Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, адекватно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
- Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания, разработанные в гносеологии.
- Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин.
- Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
- Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он включается в состав научного знания.