сложных задач, допускающих последовательное совершенствование навыка (по: McClelland D., Studies in Motivation, New York, 1955, p. 407). Рис. 76. Результаты двух групп испытуемых с разными уровнями потребности в успехе при решении простых задач на сложение. Подсчитывалось число простых операций сложения, выполненных испытуемыми 2 групп к концу каждого из 5 двухминутных периодов работы. Кривые показывают, что в группе с более высоким уровнем потребности в успехе результаты выше, чем в другой группе. Выполнявшиеся операции были слишком простыми, чтобы мог иметь место систематический прогресс в научении (по: McClelland, р. 408).

Кроме того, испытуемые со средним индексом были больше озабочены тем, чтобы действовать наверняка (у них наблюдалась тенденция избегать неудачи), тогда как испытуемые с более высоким индексом хотели, скорее, идти на риск, чтобы добиться новых успехов и достичь максимального уровня притязаний (McClelland, Liber-man, 1949). Ряд исследований (Atkinson, 1958) показал также, что испытуемые с высоким индексом, как правило, проявляют упорство при решении задач, они уверены в правильности получаемых результатов и им свойственно честолюбие в том смысле, что они ставят перед собой высокие цели и способны приложить большие усилия для того, чтобы достичь их; они не выказывают волнения при решении задач, держатся независимо и предпочитают не прибегать к помощи других; кроме того, этот индекс коррелирует с умственными способностями, измеряемыми, например, посредством задач на вычисление.

Интересно было бы выяснить, не приведет ли измерение потребности в достижении при отсутствии фазы предварительной ее стимуляции к другим, столь же значимым результатам, которые более непосредственно связаны с мотивацией. Действительно, исходная мысль Мак-Клелланда о том, что потребность в успехе должна быть "создана" или стимулирована с помощью фазы лишения (как это происходит в случае голода), не совсем верна. Можно измерить потребность, проявляющуюся непосредственно в той или иной активности, и не прибегая к научению и стимуляции. Одно дело изучать чувствительность воображения испытуемого к условиям стимуляции и совсем другое - определять обычный уровень его потребности в успехе. Что касается правомерности анализа воображения для изучения мотивации в целом, то встает вопрос: разве воображение нормального человека, который стремится к реализации своих мотивов в реальной деятельности, несет в себе меньше значимых динамических элементов по сравнению с воображением тех, кто воплощает свои мотивы в мечтах, а не в действиях (Nuttin, 1955, р. 169)? Вот почему непосредственное изучение осознанной мотивации на уровне внешнего поведения является более важным для психологии, чем это склонны считать многие психологи (Allport, 1953).

 

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39