Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 3
Количество учебных часов на курс: 98
Количество аудиторных часов на курс: 54, из них 36 лекционных
Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих бакалавров технологического образования, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности.
Задачи курса:
- сформировать у студентов целостное педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогической науки;
- сформировать у студентов умения описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, использовать общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач;
- содействовать развитию исследовательской позиции будущего педагога в профессиональной деятельности;
- содействовать становлению индивидуализированной концепции педагогического знания.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Курс является логическим продолжением курса «Введение в педагогическую деятельность». Отбор учебного материала обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования:
- фундаментализации, определяющим концентрацию учебного материала вокруг основных категорий педагогики;
- гуманизации, обусловливающим диалогичность учебного материала, ориентирующую студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций.
- гуманитаризации, проявляющимся в обосновании ценностных основ теоретических построений, в развитии профессионально-личностной рефлексии;
- практикоориентированности (технологичности), отражающим реализацию взаимосвязи науки и практики.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях. Задания представляют собой совокупность задач, отражающих основные требования государственного образовательного стандарта и данной учебной дисциплины. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использование разнообразных методик диагностики профессионального продвижения студента при изучении педагогических дисциплин.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний - экзамен, который определяет знание основных понятий курса, степень осмысления студентами объективной педагогической реальности, сформированности умений описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления.
Основное содержание
Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный периоды ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Методология педагогической науки и деятельности. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Значение определений понятий для развития науки и практики. Виды педагогических знаний. Знания научные и ненаучные. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Педагогические и непедагогические знания. Методы педагогических исследований.
Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Предмет педагогической науки. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса.
Воспитание. Характеристика воспитания как части педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Определение сущности воспитания через развитие мотивационно-ценностной сферы личности. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Формирование «новой культуры воспитания». Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Внутренняя логика процесса воспитания.
Обучение. Характеристика дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Предмет, методы и функции дидактических исследований. Характеристика обучения как дидактического процесса. Теоретико-методологические основы обучения. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей. Содержание образования и научные основы его совершенствования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Педагогические теории отбора содержания общего образования. Модели и технологии обучения. Сущность и принципы проектирования учебных технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий. Дифференциация и индивидуализация обучения, модели дифференциации и индивидуализации обучения в образовательной практике. Современные теории и концепции обучения. Оценка результатов обучения.
Основные понятия
- педагогика, структура педагогической науки, методология и методы педагогической науки, принципы педагогической науки, категории педагогики;
- педагогический процесс (субъекты, закономерности, цели, ценности, технологии);
- педагогическая система, воспитательная система, дидактическая система, образовательная система, развитие образовательных систем;
- обучение, теории обучения, закономерности обучения, организационные формы и методы обучения, содержание образования, контроль и оценка;
- воспитание, теории воспитания, закономерности воспитания, методы и технологии воспитания;
- коллектив, детские коллективы и объединения, закономерности их становления и развития;
- методология педагогической деятельности, теории педагогической деятельности;
- миссия школы;
- образовательные программы, образовательные технологии;
- социально-педагогические характеристики современного Детства, педагогическая диагностика, педагогическая поддержка.
Организация самостоятельной работы предполагает: подготовку к лекциям и практическим занятиям; выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины (по выбору, соответствующему интересам студентов); проведение микроисследований; выполнение творческих заданий; подготовку к индивидуальным консультациям с преподавателем.
Типовые задания для самостоятельной работы:
- Работа с текстами (на основе технологий критического мышления; реферирования, аннотирования, экспертизы и др.).
- Анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам.
- Сравнение концепций, теорий.
- Теоретические дискуссии, дебаты.
Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики. Они определяются в процессе собеседования преподавателя и студента с целью максимального содействия развитию профессионально-познавательных интересов будущих педагогов.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Для изучения данного курса рекомендуются учебные пособия “Педагогика”, изданные в 1995-2002 г.г.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.,1998.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. Основы философии образования. М., 1999.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М.2001.
- Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.
б) дополнительная литература
- Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу. СПб., 1999.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1993.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995.
Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук В.А.Ченобытов.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №1 от 30 августа 2001 г.)
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).