В основе концепций личностно ориентированного образования тоже заложен набор парадигм, отличающийся от традиционной своей гуманистической направленностью, т.е. ориентацией на не наносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариативностью, подверженностью творческому переосмыслению. В качестве таких парадигм В.В.Сериков предлагает следующие:
- сущность воспитания и воспитательного отношения состоит в указании и развитии сущностного основания человека, определяемого не столько его социальностью, сколько способностью осмысливать (придавать смысл), субъективизировать действительность, внося в природу и социум на всех уровнях свое субъективное начало. Собственно воспитательное отношение - это создание личностно утверждающей ситуации, обеспечивающей становление опыта выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира и мировоззрения, своего стиля, собственной структуры деятельности. Воспитание - процесс личностно образующий, отличный от научения, привития, дрессировки. Становление ребенка субъектом - это не момент воспитания, а его суть.
- воспитание - это особая сущностная человеческая деятельность, когда воспитатель реализует себя и представляемую им культуру через личность ребенка, поскольку эта потребность изначальна и сущностна для человека как стремление утвердить и выразить свое через другого. Воспитание - естественный процесс удовлетворения взаимных потребностей двух поколений. Отчуждение от воспитания хотя бы одного из субъектов - воспитателя или воспитанника - разрушает эту деятельность, ее духовную сущность, превращает ее в навязанное общение для воспитанника, в "воспитательную работу" для педагога в худшем смысле этого слова.
- в основе воспитательной деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка. Механизм воспитания связан с феноменом совместной деятельности, с диалоговым представлением ценностей, носителем которого для ребенка выступает другой человек.
- цель воспитания разрабатывается с учетом трех источников: педагогического запроса общества, самого воспитанника и воспитателя. Какой бы она по своему статусу ни была, в ее формировании обязательно участвуют все три источника.
- проектирование воспитательной ситуации включает следующие элементы: представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников; выявление системы личностных состояний и процессов (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых); разработка предметного содержания деятельности воспитанников, обеспечивающей психические механизмы развития - объекты, проблемные ситуации, ориентировочную основу, деловые и межличностные связи; построение системы организационно-педагогических действий воспитания; выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.
- реализация педагогической ситуации - это суть воспитательной технологии. Технология - это "пакет" методик, прилагаемых к целям. Простейшая "единица" личностно ориентированного педагогического процесса - диалог. Культура, обретающая форму педагогического процесса, в первую очередь должна быть диалогизирована, стать своеобразным пространством обмена духовными потенциалами.