Современная дидактика как общая теория обучения, сформировала следующую концепцию обучения.
- Концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе. Выдвигая требование одновременного развития когнитивной, аффективной и действенно-практической сфер сознания, современная дидактическая система стремится к преодолению противоречий между знаниями и умениями, теорией и практикой, способностями к описанию и изменению действительности, между знаниями, воспринятыми от учителя и самостоятельно приобретенными.
- Концепция также опирается на современные данные педагогической психологии и физиологии о механизмах умственной деятельности, роли целей, мотивов и потребностей в познавательной деятельности.
- Обучение не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению ими противоречий, ни к собственным открытиям учащихся. Его отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной активностью учащихся, базирующееся на научной организации труда субъектов обучения. Главная цель при этом - выведение учащихся на заданный уровень обученности с минимальными затратами времени, сил и средств.
- Все более проникают в практику идеи педоцентризма, личностной ориентации обучения, его индивидуализации, интеграции и дифференциации, повышения уровня субъектности отношений участников процесса обучения. Это отражается на подходах, применяемых при разработке учебных планов, образовательных программ, делая их более адаптированными к самым разнообразным потребностям и интересам учащихся.
- Повышается уровень технологичности процесса обучения, достойное место в нем занимают информационные, мультимедийные технологии, усложняются применяемые средства обучения. Педагогическая диагностика становится неотъемлемым атрибутом процесса обучения.
- Постоянно изменяется, обновляется, в связи с развитием педагогики, понятийный аппарат дидактики и ее содержание. Разрабатываются новые теории и концепции обучения.
- В обучении, построенном на современном конструктивно- деятельностном подходе:
- прямая цель - гармоничное развитие всех сфер личности учащихся, их способностей, интересов, потребностей и мотивов.
- Содержание урока строится как освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований действительности и самого себя.
- Движущие силы учения - преодоление центрального противоречия между уровнем сложности учебной задачи и имеющимися интеллектуальными ресурсами для ее решения через радость творчества, ощущение личностного роста, уверенности в себе.
- Способы работы - совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися.
- Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и теоретических) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы.
- Учитель - помощник, старший друг, советчик в поисках истины.
- Первая обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.
- Главный результат обучения - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, нести персональную ответственность за результаты своего учения.
- Продуктами процесса обучения являются: ЗУНы; мировоззрение личности; кругозор и эрудиция; качества ума (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, развитая познавательная потребность; навыки самообразования; активность; умственная и физическая работоспособность личности; воспитанность; профессиональная ориентация и др.