Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество часов на курс: 76
Количество аудиторных часов: 38, из них 19 лекционных.

Цель курса: интеграция и систематизация психологических знаний будущих бакалавров технологического образования о механизмах эффективной организации образовательного процесса, направленного на создание условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и профессиональной самореализации учителя в педагогической деятельности.

Задачи курса:

  • интеграция и систематизация психологических знаний студентов о механизмах эффективной организации образовательного процесса;
  • формирование и развитие у студентов умений психологического анализа и прогнозирования эффективности организации обучения, воспитания учащихся, эффективности профессионально-педагогической деятельности;
  • ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, к гуманистической образовательной парадигме; осознание и принятие акмеологических основ педагогической деятельности;
  • формирование профессионального мышления будущих педагогов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса современной школы.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • интеграция знаний по педагогике, общей, возрастной, социальной психологии и их применение для анализа и прогнозирования эффективности образовательного процесса, профессиональной педагогической деятельности;
  • опора на личностно-деятельностный подход в общем контексте основных тенденций развития современного образования;
  • практикоориентированность курса, связанная с применением полученных знаний о психологических закономерностях для решения типичных проблем обучения и воспитания, профессиональной деятельности учителя, в частности учителя технологии;
  • личностная ориентированность курса, направленная на ценностное самоопределение и личностное принятие студентами идей гуманистической образовательной парадигмы; на осознание и принятие акмеологических основ педагогической деятельности; на формирование и развитие профессионального мышления и позиции, индивидуального стиля педагогического труда.

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в процессе анализа подготовки и проведения лабораторных занятий, по итогам ответов на проблемные вопросы в ходе лекций, при самотестировании.

Итоговая аттестация - экзамен.

Основное содержание

Предмет и методы психологической психологии. История возникновения и развития педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими отраслями психологической науки, с педагогикой и частными методиками. Педагогическая психология как отрасль современной психологической науки. Предмет, структура и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии.

Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Образование (система, процесс, результат) как объект педагогической психологии. Основные тенденции современного образования. Психологические основания гуманистической образовательной парадигмы. Общее определение подхода к обучению. Диалектика обучения и развития. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода к обучению. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода к обучению. Личностно-деятельностный подход к обучению с позиции педагога и учащегося.

Психология субъектов образовательного процесса. Общая характеристика субъекта деятельности. Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик. Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
Педагог как субъект педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.
Обучающийся (младший школьник, подросток, старшеклассник) как субъект учебной деятельности. Обучаемость как характеристика субъекта учебной деятельности. Индивидуальный стиль учебной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут.
Родители как субъекты образовательного процесса. Ожидания и позиции родителей в образовательном процессе.

Психология учебной деятельности учащихся. Общая характеристика учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности. Учебная мотивация. Общая характеристика усвоения. Структурная организация процесса усвоения. Основные характеристики усвоения. Навык в процессе усвоения. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

Психология педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Характеристики педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Индивидные предпосылки деятельности педагога. Связь индивидуальных особенностей и способностей педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Профессиональное самосознание педагога как основа личностного и профессионального совершенствования. Понятие о продуктивности и уровнях профессионально-педагогической деятельности. Профессиональная карьера педагога.

Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе. Общая характеристика взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество. Общение в образовательном процессе. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Психологические аспекты воспитания как целенаправленного развития индивидуальности обучающихся. Психологические особенности организация ведущих типов деятельности в воспитательном процессе.

Психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса. Психологический анализ урока. Психологический анализ воспитательного взаимодействия с учащимися. Основные направления и содержание деятельности психологической службы в образовательном учреждении.

Организация самостоятельной работы

В процессе подготовки к занятиям студенты изучают первоисточники и учебные пособия, выполняют лабораторные работы, систематизируют учебную информацию (заполненяют таблицы, чертят схемы, отвечают на проблемные вопросы, осуществляют микроисследования и интерпретируют их результаты).

Основные понятия

Предмет педагогической психологии, методы педагогической психологии, личностно-деятельностный подход к обучению, субъектные качества педагога, обучающийся как субъект учебной деятельности, родители как субъекты образовательного процесса, учебная деятельность, внешняя структура учебной деятельности, учебная мотивация, усвоение, структурная организация процесса усвоения, характеристики усвоения. навык в процессе усвоения, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности, педагогическая деятельность, мотивация педагогической деятельности, педагогические функции и умения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, профессиональное самосознание педагога, продуктивность и уровни профессионально-педагогической деятельности, взаимодействие субъектов образовательного процесса, учебно-педагогическое сотрудничество, общение в образовательном процессе, психологические аспекты воспитания, психологический анализ урока, психологический анализ воспитательного взаимодействия с учащимися, психологическая служба в образовательном учреждении.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001.
  2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.1981.
  3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. М.В. Гамезо. - М.1982.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2: Психология образования, Кн.3: Психодиагностика - 3-е изд. - М. 1998-1999.
  5. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.1981.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.1998.
    б) дополнительная литература
  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.1983.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.1986.
  3. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М.1976.
  4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М.1975.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.1993.
  6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.1975.
  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.1984.
  8. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой.- М.1986.

в) словарь терминов

Акмеологические инварианты в педагогической деятельности - такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность педагогического труда независимо от действия внешних условий и факторов (постоянная включенность в процесс принятия решений, предвидение, проницательность, личностные притязания и мотивация достижения, саморегуляция и др.).

Гуманистическая образовательная парадигма - представление о сущности образовательного процесса и механизмах его развития, основанное на идеях теории деятельности, личностно-деятельностного подхода к обучению, гуманистической психологии и народной педагогики, признающих ценность и индивидуальность личности обучающихся и создающих условия для проявления его субъектных характеристик в образовательном процессе.

Индивидуальный стиль деятельности - присущий конкретному педагогу, как субъекту педагогической деятельности, когнитивный стиль, стиль общения, стиль управления, саморегуляции. Определяется индивидуально-психологическими особенностями педагога, включающими индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности обучающихся.

Личностно-деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Навык - упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнение действия, характеризующееся отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Научение - процесс приобретения человеком любого опыта (знаний, умений, навыков), который включает протекающие не осознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У человека роль и значение научения меняется в процессе онтогенеза, постепенно уступая место учению и учебной деятельности, хотя и не теряет совсем своего значения.

Образовательная парадигма - совокупность теорий, концепций, взглядов и идей, выступающих основой для рассмотрения сущности образовательного процесса и механизмов его развития.

Подход к обучению - категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; это глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия (обучающего и обучающегося).

Продуктивность педагогической деятельности - результативность педагогической деятельности, выражающаяся в степени соответствия педагогических результатов поставленным педагогическим целям.

Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Субъект деятельности - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Усвоение - процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. По С.Л. Рубинштейну, усвоение - "центральная часть процесса обучения, … психологически сложный процесс, который не сводим к памяти или прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя…".

Учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных из вне педагогом (или формулируемых самостоятельно), на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Ядром учебной деятельности является учебное самосознание, то есть осознание обучающимся мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который сам организует, направляет, контролирует и регулирует процесс учения.

Учебно-педагогическое сотрудничество - проявление гуманистической образовательной парадигмы на практике: процесс взаимодействия, общения и совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленный на их личностное развитие, личностную и профессиональную самореализацию.

Учение - неполная учебная деятельность; процесс, в котором обучающийся не в полной мере выступает субъектом познавательной деятельности, хотя и приобретает определенный опыт (знания, умения, навыки): наличие неадекватных мотивов, несамостоятельная постановки цели, отсутствие самостоятельности при выборе средств решения учебной задачи, полное или частичное отсутствие самоконтроля, самооценки и саморегуляции деятельности.

 

Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук С.Ф. Эхов

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 30 августа 2001 г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
Система управления сайтом Host CMS
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39