Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена

Современная дидактика как общая теория обучения, сформировала следующую концепцию обучения.

  1. Концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе. Выдвигая требование одновременного развития когнитивной, аффективной и действенно-практической сфер сознания, современная дидактическая система стремится к преодолению противоречий между знаниями и умениями, теорией и практикой, способностями к описанию и изменению действительности, между знаниями, воспринятыми от учителя и самостоятельно приобретенными.
  2. Концепция также опирается на современные данные педагогической психологии и физиологии о механизмах умственной деятельности, роли целей, мотивов и потребностей в познавательной деятельности.
  3. Обучение не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению ими противоречий, ни к собственным открытиям учащихся. Его отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной активностью учащихся, базирующееся на научной организации труда субъектов обучения. Главная цель при этом - выведение учащихся на заданный уровень обученности с минимальными затратами времени, сил и средств.
  4. Все более проникают в практику идеи педоцентризма, личностной ориентации обучения, его индивидуализации, интеграции и дифференциации, повышения уровня субъектности отношений участников процесса обучения. Это отражается на подходах, применяемых при разработке учебных планов, образовательных программ, делая их более адаптированными к самым разнообразным потребностям и интересам учащихся.
  5. Повышается уровень технологичности процесса обучения, достойное место в нем занимают информационные, мультимедийные технологии, усложняются применяемые средства обучения. Педагогическая диагностика становится неотъемлемым атрибутом процесса обучения.
  6. Постоянно изменяется, обновляется, в связи с развитием педагогики, понятийный аппарат дидактики и ее содержание. Разрабатываются новые теории и концепции обучения.
  7. В обучении, построенном на современном конструктивно- деятельностном подходе:
  • прямая цель - гармоничное развитие всех сфер личности учащихся, их способностей, интересов, потребностей и мотивов.
  • Содержание урока строится как освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований действительности и самого себя.
  • Движущие силы учения - преодоление центрального противоречия между уровнем сложности учебной задачи и имеющимися интеллектуальными ресурсами для ее решения через радость творчества, ощущение личностного роста, уверенности в себе.
  • Способы работы - совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися.
  • Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и теоретических) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы.
  • Учитель - помощник, старший друг, советчик в поисках истины.
  • Первая обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.
  • Главный результат обучения - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, нести персональную ответственность за результаты своего учения.
  • Продуктами процесса обучения являются: ЗУНы; мировоззрение личности; кругозор и эрудиция; качества ума (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, развитая познавательная потребность; навыки самообразования; активность; умственная и физическая работоспособность личности; воспитанность; профессиональная ориентация и др.
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39